Классный час "Молодежный сленг"
классный час на тему

Разработка классного часа по теме "Молодежный сленг.Что это?".Классный час проведен в группе с.317 ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_klassnogo_chasa_molodezhnyy_sleng.zip24.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Классный час

                                             «Молодежный сленг. Что это?»

Цели и задачи:  

1) привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины   его    популярности;

 2) вызвать учащихся на разговор;

 3) развитие речи учащихся, умений доказывать

   свою точку зрения;

 4) воспитание бережного отношения к русскому языку.

 5) воспитание правовой культуры старшеклассников;

 6) ознакомить учащихся с основами молодежной субкультуры

                                               Ход мероприятия.

Преподаватель (классный руководитель):

Сегодня у нас  разговор пойдет о речи молодежи. Когда слышишь невольно беседу между подростками взрослым иногда сложно понять, о чем говорят молодые люди.

Выпускник высшего учебного заведения  проходил собеседование по поводу устройства на престижную работу в одну из коммерческих фирм. Работодатели, проверяя уровень интеллекта и грамотность речи парня, поняли из того, что он сказал, только несколько фраз. Также они  отметили обилие совершенно им незнакомых выражений. Разочарованный отрицательным отзывом, свежеиспеченный выпускник вуза никак не мог понять, почему его не приняли. Внешние данные - что надо. Оценки в дипломе нормальные.

      Этот случай невольно обозначает серьезную проблему, которая напрямую затрагивает сегодняшнюю молодежь. Это проблема сленговых слов.

    Сленг проник во все сферы жизни. Речь ведущих на телевидении изобилует сленгами. Модные журналы итого больше.

 Включаешь телевизор и удивляешься. То Александр Масляков скажет: «Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил». Другая телеведущая поведает, что на сцене МХАТа «сегодня первая премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь»».

Ознакомьтесь с еще некоторыми цитатами из современных изданий, которые заставляют задуматься о проблеме сленга.

«Можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП - подстава?»

«Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то еще одна тюлька - эти ребята интервью не дают никому».

«Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зеленого» и уверены, что населению все равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками».

 Речь большинства россиян в последние годы стала более вульгарной. Хочется задать вопрос: почему? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех – профессора, политика, студента, школьника, депутата, уголовника.

Говоря о том, как непонятен нам язык современной молодежи, стоит вспомнить забавный  комедийный фильм «Кин-Дза-Дза». Посмотрев его, сразу же начинаешь относиться проще к современному молодежному сленгу. А теперь взгляните на себя со стороны! Кто из нас не употреблял выражение «ни фига себе!»? А ведь это тоже сленг. Давайте попробуем понять, откуда взялись корни у таких вот интересных словечек?

Выступление 1. Сообщение студента группы С.317 Малярова Ивана об истории слова «СЛЕНГ».

      Давным-давнов незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники. Их тогда называли – офени. Торговали в городах и селеньях разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них часто нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык.

Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. Простым людям очень понравился этот язык и они также стали его применять.

Постепенно  он стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Жаргон проник в воровские шайки, побывал в кандалах на Калыме. Так появился Воровской жаргон.

Давайте вспомним  (из художественных фильмов), какой вопрос задают при знакомстве друг с другом представители криминального мира: «По фене ботаешь?» Именно от  него, считают современные лингвисты, и берут свое начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор - например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно  - «отлично», «здорово». Сейчас мы тоже используем в своей речи это слово.

В начале века феня насчитывала около четырех тысяч слов и фраз.  

     Выступление  2. Источники сленга.

Сообщение студента Кажимова Армана.

Прежде чем охарактеризовать молодежный сленг, необходимо понять само значение терминов «сленг» и «жаргон».

А.К. Бабина - исследователь молодежного сленга утверждает, что термин «сленг» появился в русской лексике недавно, в отличие от «жаргона» он не зафиксирован ни в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, ни в словаре Даля. В русский язык проникновение этого слова было связано с изучением англоязычных культур.

Сленг, по мнению многих исследователей, является вторичным образованием по сравнению с жаргонами.

 Источниками пополнения молодежного сленга являются иностранные языки

(«хаер» - волосы, «сайз» - размер «мани» - деньги, «литловский» - маленький), заимствования из языка музыкантов, спортсменов и компьютерная терминология. Впрочем, как и раньше, так и теперь источником сленга служит обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается. Например, «белая», «беляк» - компьютерная мышь,

 «скан» - скопированное, списанное, «мобила» - телефон, связь, «симка» или «самса» - способ мобильной связи, «глюк» - ошибка, незавершенность в компьютерной  программе и др.

      Переделывание имен знаменитостей делается для более легкого произношения и восприятия. Например, Паша Макаров - Пол Маккартни, Ленин - Джон Леннон, Макар - Андрей Макаревич.  

