Конспект АМО-ОМ по педагогике "Современный учитель глазами студента"
план-конспект занятия на тему

Ковязина Анжелика Заурбиевна

Предлагается конспект внеклассного занятия по педагогике на тему: "Современный учитель глазами студента". Предложенное ОМ нацелено на раскрытие особенностей педагогической профессии;  основных видов педагогической деятельности; обоснование требований к личности учителя. К концу ОМ студенты могут перечислить ключевые компетенции учителя и создать образ современного учителя.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektom.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-ОМ

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-ОМ

Ковязина Анжелика Заурбиевна, преподаватель педагогики

Предмет

Внеклассное занятие по педагогике

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

Студенты 2 курса педагогического колледжа/ количество 25 человек

Продолжительность ОМ

1 академический час

Методическая информация

Тема ОМ

Современный учитель глазами студента

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

1.Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53 (1,04 п.л.).

2.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с. 

3.Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. – Алматы, 2003. – 125 МВ. 

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, Радянська школа, 1974. 

5.Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с.

Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)

 (комбинированный тип)

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Количественный состав группы составляет 25 человек, из них - юношей - 2 человека. Возраст студентов однороден и составляет 16-17 лет. Студентов с академическими задолженностями нет (успеваемость 100%), качество знаний составляет 81,1%. Отношения между одногруппниками благополучные. Больше половины студентов имеют лидерские наклонности, стараются проявить себя как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Студенты со смешанным типом восприятия информации, есть аудиовизуалы и кинестетики. В связи с этим появляется необходимость использовать мультимедийные средства. Основная направленность занятия заключается в выделении учебной информации в рамках практической деятельности.

Цели ОМ

Определить ключевые компетенции педагога (интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная, рефлексивная) и охарактеризовать их; создать образ современного учителя.

Задачи ОМ

проанализировать значимость имиджа педагога в становлении его успешности; развивать навыки анализа и синтеза на основе решения педагогических ситуаций; воспитывать чувство прекрасного; пропаганда делового стиля студента как основного критерия становления карьеры будущего специалиста

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе ОМ

Особенности педагогической профессии; основные виды педагогической деятельности; профессионально-обоснованные требования к личности учителя; профессионально-педагогическая культура учителя; профессиональное развитие и  становление личности педагога.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Раздел I. Введение в педагогическую деятельность.


Подробный конспект ОМ

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/ инициация

Создать позитивную атмосферу и настроить на рабочий лад.

5-7 минут

Волшебный клубочек (Инициация)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Развивать коммуникативные навыки, снять внутреннее напряжение, установить контакт в группе.

- Необходимые материалы:

Клубочек ниток.

- Предварительная подготовка не требуется.

- Технология проведения:

Предварительно необходимо подготовить аудиторию для проведения мероприятия. Столы расставляются полукругом, чтобы всем было друг друга хорошо видно. Диалог начинается с приветствия педагога, который сообщает информацию о том, что у него в руках волшебный клубочек, который поможет начать мероприятие. Педагог начинает занятие с вводных слов: «Я хочу, чтобы этот клубок побывал в руках у каждого из вас. Тот к кому в руки попадет клубок может поприветствовать всех и в двух словах рассказать о том, что побудило его выбрать профессию педагога, что стало основным толчком в выборе профессии учителя. Начну с себя. Я, Ковязина А.З. приветствую каждого из здесь находящихся. Желаю всем хорошего настроения, чтобы наша встреча не была лишней тратой времени, а оказалась полезной для всех. Хочу сообщить, что я с детства мечтала стать учителем и примером для меня послужил мой первый учитель, который оставил неизгладимый след в моей душе».

Учащимся необходимо, получив клубок ниток, обмотать палец нитью и кинуть клубочек другому учащемуся, который сидит рядом и т.д. пока клубочек не побывает у всех в руках.

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей; адекватно использовать речевые средства, вступать в диалог и владеть монологической речью

Коммуникативная (Культура речевого действия, настройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния)

Социальная (знание и соблюдение основных этических норм общения и поведения на занятии, умение слушать и вступать в диалог с другими людьми)

Данные АМО позволяют повысить познавательную активность на занятии, побуждают их к активной мыслительной деятельности.

АМО «Волшебный клубочек» позволяет не только поприветствовать участников диалога, но и настроить их на активное взаимодействие друг с другом

Погружение в тему

Обеспечить мотивацию обучения и осмысленности процесса обучения.

