Любовь, дом, семья в русской литературе
классный час на тему

Воронина Ольга Ивановна

Сценарий литературно-музыкальной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_dom_semya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь, дом, семья – это вечные ценности для человечества. Самые древние словесные памятники – в фольклоре, в обряде, в высокопоэтичной церковной службе, молитве – всегда обращены к родовому единству, скрепленному не только кровью, но изначально – именно любовью…

   Вот, например, народная волшебная сказка: «Сивка-бурка», «Финист Ясный Сокол», «Иван Царевич и Серый Волк» - проводит героя через невероятные, уму непостижимые испытания, чтобы каждый смог открыть для себя истинную цену жизни, ее смысл, ее суть. Герой отправляется в долгий и трудный путь, в путь, который и открывает ему, что главный смысл всех исканий – любовь, понимается и просто, житейски, и глубоко, философски. В волшебной сказке именно любовь дает право герою перешагнуть порог «посвящения», стать более мудрым, чтобы создать семью, поставить дом и положить начало роду или продолжить род. В слове род – корневое для русской жизни значение, не устаревающее, в разные исторические эпохи то поносимое, то возносимое, но неизменно находящееся в поле зрения. Глубинный символический смысл слова выдают однокоренные лова: род, Родина, родник, природа.

   И сегодня понятия любовь, семья и Родина связаны для нас между собой, имеют огромное значение в нашей жизни, ведь «без корня и полынь не растет».

   Какое бы литературное произведение мы ни взяли бы, понять его в полной мере можно только размышляя  над смысловым рядом: Любовь, Дом, Семья.

1

 звучит колокольный звон

   В 13 веке, во времена Ивана Грозного, в Муроме жил молодой князь Петр. Он боролся со змеем и победил чудовище. Но кровь змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами, от которых не могут исцелить его никакие чудодейственные снадобья.  Посланные во все концы муромской и рязанской земли гонцы находят в дальнем селе Ласково простую крестьянскую девушку Февронью. Она была красива, благочестива и добра. Дочь бортника – сборщика дикого меда – говорит притчами и обещает вылечить молодого князя, если в качестве платы за исцеление тот возьмет ее в жены. Князь Петр соглашается. Феврония посылает ему хлебные квасцы, велев слугам смазать этим средством раны господина, оставив несмазанным только один струп. Язвы Петра исцеляются, но он отказывается выполнить свое обещание: негоже князю сочетаться браком с девицей незнатной. От супружества Петр пытается откупиться богатыми дарами, но Феврония отправляет назад подарки, снова повторяя свое условие: «Аще будет мне супружник, да будет            «. От единственного струпа, оставшегося немазаным, язвы  вновь распространились по всему телу, князь заболел пуще прежнего. Он снова посылает слуг к Февронии. Та, забыв обиду, опять оглашается исцелить его. На этот раз князь держит свое слово и ведет Февронию под венец.

   Муромские бояре не захотели, чтобы над ними стояла княгиня из простого рода, и заявили Петру: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе.

   В Муроме же тем временем началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись,  и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

   Скончались они в один и тот же день и час 8 июля 1228 года, завещав похоронить их в одной гробнице с тонкой перегородкой. Монахи не исполнили их просьбы и погребли супругов в разных обителях, но на следующий день тела князя и его жены оказались вместе.

   С тех пор Петр и Феврония читаются на Руси покровителями семьи и брака, поскольку их собственный брак стал образцом христианского супружества. Их останки покоятся в одной из церквей города Мурома.

2

   Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» безнадежно устарела бы, если бы только высмеивала крепостников и чиновников царской России, дворянство вообще. Но пьеса не утратила своей жизненности, потому что суть ее – Любовь, Дом, Родина.

   «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!» - сокрушается Фамусов.

                                     Дочь, Софья Павловна! Страмница!

                                     Бесстыдница! Где! С кем! Ни дать ни взять она,

                                     Как мать ее, покойница жена.

                                     Бывало, я с дрожащей половиной

                                     Чуть врознь: - уж где-нибудь с мужчиной!

   Фамусов – отец семейства, родоначальник, который должен заботиться о семье, о кровном дитяти, ибо в этом его собственная будущность, потому он так хлопочет о сохранении устоявшегося порядка. Фамусов добродушен и даже благодушен, а это ведет к попустительству. Его любовь к дочери слепа: он не ведает, что творится под крышей его дома, он не может разглядеть в Молчалине существо своекорыстное и низкое. По всей видимости, своевольным Чацкий становится в результате «воспитания» Фамусова, который сочувствовал сироте, сыну друга. Это и приводит к столь трагичному финалу. Фамусова губит его «широкая натура», в которой главное – доброта во всех ее (даже негативных) проявлениях, неразборчивость в том, кому стоит делать добро, а кому нет. «Моя  судьба еще ли не плачевна?»- восклицает Фамусов.

