План-конспект выступления на семинаре по обмену опытом Тема: «Метод проектов в изодеятельности и ДПТ»
методическая разработка на тему

Калмыкова Наталья Николаевна

Материалы данного сообщения могут быть полезны педагогам,  интересующимся проектной деятельностью в ИЗО и декоративно-прикладном творчестве. Здесь представлены краткие теоретические материалы по пректной деятельности и сообщение по конкретному проекту обучающейся объединения «ИСТОК +» Столяровой Екатерины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_seminara.docx93.16 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования Гатчинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный центр детского творчества»

План-конспект

выступления на семинаре по обмену опытом

Тема: «Метод проектов в изодеятельности и ДПТ»

Автор: Калмыкова Наталья Николаевна

                                                        Педагог дополнительного образования

                                                                    2015 год

Пояснительная записка

Материалы данного сообщения могут быть полезны педагогам,  интересующимся проектной деятельностью в ИЗО и декоративно-прикладном творчестве. Здесь представлены краткие теоретические материалы по пректной деятельности и сообщение по конкретному проекту обучающейся объединения «ИСТОК +» Столяровой Екатерины.

ТСО

- столы и стулья по количеству слушателей

- освещение согласно нормам

- компьютер

Материалы

- материалы Творческого проекта на  электронном и бумажном носителе

- готовые расписанные камни по проекту

Методические советы по подготовительному периоду:

- подготовить и оформить кабинет к выступлению

- подготовить  конспект выступления

Предлагаемые методы:

- словесные

- наглядные, иллюстративные

Тема:       «Метод проектов в изодеятельности и декоративно-  

                               прикладном творчестве»

Цель:

Показать использование метода  проектной деятельности в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном творчестве

Задачи.

- ознакомить с методическими рекомендациями «Проект и проектная деятельность»

- показать  использование метода  проектной деятельности на примере творческого проекта

  Столяровой Екатерины  «Ленинградская область моя»

План и ход выступления.

План выступления.

  1. Организация начала выступления.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Ознакомление с методическими рекомендациями по проектной деятельности.
  4. Представление презентации «Творческого проекта «Ленинградская область моя».
  5. Ознакомление с творческим проектом «Ленинградская область моя».
  6. Подведение итогов.

Ход выступления.

  1. Организация начала выступления.

           - подготовка технического сопровождения выступления

     2.     Сообщение темы и цели занятия.

Тема:  «Метод проектов в изодеятельности и декоративно-прикладном творчестве»

Цель:

Показать использование метода  проектной деятельности в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном творчестве.

  1. Ознакомление с методическими рекомендациями по проектной деятельности.

http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf     Проект и проектная деятельность (методические рекомендации)

Проект и проектная деятельность

(методические рекомендации)

    В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

   Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта.

   Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

   Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

    Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованным из американской педагогики, в частности к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов». Эта образовательная технология практически исчезла в 30 – е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе.

    Применение метода проектов связано с большими преимуществами.

-  Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

 -  На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

  - Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

 - Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

    Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.).

 Определения

     Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

      Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.

     Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.

     Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.

    Типы проектов

 По характеру проектируемых изменений:

- инновационные;

- поддерживающие.

По направлениям деятельности:

- образовательные;

 - научно – технические;

- социальные.

 По особенностям финансирования:

- инвестиционные;

 - спонсорские;

 - кредитные;

- бюджетные;

 - благотворительные.

 По масштабам:

 - мегапроекты;

 - малые проекты;

 - микропроекты.

 По срокам реализации:

 - краткосрочные;

 - среднесрочные;

 - долгосрочные.

В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные (Н.Н. Боровская).

Этапы жизненного цикла проекта

 - разработка концепции проекта; - оценка жизнеспособности проекта;

 - планирование проекта;

 - составление бюджета; - защита проекта;

 - предварительный контроль;

 - этапы реализации проекта;

 - коррекция по итогам мониторинга;

- завершение и ликвидация проекта.

Схема описания проекта

 - название;

- описание проблемы;

 - цель проекта;

 - задачи проекта;

 - содержание деятельности;

 - срок реализации проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- ресурсы проекта;

- смета расходов;

- возможные риски проекта.

Требования к применению метода проектов в практике обучения

 - наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;

 - практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

 - ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

 - использование исследовательских методов.

(Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.).

Этапы проектной деятельности (школьная практика)

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования;

 - обсуждение способов оформления результатов проекта;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

 - подведение итогов, оформление результатов и их презентация;

 - формулирование выводов и выдвижение новых проблем.

 Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).

 Этапы реализации метода проекта (европейский вариант)

 - подготовка: определение темы и целей проекта;

- планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;

 - исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;

 - результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов

 - представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.);

 - оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.

 При разработке проекта нужно:

- не пропускать процедуру прогнозирования;

 - соизмерять желания и возможности;

- подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;

 - интересоваться мнениями участников проекта;

 - честно планировать своё время;

- делать всё в свое время;

 - помнить, что не существует объективного анализа.

Литература

 1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.

 3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.

 4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.

5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил.

 7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.

8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с.

 

  1. Представление презентации «Творческого проекта «Ленинградская область моя».

C:\Users\Столяровы\Desktop\ЛО\lenobl_mapb.jpg

Знакомство с электронным вариантом презентации с комментариями.

  1. Ознакомление с творческим проектом «Ленинградская область моя».

Показ  творческого проекта «Ленинградская область моя» на бумажном носителе.

  1. Подведение итогов.

Мы с вами посмотрели один из вариантов  применения проектной деятельности

в декоративно-прикладном творчестве.  Но очевидно, что без знаний и умений в изобразительной деятельности эту работу было бы не выполнить. Автор проекта

сумела грамотно сочетать форму камней со своими изобразительными навыками.

Хочу отметить, что роспись камней отмечалась на выставках различного уровня.

От школьного, районного, областного  до международного. При необходимости,

расписанные камушки могут быть не просто сувенирами, а и приносить доход его автору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проб...

Материал для онлайн-семинара: "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как...

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

19 ноября 2019 года в Москве пройдет межрегиональный семинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий» (время проведения семинара...

Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Троицкий технологический техникум»Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как услови...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....