Адаптация первокурсников проживающих в общежитии техникума
статья на тему

Лариса Феоктистова

Материал может использоваться кураторами, воспитателями, социальными педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция № 4 – Эффективные механизмы организации воспитательной работы в профессиональной организации и учебной группе (современные формы и методы воспитательной работы, работа классного руководителя, кружковая работа, методическое сопровождение воспитательной работы, волонтерское движение и т.д.).

Феоктистова Лариса Зиновьевна, воспитатель.

Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий

Адаптация первокурсников в общежитии техникума

  1.                Поступив в среднее специальное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы.
  2.                В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этот процесс актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса.
  3.                Перед воспитателем встает цель выявления особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса   в системе СПО,   способствующих наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде: ознакомление со структурой, работой, историей и обычаями техникума; знакомство студентов с органами студенческого самоуправления; привлечение первокурсников к вступлению в них и участию в мероприятиях; изучение личностей студентов и социальной картины группы в целом; анализ полученных данных и диагностика проблем; проведение психологических и социальных тренингов со студентами общежития; индивидуальная социально-педагогическая работа со студентами; координирование работы совета общежития; организация   сплочения   студентов проживающих в разных корпусах  путем проведения совместных мероприятий; контроль над успеваемостью и посещаемостью студентов; анализ слабых мест и их обсуждение, принятие мер по их устранению; привлечение отдельных студентов к участию в научной работе: конференциях  и конкурсах.
  1.  Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Поступление в техникум, колледж, выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Подросток вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение.   Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

          Большую часть поступающих в техникумы, колледжи составляют 15-16 летние подростки. Отметим некоторые психологические особенности ранней юности. Юношеский возраст – этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви,  могут быть первостепенными. Для юношества свойственен  максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности: проявляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Возникающая на рубеже юношеского возраста потребность к самоопределению влияет на характер учебной деятельности, а иногда и определяет ее.  
         Изучая процесс адаптации студентов к обучению в техникуме, я выделила четыре аспекта: психофизиологический, социальный, педагогический, профессиональный.

1. Психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков.

2. Социальный аспект затрагивает взаимодействие их со средой и привыканием к новому коллективу.

3. Педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения.

            4. Профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-

            профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой

            деятельности.
          Адаптация первокурсников к обучению в техникме происходит по-разному. Так, у одних студентов адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей.    Процесс адаптации к учебной деятельности основывается на расширении знаний и сведений, необходимых для правильной ориентировки, на умении управлять своим поведением, на активности и внимательности первокурсников. Отрицательно влияющие факторы: мнительность, сосредоточенность на своих недостатках, разлука с семьей и людьми привычного круга общения, тревожное сомнение в правильности выбора профессии, отсутствие необходимых стимулов в учебе и работе, неудовлетворительный контакт с преподавателями.                     

         Внеурочная учебная деятельность опирается на сознательность, активность, инициативу студентов. Проанализировав сильные и слабые стороны познавательных возможностей студентов, индивидуальные особенности их мышления, памяти, внимания, можно более целенаправленно управлять их самостоятельной работой. За студентами с низким уровнем обучаемости необходим постоянный текущий контроль, более результативно жесткое управление (дается конкретное задание с указанием литературы, срока и формы контроля). 

           Решение проблем адаптационного периода требует от   всего педагогического коллектива большой мобилизации сил, постоянного совершенствования организационно-психологической и воспитательной работы со студентами. Содержание адаптации с психологической точки зрения можно разделить на 4 этапа:

          1 этап – подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.

           2 этап – ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

           3 этап – происходит приспособление студентов к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе,

         4 этап – первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе. 
         Деятельность преподавателей, кураторов, воспитателей общежития техникума в период адаптации направлена на выявление проблем первокурсников, анализ причин возникающих у них трудностей и оказание им психологической помощи и поддержки.  Педагог обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости первокурсников, тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством; не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества. Важно наладить психологический контакт с первокурсниками, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и др. Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен уметь логически убедить обучающегося в своей точке зрения. Наблюдения показали, что в целом для первокурсников характерны:

-несформированность жизненных планов и перспектив;

- недостаточная осознанность смысла и цели жизни;         

- отсутствие потребности в самопознании.