5-10 минут

Ассоциации (Погружение в тему)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Подготовить учащихся к изучению нового материала; определить цель;

Активизировать их мышление; повысить уровень познавательной активности; развивать мышление, воображение, гибкость ума и др.

- Необходимые материалы:

Плакат с надписями:

С

- Современность

О

- Отношения

В

- Воспитание

Р

- Радость

Е

- Единение

М

- Метод

Е

- Единица

Н

- Наставник

Н

- Назидание

Ы

-  Изучение

Й

- Имидж

У

- Урок

Ч

- Четверть

И

- Интернет

Т

- Тьютор

Е

- Единомышленник

Л

- Лидер

Ь

-

Стикеры с надписями: преподаватель, ученый, ученик, лекция, оценка, гимназия, гувернер, наставник, занятие, доброта, гуманизм, уважение, знание, общение, человек, парта, директор, предмет и др.

Цитаты об учителях:

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими»

                         Ральф Эмерсон

«Учитель должен обладать максимальным  авторитетом и минимальной властью»

                                 Томас Сас.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами»

Хаббард Э.

«Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

Сюнь-цзы.

Актуализация знаний, умение слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, интересоваться чужим мнением; понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностное (формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения)

Коммуникативная (Культура речевого действия)

Социальная (Умение адекватно оценить себя и свои способности, чувствовать, понимать себя и других людей)

АМО «Ассоциации» позволяет педагогу не просто представить тему занятия, но и осознанно активизировать мыслительный процесс, путем рассуждений самого учащегося, самостоятельно сформулировать цели и задачи занятия, опираясь на собственный опыт.

- Предварительная подготовка не требуется.

- Технология проведения:

Преподаватель  закрепляет на магнитной доске ватман с надписью: «Современный учитель» и начинает разрабатывать данное понятие, задавая вопросы:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «Современный учитель»? Какой он – современный учитель? Какими профессионально-личностными качествами обладает? Действительно, на этот вопрос очень сложно однозначно ответить.

В процессе размышлений необходимо прийти к мысли о том, что: «Это человек, который способен создавать условия для развития творческих способностей учеников, готов к развитию их мотивационно-познавательной сферы, учит своих наставников находится в постоянном творческом поиске при изучении учебных предметов, поощряет индивидуальные склонности и таланты детей. Современный учитель сам работает над собой, способен учиться у своих учеников. Никогда не останавливаться на достигнутом, заниматься личностным ростом и самосовершенствованием. Современный учитель – это профессионал, шагающий в ногу со временем. Современный учитель – добрый, внимательный, любящий детей человек, может находить общий язык с детьми, родителями, администрацией.  Труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного человека профессия учителя  – это возможность самореализации. Пока есть на земле такая профессия, как учитель, есть жизнь на земле. «Учитель не тот кто учит, а тот у кого учатся…»»

В процессе диалога студенты называют ассоциации, которые у них возникают к слову «Современный учитель» и поясняется смысл, который они вкладывают в эти слова. Стикеры с надписями слов-ассоциаций закрепляются на магнитной доске. Например, доброта, гуманизм, альтруизм, эмпатия, толерантность и др.

Ожидания и опасения

Концентрировать внимание, обеспечить ответственность за результат обучения, создать психологически- комфортную обстановку.

15-20 минут

Остров Сократический (Ожидания и опасения)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Обеспечить концентрация внимания учащихся; обеспечить ответственность за результат обучения, создать психологический комфортную обстановку.

- Необходимые материалы:

Плакат и цветные лепестки.

       

- Предварительная подготовка не требуется.

- Технология проведения:

Сообщается информация о том, все отправляются на остров Сократический, на котором живут одни мудрецы. Там очень много ярких экзотических растений, которые можно собирать в букет во время экскурсии по острову.

-Давайте соберем букет вашего настроения. Возьмите лепестки такого цвета, которые соответствуют вашему настроению и соберите цветы. Проанализируйте, почему вы выбрали именно этот цвет, какому настроению он соответствует? Почему плохое? Чего вы опасаетесь? Если наоборот хорошее настроение, то чего ожидаете от посещения этого острова?

С какими людьми вы хотели бы встретиться?

Далек ли этот остров?

Какие особенности у этого острова?

По окончании диалога учащиеся должны прикрепить свои букеты, которые они собрали к плакату, на котором изображен остров Сократический.