    С другой стороны, Чацкий, вернувшийся домой, не находит ни единого теплого слова для своих близких, ради которых, как он сам признается, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся»… Он не их любит, а лелеет свою собственную любовь, эгоистично надеясь на «награду».

   В Чацком нет и тени душевного тепла, Софья упрекает Чацкого:

                                    Случалось ли, чтоб вы, смеясь? Или в печали?

                                    Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?

                                    Хоть не теперь, а в детстве может быть?

                                    А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

                                    Угодно ль на себе примерить?

   Без этого душевного тепла не может мыслиться, и уж тем более строиться дом и семья. От избытка добродушия в Фамусове рушится дом, от его недостатка в Чацком – он не может быть ни восстановлен, ни построен заново.

Видео с записью спектакля Малого театра «Горе от ума»

   Русская литература всегда была жизнестроительной, т.е. писателя не просто занимала, интересовала жизнь соотечественников, зачастую он писал исключительно для того, чтобы его читатель смог построить свой дом и жизнь вокруг себя по законам любви и добра.

 

3

   У Пушкина есть женский образ, обнимающий всю полноту значений слова «красота»: в нем есть наслаждение созерцанием ее, есть восхищение духовным ее светом, есть сострадание ее жертвенности. Этот образ – Татьяна Ларина.

   Пушкин показывает семью, где выросла героиня. Поэт в одной строфе передает образ жизни семейства Лариных, его уклад с прозой и поэзией самой жизни:

                                 Они хранили в жизни мирной

                                 Привычки милой старины;

                                 У них на масленице жирной

                                 Водились русские блины…

   А вот описание внутрисемейных отношений Онегина:

                                Мой дядя самых честных правил,

                                Когда не в шутку занемог,

                                Он уважать себя заставил

                                И лучше выдумать не мог.

                                Его пример другим наука;

                                Но, боже мой, какая скука

                                С больным сидеть и день и ночь,

                                Не отходя ни шагу прочь!

                                Какое низкое коварство

                                Полуживого забавлять,

                                Ему подушки поправлять,

                                Печально подносить лекарство,

                                Вздыхать и думать про себя:

                                Когда же черт возьмет тебя!

 

                                Служив отлично-благородно,

                                Долгами жил его отец,

                                Давал три бала ежегодно

                                И промотался наконец.

   Онегин – это Чацкий в петербургском варианте: холоден, эрудирован, ироничен. В воспитании Онегина нет той простоты и душевного тепла, в которых и формируется представление о любви, в которых и пробуждается и развивается любовь. Не открыв ее для себя в юношестве, Онегин лишь в скитаниях и жизненных испытаниях приобретает то, что Татьяне дано отроду…

    Онегина занимает больше всего «наука страсти нежной». Не любовь, а нечто из ряда светских забав, игр, приключений, актерства и лицедейства, «наука», данная ему воспитанием и образованием, в которых нет и тени душевного семейного благорасположения, из которого самым естественным образом впитывается желание любовных и семейных уз:

                                Как рано мог он лицемерить,

                                Таить надежду, ревновать,

                                Разуверять, заставить верить,

                                Казаться мрачным, изнывать,

                                Являться гордым и послушным,

                                Внимательным иль равнодушным!

    И в истории с Татьяной он использует один из своих излюбленных приемов, разница лишь в том, что прежде он встречал тоже «актрис», но нынче он встретил настоящее чувство и – не узнал этого настоящего.

    Не знающий, что такое настоящий дом и семья, Онегин рисует картину будущей безрадостной семейной жизни:

                                Что может быть на свете хуже

                                 Семьи, где бедная жена

                                 Грустит о недостойном муже

                                 И днем и вечером одна;

                                 Где скучный муж, ей цену зная,

                                 (Судьбу ж, однако, проклиная),

                                 Всегда нахмурен, молчалив,

                                 Сердит и холодно-ревнив!