В период адаптации у них повышается ощущение ответственности за происходящие события, чувство тревоги и ожидание неблагоприятного развития событий, наблюдаются элементы дезорганизации в поведении. По мнению первокурсников основные причины, которые усложняют процесс приспособления к учебному заведению это:

 - расписание учебных занятий;

 - большая нагрузка, большой объем домашних заданий;

 - тоска по дому, нервная и моральная психологическая нагрузка, связанные с трудностями в общении, в привыкании к коллективу преподавателей и студенческой группе.

           Основными факторами, способствующими адаптации первокурсников, по их мнению, являются: общительность, умение учиться, поддержка родителей, группы, преподавателей, стремление получить избранную специальность. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного первокурсника. 

          Анализ процесса адаптации первокурсников показывает, что перед ними стоит ряд задач: принятие позиции – студент, формирование межличностных отношений, поиск жизненного смысла и мотивации учения; самопознание и саморегуляция, и формирование представления о себе, формирование стиля поведения с учетом половозрастных особенностей. Одним из важных факторов обучения в период адаптации является учет психологических особенностей личности студента. Обучение всегда очень индивидуально. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Она выражается в индивидуальных особенностях. К ним относятся своеобразие ощущений, восприятия, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальный подход в обучении вопрос не новый. В настоящее время говорят даже об адаптивном обучении, при этом процесс обучения подстраивается к индивидуальным особенностям усвоения. И для опытного педагога не просто осуществить сочетание групповой формы обучения с индивидуальной работой каждого студента. 

          Кураторам и воспитателям важно иметь четкое представление о наиболее общих особенностях первого года обучения. Первый курс – самый сложный и трудный для обучающихся. Им необходимо помочь научиться слушать и записывать учебный материал, самостоятельно изучать рекомендованную литературу, качественно готовиться к занятиям, контрольным работам, зачетам  и экзаменам. И, конечно же, не следует давать непосильных заданий. Они только развращают и приучают к недобросовестности. Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, «диалогичность». Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократических, толерантных, либеральных. Как изменяются учащиеся от поколения к поколению – и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих форм и методов преподавания, - так и сам педагог и его работа изменяется на протяжении жизни.
         Существенную же роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть ппедагог и психолого-педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития каждого студента, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития. 
         Эффективность обучения, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько в методах обучения и воспитания акцентируется внимание на формирование у первокурсников умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребность в активном отношении к процессу обучения.

           Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

            Социально-психологическая адаптация представляет динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с другой, условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и функционирует.

            Процесс адаптации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только "приспособиться" и достичь "устойчивости", но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса адаптации является физически и психически здоровая личность, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом и различными ее аспектами, способная быстро и эффективно реагировать на любые изменения среды, а также оказывать влияние на окружающую среду.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.- 378с.

2. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2006 - 448 с.

3. Андреева Д.А. Проблемы активности студентов. - Ростов н/Д.: Эдема, 2005 - 159 с.

4. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, - А.: Человек и общество, 2006.- 451с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Речь., 2005. - 398с.

6. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2007. - 229 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"...

Примерный тематический план воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии

Данный тематический план содержит цели и задачи, названия мероприятий и их форм проведения по следующим направлениям: организационная работа; адаптация студентов в социуме, сплочение коллектива; право...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

Подпрограмма социальной адаптации учащихся ГБПОУ СО НПО «Ртищевский политехнический лицей» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»

Подпрограмма социальной адаптации  учащихся ГБПОУ СО НПО «Ртищевский политехнический лицей» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»Составитель:Воспитатель коррекционных групп ...

Роль воспитателя в становлении личности подростка, проживающего в общежитии

О значении воспитетельной работы в студенческом общежитии...

Целевая воспитательная программа для обучающихся колледжа проживающих в общежитии.

Основная программа работы воспитателя направленная на развитие и социализацию личности обучающихся....