Адаптация студентов в условиях общежития.
статья на тему

Процесс профессионального обучения в колледже и адаптация студентов к новым условиям обучения и проживания в общежитии, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. В связи с этим воспитательная деятельность, особенно в общежитии, требует применения инновационных методов соответствующих возрасту и бытовым условиям. "Пусковым механизмом" процесса адаптации человека является смена среды, окружающей его. Тогда новые условия, новые взаимоотношения начинают формировать у человека новую "картину мира". Это происходит как реакция на новые условия деятельности и процесс адаптации имеет своей сутью преодаление затруднений , связанных именно с новизной условий.

Представленный материал имеет несколько основных направлений, которые могут рассматриваться как методы адаптации молодежи в общежитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pechati.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация студентов в условиях общежития.

 Процесс адаптации студентов в условиях общежития непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. Главным компонентом адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и сложности.

            В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психологических, субъективных и объективно-социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений. Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

           При заселении в общежитие студент заполняет анкету, которая содержит очень важные сведения: сколько детей в семье, где и кем работают родители, чем в свободное время любит заниматься студент. Воспитатели и актив общежития берут все на заметку, чтобы заинтересовать танцами, спортом, оформлением стендов и т.д. Задача воспитателя заключается в том, чтобы сохранить желание студента заниматься чем-то полезным.

          При первом знакомстве воспитатель знакомит студентов с правилами проживания и активом общежития. Он старается определить, на кого будет  можно потом положиться в дальнейшем, кто может помочь. В общежитии «Березка» ГАОУ СПО Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа организованы центры, которые входят в совет общежития. Центр «Учение» помогает в учебе, контролирует посещаемость занятий и успеваемость. Приобщение к ведению здорового образа жизни, укрепление физической и нравственной закалки молодежи, контроль за регулярным посещением уроков физической культуры, спортивных мероприятий, поддержание порядка в общежитии и близлежащей территории контролирует центр «Здоровье и быт». Центр «Досуг» организует активный отдых студентов: посещение театров, кино, участие в мероприятиях.

           Процессы адаптации происходят постепенно, т.к. непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

- вживание в иную культурную среду;

-новый коллектив;

-проживание в общежитии;

-любовь.

           Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при поступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.

          Очень важным элементом является первое поручение для студента. Здесь проявляется целый комплекс воспитательных моментов. Для одних – боязнь плохо справиться с порученным делом. Для других – возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных. Происходит формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимание важности и необходимости этого поручения. Отношение к труду у студентов не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности воспитателю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть воспитательного процесса. Для студентов из сельской местности, особенно из дальних районов, процесс адаптации, вживание в новую среду, особенно тяжел. Хоть и бытует мнение, что в деревнях и селах молодежь трудолюбивая, из своего опыта скажу, некоторые не умеют самых элементарных вещей: заправить постель, помыть посуду, приготовить еду. То есть не имеют навыков самообслуживания. С такими девушками работает не только воспитатель, но и студенческий актив – это старосты и их заместители по секции.

              На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующими в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.

            Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни человеку. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки. Приехавших в город учиться студентов ждет очень много соблазнов, то, что раньше запрещали родители, они могут себе позволить и попробовать «запретный плод». И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

          Самые страшные соблазны – это курение и алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегнуть к легкому, как им кажется, решению проблемы, и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей. С этими пороками борется коллектив воспитателей и студенческий актив, который выявляет таких студентов и проводит с ними определенную работу. Кстати сказать, что иногда слова сверстников перевешивают слово воспитателей. Желание быть своим в определенной группе и определяет дальнейшие поступки студентов, т.е. пробуются сигареты, алкоголь. Такие студенты заносятся в группу риска, а их родители приглашаются для беседы.

          Общение является составной частью воспитательной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении с воспитателями и со своими сверстниками, понимание и признание, составляет отличительную особенность юношеского возраста.

          Мы знаем также, что период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей;

- отсутствием навыков самостоятельной работы;

- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития.

            Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

           В первые дни учебы психолог проводит тестирование. Цель тестирования – определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов. Затем проводится беседа психолога с воспитателями, где психолог советует обратить внимание на студентов с повышенным уровнем тревожности.

          Первый курс, это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент подбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

          К трудностям адаптации сами студенты первого курса относят:

- не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе;

- утомление и нервное перенапряжение;

- большой объем и трудное усвоение материала;

- резкое увеличение нагрузки;

- новые условия проживания в общежитии.

         Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: занятия спортом, активное участие в жизни общежития.

         Воспитание духовной нравственности у студентов общежития проводится по принципам: системности, вариативности, гражданственности и принципа личностного подхода. Целенаправленная, систематическая деятельность позволяет воспитывать компетентного специалиста и социально-активного гражданина.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-педагогического сопровождения студентов в условиях общежития

интеллектуальное, психологическое и социальное развитие студентов...

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Адаптация первокурсников проживающих в общежитии техникума

Материал может использоваться кураторами, воспитателями, социальными педагогами...

Формы и методы индивидуальной воспитательной работы со студентами в условиях общежития СПЦ.

                      Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди студентов, ...

Родительское собрание "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"

Родительское собрание знакомит родителей первокурсников с основными трудностями. которые испытывают их дети в первые месяцы обучения....

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...