   Автор сталкивает диаметрально противоположные представления о любви: Онегина и Татьяны. И в этом отражается вся иерархия ценностей. Для Татьяны ее любовь – дар Божий:

                                Вся жизнь моя была залогом

                                Свиданья верного с тобой;

                                Я знаю, ты мне послан Богом,

                                До гроба ты хранитель мой…

   Этому своему чувству она не изменит: в верности и жертвенности притягательная сила образа Татьяны, в ее естественности и цельности натуры:

                                Я вас люблю (к чему лукавить?),

                                Но я другому отдана;

                                Я буду век ему верна.

   Вот так бывает в литературе, когда именно любовь или ее отсутствие дает писателю возможность рассказать не только о герое, но и о целом поколении, об эпохе.

4

 Печорин – герой, лишенный Дома. Вот как он рассказывает о себе: «Да!  Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они  родились… Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятен; я был готов любить весь мир, 0 меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Просмотр эпизода из к\ф «Герой нашего времени»

   На Печорине – печать разочарования и одиночества, сиротства безмерного. Он лишен дома, семьи, уз не только среди людей, но и в мирозданье.

    Печорин ищет дом в Тамани и долго не может найти. А найдя, разрушает дом «честных контрабандистов». Все его поступки не приносят удовлетворения ни ему, ни другим. Любовь оказывается обманом, дом рушится, домочадцы обречены кто на скитальчество, кто на медленную смерть.

   Но Вера – его настоящая любовь. Она понимает его, понимает, потому что любит. Вот ее последнее письмо к Печорину: «… ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого;… в твоем голосе, что бы ты там ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым…»  Точнее назвать героиню М.Ю.Лермонтов и не мог: только вера в своем самом прямом значении дает истинное представление о любви и доме.

5

   Герой поэмы Н.В.Гоголя  «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков, получивший соответствующее воспитание и образование,  стал мошенником.

   Автор отправил своего героя в путешествие, показав нам целую галерею домов, которые покинула любовь. Они еще стоят, в них еще живут и даже мечтают, почти грезят, как Манилов, но все в доме призрачно и временно.

   После Манилова Чичиков из-за непогоды отклоняется от намеченного визита к Собакевичу и волею судьбы в кромешной тьме упирается в забор, за которым проживала Настасья Петровна Коробочка. Уклад жизни Коробочки передает и ее характер: забота о том, чтобы всего было много, но не о красоте, упорядоченности, гармоничности…

   Ноздрев ведет гостя осматривать псарню, потом водяную мельницу и кузницу. Ноздрев показывает свой дом и двор как товар, который подлежит продаже.

   Тяжело и беспокойно у Собакевича, а жилище  Плюшкина похоже скорее на склеп, чем на дом.

Просмотр эпизода из к\ф «Мертвые души»

   Вся галерея усадеб не дышит будущим, она в прошлом, ибо грядущее надо заслужить, выстрадать, заработать. Образ жизни Плюшкина в полной мере свидетельствует об одичании человек, если его земная жизнь лишена Любви. Ведь любовь – душа дома, его свет; душа немеет, даже мертвеет, если уходит или умирает любовь. Там, где нет любви, поселяется зло во всем его разнообразии, оно подчиняет человека настолько, что человек теряет свой человеческий облик.

6

    Островский  по-новому заставил  звучать тему любви и семьи. В пьесе «Гроза» внутрисемейный конфликт может быть прочитан как социально-нравственный и как духовно-нравственный.

    Автор дает героине имя «Катерина», что означает  «чистая». Ее замужество кажется ей просто переходом из родительского дома в дом Кабановых, внешне напоминающий родительский. Разницу она заметит не сразу: в родительском доме все дышит любовью, а следовательно, правила, по которым живут домочадцы, ничуть не гнетут, а в доме мужа «все как будто из-под неволи». Самое главное и печальное: в доме нет настоящей любви, в нем нет и настоящей веры. Вместо любви -  мертвые правила приличия,  вместо веры – суеверие.

 По существу, Катерина, как это ни парадоксально, пытается восстановить первозданность дома, где жива его душа, а душа – это любовь и вера. Ей это не под силу. Она мечется, пытаясь хоть в ком-то найти эту любовь.  Пьеса символически названа. Над домом собирается гроза. Отвести беду может громоотвод, о котором так много говорит Кулигин. А это – настоящая вера, настоящее просвещение и любовь, без которой ничего в мире не происходит. Пока же громоотвода нет, гибнет жаждущая настоящих чувств героиня. И гибнет не от грозы, не от кары небесной, Катерина разбивается о каменные души своих родных. Кажется странным этот поступок по-настоящему верующей женщины. Но ей кажется, что везде – ад: на земле и в преисподней. Выбора нет: «… мне что домой – что в могилу».

