Понятия "семья" и "семейные ценности" в русской литературе
статья на тему

Фурманюк Ирина Валерьевна

  Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные изречения: «Семья -  это семь я», «В семье и каша гуще». В нашем сознании закрепилось понимание: «Семья – это ячейка общества». Патриарх Кирилл утверждал: «Семья - это школа любви к родным, к стране, к людям».           Несомненно, семья – основа всего в нашей жизни. Эта истина утверждается и нашей литературой, и нашей историей, и нашими традициями. Эту истину мы повторяем и в школе на уроках литературы.  Например, писатель 19 века  Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» говорил устами старца Зосимы: «…нет драгоценнее воспоминаний у человека как от первого детства его в доме родительском, и почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз…» Сам Ф.М.Достоевский происходил из «…семейства русского и  благочистивого»,  где главным была любовь родителей к детям и детей к родителям, образованность, религиозность, гражданственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятия «семья» и «семейные ценности» в русской литературе

  Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные изречения: «Семья -  это семь я», «В семье и каша гуще». В нашем сознании закрепилось понимание: «Семья – это ячейка общества». Патриарх Кирилл утверждал: «Семья - это школа любви к родным, к стране, к людям».           Несомненно, семья – основа всего в нашей жизни. Эта истина утверждается и нашей литературой, и нашей историей, и нашими традициями. Эту истину мы повторяем и в школе на уроках литературы.  Например, писатель 19 века  Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» говорил устами старца Зосимы: «…нет драгоценнее воспоминаний у человека как от первого детства его в доме родительском, и почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз…» Сам Ф.М.Достоевский происходил из «…семейства русского и  благочистивого»,  где главным была любовь родителей к детям и детей к родителям, образованность, религиозность, гражданственность. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было лишь 10 лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которые вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным».  Эти добрые  воспоминания писатель пронес через всю жизнь. Наверное, не было бы такого Ф.М.Достоевского, если бы не было у него такой семьи.

   Но есть и семьи « случайные», где каждый член семьи обособлен. Например, писателя 19 века  И.С.Тургенева возмущало грубое и злое  поведение матери по отношению к крепостным людям, к своим и чужим детям. Это омрачило его жизнь в семье, но не испортило его душу. Из воспоминаний известно:  маленький И.С.Тургенев дал клятву, что он никогда не поднимет руку на человека. На уроках литературы в 5 классе , изучая  повесть И.С.Тургенева  «Муму», мы упоминаем о том, что прообразом барыни, олицетворяющей зло, является мать писателя. Несмотря ни на что,  И.С.Тургеневу удалось создать замечательные образы русских женщин в повести «Ася», «Первая любовь» и др. Н.А.Некрасову тоже удалось создать незабываемые образы русских женщин, добрых, сильных,  любящих своих мужей, детей, в поэме «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» и др. Подтверждаются слова Ф.М.Достоевского, «…и от самого дурного семейства могут сохраняться воспоминания драгоценные, если только душа твоя способна искать драгоценное…»

   Знакомство с жизнью и творчеством каждого писателя, поэта  на уроке мы начинаем с того, в какой семье он родился, как воспитывался, подчеркиваем  значимость семьи для любого  человека.

   Все начинается с семьи. Мы, учителя, это особенно хорошо понимаем. Я работала в классе, где большинство ребят было из семей благополучных, полных, и работаю сейчас в социально неблагополучном классе, где в основном неполные, говоря языком Ф.М.Достоевского, «случайные» семьи. Разница огромна. В одном классе замечательно проходили семейные посиделки, где все выступали с защитой герба семьи, представляли свое генеалогическое древо, рассказывали о своих увлечениях, читали стихи, проводили конкурсы, устраивали чаепития с выпечкой, сделанной своими руками. А в другом - такие мероприятия уже не получались. Обидно, дети от этого ущербнее, так как не имеют представления о счастливой семье. Захотят ли они потом создавать свои семьи? Может быть, и нет, ведь у многих печальный опыт.  Думается, еще не все потеряно. Мне кажется, необходимо воздействовать на душу ребенка таким образом, чтобы он сам осознал необходимость семьи, основанной на любви, уважении, терпении, взаимопонимании, на совместном воспитании детей, то есть на духовных ценностях. Такое воздействие возможно на уроках литературы прежде всего. Если получится решать такую задачу, то,   может быть,  когда-нибудь, став взрослым, ученик нынешний  сумеет создать счастливую семью.

  А что же сегодня происходит с семьей? Общеизвестный факт :  80 процентов молодых семей распадаются. Почему? Это тема для большого научного исследования. Я обозначаю лишь личные наблюдения и  обобщаю материалы урока-конференции «Семья.. Семейные ценности» как примера того, что можно использовать на уроке литературы, решая задачу нравственного воспитания .

Итак, урок – конференция проходил в 7 классе после изучения нескольких произведений русской литературы. На это открытое мероприятие были приглашены родители, педагоги, психологи, которые тоже имели право голоса. Тема урока потом  продолжена на классном часе и на родительском собрании и даже возможно ее развитие

.