Свои ожидания и опасения учащиеся могут написать на цветных лепестках, которые они выбирают сами. На одном лепестке записывается ожидание, а на другом опасение, после чего они размещаются на плакате (закрепляются скотчем).  Выбор цветовой гаммы отобразит эмоциональное состояние учащегося.

Регулятивное (планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативная (Культура эмоций, жестов и пластики движений, психоэмоциональная регуляция своего состояния)

Информационные (строить речевое высказывание в устной и письменной форме)

Данный АМО «Остров Сократический» позволяет развивать фантазию, воображение, абстрагироваться от стандартных стереотипов восприятия и передачи информации. Также можно посредством этого метода развивать логическое мышление.

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного

Контроль и коррекция знаний

15-20 минут

Неизведанный мир

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания на заданную тему.

- Необходимые материалы:

Листок бумаги, ручка.

- Технология проведения:

предлагается написать мини-сочинение или детектив на тему: «Неизведанный мир».

В данном сочинении они могут описать сюжет определенного события, которое приключилось с ними на острове Сократическом.

Интерактивная лекция

Сообщить новый материал.

15-20 минут

Пометки на полях (Изучение нового)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Раскрыть содержание ключевых компетенций  личности педагога.

Развивать психические процессы и совершенствовать понятийный аппарат учащихся.

Развивать исследовательские умения (сбор информации, анализ, построение гипотез, обобщения)

Актуализировать роль профессии учителя в современном мире.

- Необходимые материалы:

Раздаточный материал (текс)

- Технология проведения:

Педагог предлагает не просто прочитать текст, внимательно вчитываться. Необходимо познакомить с маркировочными знаками и делать пометки при чтении текста карандашом на специально подобранных отрывках. Помечаются отдельные предложения текста. Например, можно использовать такие знаки, как "!", "v", "?".

Например, можно использовать такие знаки, как "!", "v", "?".

Личностные: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности.

Познавательные: самостоятельное решение проблемы поискового характера

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия, проговаривать вслух.

Знаково-символические: самостоятельно выделять главную и второстепенную информацию, отмечая знаковой символикой

Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Информационная (умение грамотно выделить важную информацию и запомнить)

АМО «Пометки на полях» позволяет развивать волевые усилия учащихся, помогает путем  самостоятельной обработки информации, анализируя, сравнивая, делая выводы и умозаключения продуктивно осваивать материал. Так как путем собственной эмпирической деятельности большая часть информации сохраняется в памяти человека.

Проработка содержания темы

Усвоить новый материал, развивать ЗУН и К

10 – 15 минут

Концептуальная диаграмма

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Актуализировать роль профессии учителя в современном мире.

- Необходимые материалы:

Лист бумаги, цветные маркеры и ручка.

- Технология проведения:

Составить модель личности современного учителя.

Можно предложить на ватмане расчертить диаграмму и в определенные поля занести информацию.

Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, постановка и формулирование проблемы. Личностные: формирование интереса к теме занятия.

Информационная (умение грамотно передать усвоенный материал)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Релаксация

Снять напряжение и усталость, расслабить и восстановить энергию.

5- 7 минут

Дождь  (Релаксация)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Восстановить силы. энергию, расслабиться

- Технология проведения:

Педагог сообщает учащимся, что можно  расслабиться. А для этого предлагает игру "Дождь".

«Дождь имеет свое настроение. С помощью определенной символики можно показать настроение дождя. Если у аудитории плохое настроение, то можно изобразить гром. Если веселое настроение, то ритмичное постукивание капель.

Если все, что здесь происходит не вызывает никаких эмоций, то можно показать настроение дождя слабым постукиваем капель.»

После  воспроизведения дождя можно предложить описать свое эмоциональное состояние от процесса общения.

Гром изображается поочередным топотом  ногой.

Ритмичное постукивание изображается веселыми хлопками в ладоши.

Слабое постукивание капель – легкое, ели слышное похлопывание в ладоши (можно одним или двумя пальцами)

Знаково-символическая

Коммуникативная (умение установить диалог)

Регулятивная (управление своим психо-эмоциональным состоянием)

Рефлексия

Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения.

5-7 минут

Четыре Я (Рефлексия)

Заимствованный, но измененный

- Цели и задачи метода:

Подвести итоги занятия; сделать для себя выводы; установить обратную связь с учащимися.

- Необходимые материалы:

Можно использовать таблички с надписями начала мысли, магнитики, магнитная доска.

- Технология проведения:

Учащиеся строят высказывания, начиная построение мысли с фраз:

Я узнал...

