Подпрограмма социальной адаптации учащихся ГБПОУ СО НПО «Ртищевский политехнический лицей» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»
рабочая программа на тему

Евдокимова Ольга Александровна
Подпрограмма социальной адаптации  учащихся ГБПОУ СО НПО «Ртищевский политехнический лицей» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»
Составитель:
Воспитатель коррекционных групп  
Евдокимова О.А.
 
Пояснительная записка
 
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания учащихся, базой для развития творческих способностей учащихся, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств учащихся с ОВЗ.
Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.
Основные цели данной подпрограммы:
- привитие навыков самообслуживания;
 -формирование навыков трудовой деятельности
Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:
-формирование навыков и умений:
-ухода за одеждой и обувью;
-проведения сухой и влажной уборки помещения.
 -воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу.
Учащиеся должны знать:
-правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки;
-правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
-правила ухода за одеждой, обувью;
-правила сушки одежды, обуви;
-правила хранения одежды и обуви.
Учащиеся должны уметь:
-производить влажную и сухую уборку помещений;
-чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батареи;
-стирать и гладить различные предметы одежды;
-производить мелкий ремонт одежды;
-ухаживать за различными видами обуви.
Подпрограмма по социально- трудовой  адаптации « Труд – мой главный помощник» основана на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании   различных методов      педагогического воздействия   с целью достижения оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков развития учащихся с ОВЗ
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются входе занятий.
Содержание подпрограммы
Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Содержание подпрограммы носит ориентировочный характер, поэтому воспитатель вправе изменять последовательность изучение тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.
Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их развития, поэтому чёткого определения, не требуется.
Подпрограмма должна стать удобной в использовании и направить в правильное «русло» воспитательный процесс.
Подпрограммы воспитания также необходимы, как и образовательные программы для учащихся, но чётких границ знаний они не должны определять, а вот умений, трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков  воспитанников обязательно.
Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практической деятельностью учащихся, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.
 
Тема занятия, 
содержание Цель
1. Воспитательное занятие
Тема: «Что такое труд?» Раскрыть понятие «труд» и
«самообслуживающий труд»
Формирование у учащихся сознательного отношения к труду
2. Воспитательное занятие
Тема: «Труд людей осенью» Ознакомление с сезонными особенностями    сельскохозяйственного труда людей.
3. Воспитательное занятие
Тема: «Мой дом» Развивать представление о функциональном назначении жилых комнат
4. Воспитательное занятие
Тема: «Как убирать дом?»
Рекомендации:     
составить алгоритм    уборки   жилых комнат Познакомить с правилами и последовательностью проведения сухой и влажной уборки
5. Воспитательное занятие
Тема: «Как убирать дом?» Формировать практические навыки сухой и влажной уборки помещений
 
6. Трудовой час
Рекомендации: уборка спальной комнаты Формировать практические навыки сухой и влажной уборки
7. Воспитательное занятие
Тема: «Предметы мебели, их назначение» Развивать представление о функциональном назначении предметов мебели
 
8. Воспитательное занятие
Тема: «Виды и средства для ухода за мебелью» Познакомить с видами и средствами для ухода за мебелью
9. Воспитательное занятие
Тема: «Правила ухода за мебелью» Познакомить с правилами чистки мягкой мебели, книжных полок, столов
10. Трудовой час:
Рекомендации: чистка мягкой мебели Формировать практические навыки чистки мягкой мебели с помощью различных средств 
11. Воспитательное занятие
Тема: «Помощники в доме» Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: пылесос, утюг
12. Воспитательное занятие
Тема: «Помощники в доме» Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: электрочайник, электрическая плита
 
13. Воспитательное занятие
Тема: «Правила и средства ухода для бытовых электроприборов» Познакомить с правилами и средствами для ухода за бытовыми приборами
14. Трудовой час
Рекомендации: чистка электрочайника и электрической плиты Формировать практические навыки чистки электрочайника и электрической плиты
15. Воспитательное занятие
Тема: «Экскурсия в магазин одежды» Идентификация одежды по сезонам
16. Воспитательное занятие
Тема: «Одежда; виды ухода за одеждой» Познакомить с правилами ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт
17. Воспитательное занятие
Тема: «Уход за одеждой: ручная стирка»
Формирование навыков ручной стирки одежды
Познакомить с различными моющими средствами, предназначенными для ручной стирки
18. Трудовой час
Рекомендации: стирка различных предметов одежды Формирование навыка ручной стирки одежды различными моющими средствами
19. Воспитательное занятие
Тема: «Уход за одеждой: глажка»
Познакомить с правилами глажки различных предметов одежды (рубашка, брюки)
Закрепление правил безопасности при работе с утюгом
20. Практическое занятие
Тема: «Мелкий ремонт одежды»
Формировать навыки выполнения мелкого ремонта одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку
21. Трудовой час
Рекомендации: подготовить 
одежду на следующую учебную неделю Закрепление навыка ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт
22. Воспитательное занятие
Тема: «Обувь: виды обуви» Формировать знания о видах и назначении обуви
23. Воспитательное занятие
Тема: «Уход за обувью»
Познакомить с правилами и средствами ухода за различными видами обуви
24. Трудовой час Формирование навыков трудовой коллективной деятельности
 
25. Воспитательное занятие
Тема: «Сервировка стола»
Учить детей правильно сервировать стол
26-27. Воспитательное занятие
Тема: «Накрываем стол к обеду» Формировать навыки сервировки стола и правильного пользования столовыми приборами
28-29. Практическое занятие
Тема: «Весна на участке» Формирование навыков работы с сельскохозяйственными инструментами на участке
30-32. Трудовой час Формирование навыков трудовой коллективной деятельности
33 -34 Практическое занятие
Тема: «Озеленение 
участка» Прививать навык высадки рассады на  участке
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"

Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"...

Примерный тематический план воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии

Данный тематический план содержит цели и задачи, названия мероприятий и их форм проведения по следующим направлениям: организационная работа; адаптация студентов в социуме, сплочение коллектива; право...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

Роль воспитателя в становлении личности подростка, проживающего в общежитии

О значении воспитетельной работы в студенческом общежитии...

Мероприятия студентов проживающих в общежитии ГБПОУ "БКТиС"

В данном материале представлены мероприятия в которых участвуют студенты общежития....

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...