   Цель урока:

Утвердить мысль о необходимости создания семьи на основе духовных семейных ценностей , заложенных в русской литературе в разные периоды времени.

    Задачи урока:

1.Обобщить и повторить сведения об изученных произведениях русской литературы.

2.Выявить общую тему, общность характеров героев этих произведений, семейные ценности, на основе которых созданы семьи.

3. Вырабатывать навыки спора, дискуссии, обсуждения проблемной ситуации совместно с родителями.

    Содержание урока:

-   Произведения русской литературы:

1.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»  

( древнерусская литература) Петр и Феврония  канонизированы в 1552 году. Святые –пример истинно русской семьи, основанной на любви и верности. После прочтения ребята в этом убеждаются .

2.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (литература первой половины 19 века). М.Ю.Лермонтов обращается к народному творчеству, чтобы создать свое произведение .Прочитав «Песню…», мы  особое внимание уделяем теме защиты чести и достоинства семьи. купца Калашникова, названного удалым и наделенного богатырскими качествами совсем не случайно. Верность, любовь, честь – основа семьи Калашникова. Эту мысль утверждает М.Ю.Лермонтов.

 2.  Автобиографическая повесть «Детство» Л.Н.Толстого ( вторая половина 19 века). Здесь мы видим семью, где дети и взрослые любят и дорожат друг другом. Такую семью мы называем исконно русской, счастливой, основанной на духовных ценностях.

3.   Автобиографическая повесть «Детство» М.Горького (начало 20 века). «Свинцовыми мерзостями» была наполнена жизнь маленького Алексея в семье деда Каширина. Но бабушка согрела душу мальчика и наполнила ее любовью. Это и помогло будущему писателю в жизни. На этом моменте мы делаем акцент.

  Мы познакомились с произведениями русской литературы разных эпох. Их объединяет тема семьи, основанной на духовных ценностях. Продолжаем более подробный разговор об этих семьях.

-  презентации учеников по этим произведениям русской литературы

-   групповая работа над творческим заданием с интерактивными формами с последующей защитой созданных проектов.

-  дискуссия по теме с целью выявления семейных ценностей совместно с гостями и родителями.

-   советы психологов родителям и детям по укреплению семьи.

Средства:

- презентации к каждому произведению созданы учениками;

- проекты в  рисунках-символах;

- презентация урока-конференции.

Ход урока.

1 . Вступительное слово учителя. Тема семьи в русской литературе – вечная тема. Веками формировались семейные ценности. Какие они?

2 .Презентации , созданные учениками заранее по каждому произведению. Краткое обсуждение по вопросам:

- впечатление о прочитанном произведении;

- как раскрывается тема семьи?

Вывод: тема семьи объединяет эти произведения разных эпох .Какими  были семьи? Как формировались семейные ценности? ( Возможна небольшая дискуссия)

3  .Дом- символ семьи. Стены, фундамент, крыша делают  его крепким.

Нарисуйте символический дом для семьи из этих произведений. Работа в 4 группах. Используем тексты произведений и заранее подготовленные листы ватмана.

-  Напишите, кто является членами семьи.

-  Как создавалась семья?

-   Какие взаимоотношения были в семье?

-   Что делало семью крепкой?

Защита проектов разных групп.

    Дом  для Петра и Февронии Муромских – храм, который не разрушит время.

     Дом купца Калашникова – крепкий и основательный, наполненный детскими голосами.

     Дом семьи Николеньки Иртеньева – русская усадьба, где все живут в мире и согласии друг с другом, в гармонии с природой.

      Дом и семья Алеши Пешкова там, где есть бабушка и люди, похожие на нее.

Вывод: семейными ценностями во все века являлась любовь, верность, доброта, забота , уважение. Это  и есть наши духовные ценности. На них и строятся хорошие семьи.

4 .Дом для моей семьи.

-Каким я его себе представляю? Кто там будет жить? Будут ли дети? Какие будут взаимоотношения?

Защита собственного проекта.

5 .Вопрос для дискуссии.

- Что делать, если семьей ты не очень доволен?

6 .Слово родителям. Наказ дочери ( сыну).Какой хотелось бы видеть будущую семью?

7 .Слово психологу. Подведение итогов. Советы родителям. Советы детям.

  Тему семьи и семейных ценностей можно продолжать и на примере других произведений на разных ступенях обучения.

И.В.Фурманюк – учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»

Художники, поэты, писатели, архитекторы о Войне 1812 года...

Любовь, дом, семья в русской литературе

Сценарий литературно-музыкальной композиции....

Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"

Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....

Тесты по русской литературе 19 века:

Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе  19-го века....

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

проект по ОУД. 02 "Литература" "Отражение страшных эпидемий на страницах русской литературы"

Вашему вниманию представлен проект по  ОУД.02 "Литература" для специальности 34.02.01  "Сестринское дело". Работа направлена на формирование профессиональных компетенций....