   Без любви дом – могила. Беда каждому человеку, каждой семье и в конце концов беда нации, государству и «человеческому всеединству» (В.Соловьев), если любовь и вера не сопутствуют им в жизни. Это не просто беда, это болезнь, диагноз которой – или спящая душа, или вовсе – атрофированная душа.

7

   Философ и поэт, И.С.Тургенев, сочувствуя молодому, смелому, просвещенному поколению, показывает в романе «Отцы и дети» те основы, которые ей необходимо разрушить, чтобы «переустроить» мир на разумных началах, и в то же время напоминает о том,  что неподвластно разрушительной человеческой воле. «Отменить» любовь или семью не удавалось реформаторам никогда, ибо это микромир общества и образ мира связуемого любовью.

Просмотр эпизода из к\ф «Отцы и дети»

8

                                                                                                                                                                                                                                                           

   Достоевский поселяет своих героев в каморки. Комнаты-коридор семьи Мармеладовых. Убогая комната Сони, похожая на сарай.  Комната-шкаф, комната-гроб Раскольникова. Именно здесь рождается идея, следуя которой, он забывает о христианской заповеди «не убий» и делит людей на тех, кто «право имеет» и «тварь дрожащую».

   Страшные земные домы вызывают тоску по Дому Небесному, Миру Горнему, где любовь и сострадание…

    Весь сюжет романа «свернут» в имени героя. Родион – имя одного из 70 апостолов, учеников Христа. В фамилии заключена распря, раздор и «расколотость», раздвоенность, хрупкость. Две эти линии означают сострадание и страдание героя,- и внутреннюю борьбу с самим собой, с несправедливостью мира. Все это вместе ведет героя из комнаты-гроба на перекресток улиц, к раскаянию. И  главная роль в этом принадлежит Соне. Он давно выбрал ее для своей страшной исповеди.

   Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня.

   «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придало ей что-то уродливое. Во всей этой большой комнате почти не было мебели. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

   «Огромность» жилища соответствует «просторности и открытости» ее души, никакие материальные привязанности не тяготят ее жизнь. Сколь нестандартна комната Сони, столь нестандартна и героиня. В этом жилище отразилась вся ее душа, способная вместить едва ли не все человеческое страдание.  Не случайно на ум Раскольникову приходит это определение – «юродивая»: столь любящая Бога, что с готовностью принимает гонения, лишения, поношения, чтобы через страдания оказаться ближе к Нему.

Просмотр эпизода из к\ф «Преступление и наказание»

   «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение! Идя к Соне, он чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход…

   - Есть на тебе крест? – вдруг неожиданно спросила она, точно вдруг вспомнила.

   Он сначала не понял вопроса.

   - Нет, ведь нет? На, возьми вот этот кипарисный. У меня другой остался, медный, Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой!- упрашивала она. Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..»

   В православии поменяться крестами означает породниться, стать братьями и сестрами во Христе, взять на себя чужой грех и нести его как свой. Так «ненасытное сострадание», «юродство» Сонечки оказывается жизнестроительным, душеспасительным для Раскольникова.

   Как много пройдет времени, как много произойдет событий, прежде чем Раскольников предстанет уже с совершенно новыми мыслями и чувствами: «Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит все ее страдания».

   Достоевский заставляет читателя уверовать в то, что главное для человека – это храм души, который он обретает через страдания, и это будет самый первый дом, который он построит, ибо человек с храмом в душе обрел уже главные узы в мирозданье – узы веры, которые строятся лишь любовью, радостью и красотой, той самой, которая «спасет мир».

9

   В эпопее «Война и мир» Толстого жизнь России в целом представлена как жизнь русских семей, семей очень разных. Подробнее всего описана судьба Болконских и Ростовых. Ведь обе семьи – начала созидательные для русской жизни, спасительные для нее в трудную, даже смертельную годину.

     Мир семьи Ростовых проявляется тогда, когда графиня получает письмо от сына. «Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее также необычайно…» Материнская любовь – это безмерная любовь , нежность и одновременно ожидание чуда. Любовь эта растет вместе с дитятей, и нисколько не умаляется чувство удивления матери перед чудом взросления.

    Наташа Ростова весь мир видит «через любовь». «Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой». И не о слабость характера говорит «измена» Наташи жениху, а все о той же ненасытимой жажде любви.

    А во время войны Наташа приходит к тому пониманию любви, без которого не мыслится Толстым достойная жизнь русского дворянства, русской женщины. Наташа молилась за воинство, она вспоминала брата и Денисова. Когда молилась за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы Бог ей простил то зло, которое она ему сделала. Когда молилась о всех любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молилась о всех ненавидящих на, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них.