Молодежный сленг и жаргон позволяет выражать свое мнение в очень интересной, иногда абсурдной форме.

Выступление 3. Студент Макаров Александр:

Хочется добавить некоторые дополнения связанные с темой источников происхождения современных сленговых словечек. Это прежде всего:

1.Заимствования. Чаще всего из английского языка. Многим, даже не изучавшим английский понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, пипл.  Зарубежный сленг так прочно влился в нашу  современную речь, что мы даже не обращаем на него внимания.

2.Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему. К сожалению, есть у молодежи «привычка» впитывать в себя все ненужное и грязное. Некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее, взрослее

3.Компьютерные технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. Для понимания молодежного интернет-сленга начали составлять словари. Если в варианте с заимствованными словами обычный человек еще как-то оставался в теме разговора, то в данном случае без специальных знаний ничего не поймешь.

4.Работа  и хобби. В каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы.

5.Музыка. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.

Выступление 4. Знакомство с мнением филологов.        

 Сообщение студента Бондаренко Артема:    

Сленг, как считают филологи, это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления.

Молодежный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современной молодежи все же отличается от «словарного запаса» наших  родителей в том же возрасте.

 Сленг — это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры    

По мнению филологов, молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального - «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного - «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики - «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа, техникум, институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Свой язык есть у рокеров, Панков, хиппи, футбольных фанатов.

      Выделить ту или иную разновидность сленга сложно, а подчас и просто невозможно - слова одной социальной группы легко заимствуется другой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своим происхождением оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».

   Преподаватель (классный руководитель):

 Итак, мы познакомились с разными фактами и мнениями о сленге. Давайте сами решим, как нам к нему относится.

          Вопросы для обсуждения:

1.Допустимы ли сленговые выражения в бытовом общении? Как вы думаете? Докажите свою точку зрения?

2.Как вы думаете, почему существует сленг? (Учащиеся высказывают свое мнение.)

3.Как вы относитесь к сленгу представителей СМИ, депутатов, политиков?  

4.Как вы считаете, к чему может привести излишнее увлечение сленгом?

5.Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет   сленг?

6. Есть ли отличие, по вашему мнению, между молодежным сленгом и жаргоном?

Преподаватель. Во Франции принят закон  о чистоте французского языка. И это дает результаты. Там говорить на правильном французском не просто должно, но и модно.  

« Вэйлу ликулли хумаззатил - люмаза» Эти слова из Корана означают – «Горе всякому хулителю». Мусульмане считают, что хула, сквернословие - порождение Сатаны. Если господь научил человека молиться, то Сатана учит человека оскорблениям и унижениям. Шариат категорически запрещает хулу, особенно в присутствии женщин и детей. Ибо это не входит в понятие прекрасного.

   Вопрос к группе :

   - Что же нужно сделать, чтобы и в нашей стране говорить на правильном русском  языке стало бы модно?

Преподаватель.

     Конечно, язык живет соей жизнью и видоизменяется. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы молодежь  знала,  что разговорная и литературная речь - вещи разные.

Необходимы не только законы в области языка, но и необходимо неуклонно и настойчиво повышать престиж грамотного употребления языка.

     Великие поэты и писатели восторгались красотой русского языка, называя его одним из самых красивых и многогранных в мире.

 Вопрос к группе:

   - Какие высказывания, пословицы о языке вы можете назвать. Какие поэты и писатели писали и восторгались русским языком?

Степаненко Вячеслав:    

Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов.) 

Клавдиенко Владислав:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

( И. С. Тургенев)

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. (Я. А. Добролюбов)

Абубикеров Дамир:

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. ( П. Мериме)

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. ( В. Г. Белинский)

Филимонов Сергей:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. ( Н. В. Гоголь)

Бахирев Сергей:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. ( К. Г. Паустовский)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.  (И. С. Тургенев)

Преподаватель: И наш разговор мне хочется закончить словами А.А.Ахматовой: «…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Индивидуальный проект по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон"

Презентация индивидуального проекта по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон". Проект подготовлен студенткой гр. СД-161с. При подготовке проекта проводилось анкетирование студентов, которы...

Исследовательская работа "Влияние английского языка на русский компьютерный сленг"

Проблема исследования русского компьютерного сленга кажется нам актуальной, так как этот пласт лексики прочно вошел не только в лексикон пользователей компьютера, но и проник в сферу общего употреблен...

«Молодёжный сленг и жаргон»

Цель исследования.Выявление особенностей употребления жаргонных слов и молодежного сленга в речи подростков, а также их негативного влияния на культуру речи общества.Задачи исследования.Изучить истори...

Индивидуальный проект "Сленг как явление в современной лингвистике"

Индивидуальный проект   "Сленг как явление в современной лингвистике" создавался в рамках проектирования на 1 курсе. Работа информативного характера, но выстроена  последовате...