Я научился...

Я извлек для себя ...

Я хотел бы еще...

Можно предложить Тест для самооценки

Показатель самооценки

Балл

1. Я отлично знаю содержание темы и хорошо ориентируюсь в изученном материале.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2. Я понимаю важность изучения данного материала и владения педагогом ключевыми компетенциями. Считаю, что данными компетенции необходимо овладеть и активно реализовывать их в профессиональной деятельности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3. Я умею грамотно осуществлять постановку целей и задач учебно-познавательной деятельности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4. Я умею превратить учебную задачу в личностно-значимую.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4.Я владею личностными качествами, которые помогут мне в будущей профессиональной деятельности .

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты собственного труда, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6. Я могу самостоятельно подобрать учебно-методические пособия и подготовить материал по заданной теме, оформить статью, доклад, реферат.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

7. Я могу самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, мотивировать и активизировать познавательную активность у своего собеседника.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

8. Я могу устанавливать отношения сотрудничества,  выяснять интересы и потребности других людей,  умею слушать и чувствовать собеседника.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

8. Я владею основами ИК-грамотности для представления учебного материала.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Педагог вывешивает заготовки на магнитную доску.

Учащиеся, обдумав свой ответ, по желанию делятся своими мыслями, т.е. формулируется речевое высказывание.

Предлагается обвести балл, соответствующий самооценке учащегося.

Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, постановка и формулирование проблемы. Личностные: формирование интереса к теме занятия.

Информационная (умение грамотно построить диалог для передачи необходимой информации собеседнику)


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач ОМ /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Содержание занятия соответствует программным требования и требованиям ФГОС СПО, так как на каждом этапе занятия прорабатываются УУД: личностные, регулятивные, познавательные и др.. В соответствии с программной по педагогике определены цели и задачи образования.

Все занятие построено на игровом сюжете. В каждой части занятия рационально использовано время.

Целесообразность использования АМО очевидно. АМО позволяют использовать системно-деятельностный подход в течение всего занятия. Очень важно опираться на собственный опыт для более эффективного усвоения учебной информации. Коллективное обсуждение в сочетании с самостоятельной деятельностью гарантируют успех на уроке (занятии).

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах ОМ с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи ОМ были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Определить ключевые компетенции педагога (интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная, рефлексивная) и охарактеризовать их; создать образ современного учителя.

Проанализировать значимость имиджа педагога в становлении его успешности; развивать навыки анализа и синтеза на основе решения педагогических ситуаций; воспитывать чувство прекрасного; пропаганда делового стиля студента как основного критерия становления карьеры будущего специалиста

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

 Занятие реализует принципы духовно-нравственного развития. Каждый этап направлен на реализацию компетентностного  подхода.

Использование релаксации позволяет использовать принципы здоровьесбережения.

В основе занятия лежит гуманно-личностный подход.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Как результат состоявшегося занятия предлагается составить диаграмму, в которой раскрывается основное содержание изученного материала

Методическая ценность  ОМ

Занятие несет в себе смысловую нагрузку. Учащиеся понимают важность изучения данной темы для личностного роста как будущего специалиста в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Содержание занятия обращено к личности будущего специалиста. Проработка содержания занятия поможет более успешному процессу интериоризации знаний.

Дополнительная информация

Указание приложений к ОМ: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

К конспекту занятия прилагается статья «Современный учитель и компетенции педагога» (ИНПУТ)

Презентация на тему: «Компетенции и компетентность педагога»

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

http://journal.preemstvennost.ru/novyj-nomer/29-finansovoe-i-normativno-pravovoe-obespechenie/241-kompetentsii-uchitelya-v-usloviyakh-vvedeniya-federalnykh-gosudarstvennykh-obrazovatelnykh-standartov-novogo-pokoleniya

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127334_0.html

http://2dip.ru/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B/65168/

http://intellect26.ru/prepodavateli/biologiya/potryasova-nn/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/rabota-v-mo/kompetentnost-sovremennogo-uchitelya.html

http://www.bestreferat.ru/referat-344063.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/07/20/kompetentsii-i-kompetentnost-pedagoga-1

1.Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53 (1,04 п.л.)

2.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с. 

3.Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. – Алматы, 2003. – 125 МВ. 

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, Радянська школа, 1974. 

5.Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с

Примечания автора/ов

При организации занятия педагогу очень важно ориентироваться на интересы и потребности учащихся. Учитывать зону ближайшего развития, ценить его мнение, доверять, предлагать свободный выбор. Думаю, что не стоит заставлять участвовать в этом процессе без желания самого учащегося. Если учащийся не готов к диалогу, то он может быть наблюдателем. В процессе наблюдения есть возможность перехода от пассивного слушателя до активного участника процесса.

Приложение №1

Таблица 1.

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности

  1. Личностные качества

1.1.

Вера в силы и возможности обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.

-    Умение  создавать ситуацию успеха для обучающихся;

-    Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

-    Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

-    Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

1.2.

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

-     Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

-     Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается

-     Умение построить индивидуализированную образовательную программу

-     Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

1.3.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

-     Убежденность, что истина может быть не одна;

-     Интерес к мнениям и позициям других

-     Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

 

1.4.

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

-     Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

-     Знание материальных и духовных интересов молодежи;

-     Возможность продемонстрировать свои достижения;

-     Руководство кружками и секциями. 

1.5.

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.

-     В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

-     Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

-     Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

 

1.6.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

-     Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,

-     Позитивное настроение,

-     Желание работать,

-     Высокая профессиональная самооценка. 

II. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1.

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание  в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

-     Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

-     Осознание не тождественности темы урока и цели урока;

-     Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу. 

2.2.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

-     Знание возрастных особенностей обучающегося;

-     Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

 

III. Мотивация учебной деятельности

3.1.

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

-     Знания возможностей конкретных учеников;

-     Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;

-     Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. 

3.2.

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

-     Знание многообразия педагогических оценок;

-     Знакомство с литературой по данному вопросу;

-     Владение (применение) различными методами оценивания. 

3.3.

Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.

-     Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;

-     Ориентация в культуре,

Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

IV. Информационная компетентность

4.1.

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

-     Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

-     Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

-     Владение методами решения различных задач;

Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

4.2.

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

-     Знание нормативных методов и методик;

-     Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

-     Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;

-     Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;

-     Использование в учебном процессе современных методов обучения.

4.3.

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.

-     Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

-     Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом);

-     Использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

-     Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся;

-     Владение методами социометрии;

-     Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

-     Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.

4.4.

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

-     Профессиональная любознательность;

-     Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;

-     Использование различных баз данных в образовательном процессе.

 

V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1.

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты.

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях  обученности и развития обучающихся.

Обоснованные выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога  учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.

 

-     Знание образовательных стандартов и примерных программ;

-     Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а)характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;

б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся.

-    Обоснованность используемых образовательных программ.

-    Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

-    Участие работодателей в разработке образовательной программы.

-    Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

-    Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом. 

5.2.

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

-    Как установить дисциплину;

-    Как мотивировать академическую активность;

-    Как вызвать интерес у конкретного ученика;

-    Как обеспечить понимание и т.д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.

-    Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

-    Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

-    Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

-    Знание критериев достижения цели.

-    Знание не типичных конфликтных ситуаций;

-    Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

-    Развитость педагогического мышления. 

VI. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1.

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

-    Знание обучающихся;

-    Компетентность в целеполагании

-    Предметная компетентность;

-    Методическая компетентность;

-    Готовность к сотрудничеству.

 

6.2.

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.

-    Знание того, что знают и понимают ученики;

-    Свободное владение изучаемым материалом;

-    Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;

-    Демонстрация практического применения изучаемого материала;

-    Опора на чувственное восприятие.

6.3.

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога.

-    Знание функций педагогической оценки;

-    Знание видов педагогической оценки;

-    Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

-    Владение методами педагогического оценивания;

-    Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

-    Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке. 

6.4.

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации.

-    Свободное владение учебным материалом;

-    Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

-    Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;

-    Умение выявить уровень развития обучающихся;

-    Владение методами объективного контроля и оценивания;

-    Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи)

6.5.

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

 

-    Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

-    Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

-    Умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

6.6.

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

-    Знание системы интеллектуальных операций;

-    Владение интеллектуальными операциями;

-    Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

-    Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа на тему: «Какие глаза у безразличия» . (Педагогика милосердия, взаимопонимания )

Цели классного часа:- Развить чувство сострадания, милосердия;- Усвоение  стандартных пиемов эстетичных  форм общения;- Обозначить причины безразличия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01. "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по теме: "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по о...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ « ВЫСТАВКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий   По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек ...

Доклад "Компания BASF глазами студента"

Доклад о компании BASF?  который представлен студентом....

Будущая профессия глазами студентов

Будущая профессия глазами студентов...

Будущая профессия глазами студентов

Будущая профессия глазами студентов...