   «Миром Господу помолимся».

   «Миром, - все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», - думала Наташа.

    Это высшее понимание любви, семьи, соборности.

    По другому пути идут Болконские. Андрей приезжает в отцовское имение вместе с женой, чтобы оставить ее на попечение отца.  Николай Андреевич говорит сыну: «Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их е дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай, Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном – Швеция что? Как Померанию перейдут?» Для старого князя Болконского семья – малая часть государства, потому переход от дел собственно семейных к заботам государственным не кажется странным.

    Для него домочадцы равны по значимости высокопоставленным посетителям: «Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительно-жестким голосом. - Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!»  Старый князь Болконский – человек долга и чести, но не почитатель «портфелей». В этой черте узнается своеобразный демократизм «птенцов гнезда Петрова». В нем счастливо сочетаются внимание к детям, глубоко спрятанная нежная привязанность к ним и «внимание к будущности предков».  Свидетельство тому – генеалогическое древо, составленное князем.

    Когда княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, это помогает лучше понять семейный уклад Болконских и одновременно точно сформулировать их представление о любви и семье.

    «Мое призвание другое, - думала про себя княжна Марья, - мое призвание – быть сча стливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования. И что бы это ни стоило, я сделаю счастие бедной Амели. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея, Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она его любит, ежели она могла так забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!...» Сколь некрасива, угловата княжна Марья, увиденная глазами окружающих, столь она красива духовно и душевно.

   На пороге Смерти открывается Любовь и князю Андрею.  «Что такое любовь? – думал он. – Любовь есть жизнь. Все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что  я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».   Любовь и всепрощение. Только такое видение для России созидательно и «будущно».  Оно соединяет уходящих с грядущими через живущих, оно незримыми нитями соединяет людей, открывает их высшее предназначение.

    Путь семьи Курагиных противоположен: это путь разрушительный для них самих и для Отечества. Все, чего бы они ни касались, погибает. По Толстому, зло стремится к саморазрушению.  А Достоевский в романе «Братья Карамазовы»  показывает, как рушится мир, если рушится хотя бы одна семья.

    Размышления Л.Н.Толстого о любви, доме, семье и Отечестве приводят нас к выводу, что счастье отдельного человека есть достойная капля в счастье нации.

10

   Точно врач, ставит Чехов диагноз многим человеческим недугам. Так, в пьесе «Вишневый сад» он показывает  «умилительность» и сентиментальность хозяев имения, которые на всю жизнь остались детьми. Раневская по-детски безрассудна, беспомощен ее брат Гаев, играющий в бильярд. Играет во взрослого, способного найти выход для человечества, «вечный студент», не способный сам выучиться, найти собственную дорогу и даже свои калоши, Петя Трофимов.  Он утверждает, что человечество «выше любви». Какой мир собирается строить этот строитель новой России? Мир без любви?

    Раневская с умилением вспоминает свое детство, проведенное в имении, часто говорит о  любви к Родине, но уезжает в Париж, к проходимцу, который бросил ее, обобрав до нитки. Она продает свой дом и вишневый сад, обрекая их на уничтожение.

   Эта жертвенно-эгоистичная любовь Раневской  к ничтожному человеку  и абстрактная любовь Пети к будущему Отечества равно бесплодны, ибо нет любви к родовому гнезду. В доме, который будет продан, больше нет семьи, в нем на время собрались эгоистичные дети, которых заботит не дом сам по себе и не сад, а их чувства в «прошлом» доме и «прошлом» саде. Нет и тени той жертвенной любви, которая во все времена спасала и семью, и дом, и родину.

     Много говоря о прошлом, герои забывают в запертом доме Фирса, хранителя дома и сада. Эта сцена – приговор и пророчество. Какое будущее может быть у людей, забывших свое прошлое? История уже не раз отвечала на этот вопрос. «Вишневый сад» - это образ почти рая земного, преступно утраченного людьми, ведь рай – это труд души, а труд души - деятельная любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятия "семья" и "семейные ценности" в русской литературе

Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные...

Программа Цикла классных часов на тему: «Любовь и Семья в советских фильмах»

Цикл классных часов , состоит из 4  отдельных мероприятий с  просмотрим кинофильмов объедененных общей тематикойЦель: воспитание культуры семейных отношений....

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Тема семьи и дома в русской литературе

ТЕМЫ СЕМЬИ И ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»

План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста...