Методические указания к выполнению самостоятельной работы по УД Психология
учебно-методическое пособие по теме

Дорошенко Анна Александровна

Методические указания разработаны с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. В методических указаниях представлены рекомендации студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы; даны основные понятия по темам УД; представлены вопросы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов; определены формы контроля, рекомендован список литературы по разделам УД. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  УД «Психология».

Предназначены для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» Зерноградского педагогического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_psihologiya_050146.docx79.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Методические указания

к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по УД «Психология»

для специальности  050146 «Преподавание в начальных классах»

Зерноград

2014

Печатается по решению Методического совета

ГБОУ СПО РО «ЗернПК»

Протокол  №       от                        2014 г.

Составитель: А.А. Дорошенко, преподаватель профессионального цикла и цикла общегуманитарных и естественно-научных диcциплин первой квалификационной категории

Рецензент: С. З. Бойко, преподаватель психологии высшей квалификационной категории

Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. В методических указаниях представлены рекомендации студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы; даны основные понятия по темам УД; представлены вопросы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов; определены формы контроля, рекомендован список литературы по разделам УД. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  УД «Психология».

Предназначены для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» Зерноградского педагогического колледжа.

Содержание

Введение…………………………………………………………

4

1.Общий перечень видов самостоятельной работы.

(Таблица 1)………………………………………………………..

8

2.Самостоятельная работа №1. Заполнение таблицы по теме «Основные отрасли психологии». ………………………………

12

3.Самостоятельная работа №2. Составление кроссворда …………………………………………………………………….

16

4.Самостоятельная работа №3.  Создание презентации  (тема по выбору обучающегося)…………………………………….....

19

5.Самостоятельная работа №4. Подготовка к семинарским занятиям ………………………………………………………….

23

6. Самостоятельная работа №5. Написание статьи на тему «Роль психологического знания в деятельности воспитателя».

28

7. Самостоятельная работа №6. Подготовка реферата (тема по выбору обучающегося)…………………………………………..

31

8. Самостоятельная работа №7. Написание рекомендаций по одной из тем………………………………………………………

37

Заключение……………………………………………………….

42

Приложение 1.   Пример титульного листа……………………

Приложение 2. Пример плана, составленного для подготовки презентации по теме: «Темперамент»………..…………………

Приложение 3. Перечень тем для реферата……………………

Приложение 4. Фрагмент  методических рекомендаций «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»..........................

43

44

44

45

Введение

Профессиональная деятельность педагога (воспитателя) сложна и многогранна.  Она требует глубоких знаний психологических особенностей и закономерностей развития ребенка.

В связи с введением ФГОС СПО самостоятельная работа обучающихся приобретает все большее значение, а её оптимальная организация выступает условием качественной подготовки будущего специалиста. Кроме того, практика показывает, что глубокое овладение знаниями по учебной дисциплине «Психология» студентами невозможно без самостоятельной работы. Таким образом, необходимость создания методических указаний по выполнению самостоятельной работы обучающихся в рамках УД «Психология» очевидна.

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД «Психология» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по УД «Психология».

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности. Выполнение заданий, вынесенных на самостоятельную работу, будет способствовать восполнению недостатка собственной активности студента (в ходе лекционных занятий) по осмыслению категорий использующихся в психологической науке.  

Самостоятельное выполнение работ направлено на формирование следующих компетенций: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Учебная дисциплина «Психология» способствует формированию профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

В результате выполнения самостоятельных работ по УД «Психология» студенты должны:

уметь:

  • применять знания по психологии при решении педагогических задач;
  • выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
  • применять знания по психологии при изучении профессиональных модулей.

знать:

  • особенности психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
  • возрастную периодизацию;
  • возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях;
  • особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • групповую динамику;
  • понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения;
  • основы психологии творчества.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, объекты, показатели и критерии оценивания; основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, дано учебно-методическое и информационное обеспечение.  

Общий перечень видов самостоятельной работы

Таблица 1.

Раздел,

тема УД

Тема СР,

тип задания

Кол-во

час.

Объекты

оценивания

Основные показатели оценки результата и их критерии

Форма контроля

Раздел 1. Изучение общих основ психологии

Тема 1.1 Психология как наука

Основные отрасли психологии

2

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

- особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой.

-полный перечень основных отраслей;

- точность в определении каждой отрасли психологической науки;

- осознанность в самостоятельной характеристике каждой отрасли

Оценка заполненной таблицы

Раздел 1. Изучение общих основ психологии

Тема 1.2 Психика и мозг

Составление кроссворда по теме (на выбор обучающегося):

 «Развитие психики», «Сознание»

3

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

- особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой.

- связь используемых терминов;

- соответствие теме кроссворда

Оценка составленного кроссворда

Раздел 2. Изучение основ психологии личности

Тема 2.1

Проблема личности в психологии

Создание презентации по теме (по выбору студента):

«Личность», «Способности человека», «Темперамент», «Характер», «Мотивация и деятельность»

6

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

1.основ психологии личности;

2.особенностей общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

- логичность и последовательность излагаемого материала;

-осмысленность понятий включенных в содержание презентации;

- иллюстрация примерами.

Оценивание презентации на защите

Раздел 2. Изучение основ психологии личности

Тема 2.2

Психология познавательных процессов

Подготовка к семинарам по вопросам темы «Эмоционально-волевая сфера личности», «Ощущение и восприятие»,  «Особенности познавательных процессов: мышления и речи», «Воображение», «Деятельность сквозных познавательных процессов: внимания и памяти»

8

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

1. основ психологии личности;

2.особенностей общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

-активность в ходе семинарского занятия;

-аргументированность изложения материала;

- иллюстрация примерами описываемых психологических явлений

Оценивание устных ответов во время семинарских занятий

Раздел 3. Ознакомление с психологией возрастного развития

Тема 3.1 Представление о возрастной психологии

Написание статьи «Роль психологического знания в деятельности воспитателя»

3

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

1. особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой.

- осознанность необходимости психологических знаний в осуществлении профессиональной педагогической деятельности;

- актуальность приведенных в статье аргументов относительно значения психологических знаний для обучения и воспитания детей;

- логичность и последовательность изложения фактов (научных психологических исследований, экспериментов, опытов), доказывающих связь психологии с педагогической наукой и практикой.

Оценивание статьи

Раздел 3. Ознакомление с психологией возрастного развития

Тема 3.2 Возрастная периодизация развития

Подготовка реферата по темам (на выбор студента)

4

Умение  выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

Знания:

1.закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

2.возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях.

-самостоятельность выводов по проблеме;

- аргументированность материала;

-критичность в рассмотрении фактического материала по реферируемой теме;

-полнота освещенных вопросов.

Оценивание реферата

Раздел 3. Ознакомление с психологией возрастного развития

Тема 3.3.

Психология дошкольника

Разработка методических рекомендаций «Психологическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника»», «Учет особенностей темперамента в организации учебно-воспитательного процесса», «Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период», «Предупреждение социальной дезадаптации» (по выбору студента)

7

Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;

Знания:

1.возрастной периодизации;

2.понятий, причин, психологических основ предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения.

- аналитический и прогнозтический подход к описанию процессов адаптации и дезадаптации, т. е. указание возможных причин и факторов влияющих на успешность адаптации или проявление дезадаптации);

-обоснованность выбора методов профилактики дезадаптации и девиантного поведения в детском возрасте

Оценивание методических рекомендаций

Самостоятельная работа №1

Раздел 1. Изучение общих основ психологии

Тема 1.1: Психология как наука

Тема самостоятельной работы: Основные отрасли психологии

Тип задания: работа с таблицей

1.Исходные требования

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики: психология труда, медицинская психология, педагогическая психология, юридическая психология и др.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд следующих отраслей: возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная, психология и социальная психология, нейропсихология и др.

Если основываться на  изучении проблем в разных видах человеческой деятельности, то можно выделить: военную психологию, психологию спорта, психологию торговли и т.д.

Цель выполнения данной работы заключается в детальном ознакомлении с характеристиками основных отраслей психологии, осмыслении предмета исследования каждой отрасли и связи с различными областями практики, в частности педагогической.

2. Структура работы

п/п

Отрасль психологии

Определение

Краткое описание (информация сформулированная самостоятельно)

Предмет

Например:

п/п

Отрасль психологии

Определение

Краткое описание (информация сформулированная самостоятельно)

Предмет

1.

Возрастная психология

особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и подразделяется на: детскую психологию;  психологию подростка;  психологию юности;  психология взрослого человека;  геронтопсихологию (психология старости).

Такая отрасль, которая занимается изучением психологических особенностей развития людей на определенных возрастных этапах: в детстве, в подростковом, юношеском возрастах и т. д.

возрастная динамика

3. Алгоритм работы

1. Познакомьтесь в литературе с описанием основных отраслей психологической науки. Перескажите вслух прочитанное.

2. Заполняйте таблицу таким образом, что бы первыми в ней были те отрасли, характеристики которых Вам понятны и не вызывают сложностей в пересказе, а последними в таблице поместите те, характеристики которых трудны для осмысления и запоминания.

3. Определения выпишите из литературных источников.

4.В кратком описании поместите информацию относительно указанной отрасли, сформулированную самостоятельно (перефразируйте текст определения). Постарайтесь запомнить.

5. Предмет – это то, что подвергается исследованиям в рамках определенной отрасли то, что интересует научную  (психологическую) отрасль. Например, исходя из того, что возрастная психология – это область, акцентирующая свое внимание на психологических особенностях личности в разные возрастные периоды, тогда её предметом будут изменения происходящие в жизненном цикле или (возрастная динамика).

4. Требования к оформлению работы.

  1. Материалы выполненного задания оформляются в программе Microsoft Word в формате таблицы (шрифт (внутри таблицы) -11; межстрочный интервал 1)
  2. Работа обязательно должна иметь титульный лист (приложение 1)
  3. Объем работы в среднем должен составлять 3-5 страниц машинописного текста.
  4. Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
  5. При выполнении данного задания не рекомендуется использовать материалы сети – интернет.

  1. Критерии оценки

«Неудовлетворительно»

Задание не выполнено или допущены ошибки, в определениях основных отраслей психологии. Отсутствие кратких описаний или их  несоответствие определению. Ошибочные формулировки предмета. Список литературы отсутствует.

 «Удовлетворительно»

Самостоятельная работа сдана без соблюдения срока, но с соблюдением всех критериев.

Работа выполнена в полном объеме, т.е в таблице прописаны все отрасли, но в некоторых определениях допущены ошибки. Отмечается наличие неточностей в кратких описаниях. Формулировки предмета неверные. Список литературы отсутствует или неполный.

«Хорошо»

Самостоятельная работа сдана в срок. С соблюдением всех критериев.

Задание выполнено правильно в большей мере. В таблице отражены определения отраслей в полном объеме, даны самостоятельные краткие описания, но в них допущены неточности

«Отлично»

Самостоятельная работа сдана в срок. С соблюдением всех критериев.

Задание выполнено правильно. В таблице помещены точные определения отраслей. Самостоятельные краткие описания,  отражают осмысленность вопроса. Грамотно сформулирован предмет.

Качественное оформление списка литературы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
  3. Психологический лексикон. Психология развития. Энциклопедический словарь в шести томах/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006 – 175 с.
  4. Рогов Е.И.Общая психология  Владос 2002, 448 с.  

Дополнительная литература

  1. Введение в общую психологию Под общей ред. А.В. Петровского М.: академия 1996,-496 с.
  2. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии – ЛОГОС 1995, 646 с.

Самостоятельная работа №2

Раздел 1. Изучение общих основ психологии

Тема 1.2: Психика и мозг

Тема самостоятельной работы: «Развитие психики», «Сознание» (по выбору обучающегося)

Тип задания: составление кроссворда

  1. Исходные требования 

Кроссворд (англ. сrossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.

Цель составления кроссворда заключается в закреплении знаний терминологии по указанной выше теме УД «Психология».

Перечень терминов: чувствительность, раздражимость, элементарная сенсорная психика, научение, инстинкт, интеллектуальное поведение, рефлекс, навык, сознание, самосознание, «Я-концепция», психическое развитие, кора больших полушарий, мозг, «чувственная ткань», «значение», «личностный смысл» как структурные компоненты сознания (А.Н. Леонтьев), перцептивная психика, отражение, регуляция поведения, накопление опыта и т.д.

Предложенный список является примерным. Вы можете выбрать термины или использовать те, которые не указаны, но они обязательно должны быть в контексте темы самостоятельной работы.

  1. Алгоритм работы
  1. Выберите одну из предложенных тем данной самостоятельной работы. Выбор обеих тем не возбраняется.
  2. Определите количество понятий (не более 20 не менее 10 по одной теме), которые будут включены в кроссворд, распределите их в схеме кроссворда;
  3. Пронумеруйте слова (можно разделить на две группы - по горизонтали и по вертикали);
  4. Продумайте, как задать вопрос к выбранному понятию (см. пример №1);
  5. Ответ, впишите в клетки кроссворда или укажите в конце вопроса (см. пример №2)
  6. Сделайте титульный лист самостоятельной работы (приложение 1);
  7. Составьте список используемой литературы.

Пример№1 Как называется воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений?

Пример №2 Как называется воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений?  (манипуляция)

  1. Требования к оформлению работы
  1. Материалы выполненного задания оформляются в программе Microsoft Word в шрифт Times New Roman, размер шрифта -14; межстрочный интервал 1,5.
  2. Работа выполняется на листах формата А4.
  3. Работа обязательно должна иметь титульный лист.
  4. Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
  5. В качестве информационных источников могут быть использованы ресурсы сети – интернет.

  1. Качество выполнения работы:
  • правильный подбор понятий по данной теме;
  • корректно заданный вопрос;
  • ответ должен быть именем существительным;
  • список используемой литературы, ссылки на источник;
  • приветствуется творческий подход к выполнению задания.

  1. Критерии оценки

Оценка может быть снижена за две или более работы одинаковые по содержанию.

 «Неудовлетворительно»

Задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

«Удовлетворительно»

Задание сдано без соблюдения срока.

Задание выполнено, но допускались ошибки. Недостаточно корректно заданы вопросы. Присутствуют ответы, которые представлены именем прилагательным. Недостаточно полно представлены понятия темы, присутствуют понятия из других тем. Грубые ошибки в списке литературы.

«Хорошо»

 Задание сдано в срок. 

Работа выполнена правильно. Допущены неточности (не более двух) при формулировании вопроса. Работа отличается разнообразием понятий представленных по данной теме. Допущены ошибки (не более двух) оформления списка литературы.

«Отлично»

Задание сдано в срок.

Задание выполнено правильно. Проявлен творческий, подход к составлению кроссворда (оригинальная схема кроссворда, аккуратность выполнения). 
Количество и качество представленных понятий по теме соответствует требованиям. В работе представлен
список литературы, выполненный в соответствии с общими требованиями к его оформлению.

Самостоятельная работа №3

Раздел 2. Изучение основ психологии личности

Тема 2.1: Проблема личности в психологии

Тема самостоятельной работы: «Личность», «Способности человека», «Темперамент», «Характер», «Мотивация и деятельность» (по выбору обучающегося)

Тип задания: создание презентации

  1. Исходные требования:

Презентация – (от англ. пresentation – представление, торжественное ознакомление, предъявление чего – либо) это публичное представление. Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Поскольку презентация – это процесс коммуникации, выступающему необходимо руководствоваться всеми правилами эффективного общения: использования всех сенсорных каналов, невербальных и аудиовизуальных средств влияния. Для эффективной презентации важен также процесс отбора из всей информации самой существенной убедительной и доказательной. При подготовке текста презентации необходимо помнить, что процедура презентации – это отточенный алгоритм, для реализации которого следует соблюдать правило трех, т. е. использовать не менее трех ключевых пунктов: введение, далее следуют: ключевой пункт 1, переход, ключевой пункт 2, переход, ключевой пункт 3, затем обзор и заключение. Признаками эффективно представленной информации являются:

1.Увлекательность (внимание).

2.Содержательность (для слушателей).

3.Запоминаемость (чтобы запомнили).

4.Активизация (побуждает к действию).

5.Сбалансированность (гармония объективной информации и индивидуального стиля).
Цель работы: подготовка к овладению умением выявлять индивидуальные и типологические особенности личности.

2. Алгоритм работы:

  1. Определите тему, по которой будете готовить презентацию. Отследите, что бы тема Вашей презентации не повторялась более 5 раз при количественном составе равном 25 обучающимся, или 6 раз при  30 обучающихся в группе.
  2. Осуществляйте поиск информации по теме. Составьте план («опираясь» на правило, о котором шла речь в исходных требованиях). План позволит последовательно раскрыть суть освещаемой темы. (приложение 2)
  3. Детально разобравшись в выбранной теме, приступайте к оформлению презентации в соответствии с требованиями, помещенными в таблице 2.
  4. Завершающий слайд обязательно должен демонстрировать список использованных источников.
  5. При выполнении данного вида самостоятельной работы допускается использование ресурсов сети - интернет.

3.Оформление презентации

Таблица 2. Требования к оформлению презентации.

Оформление слайдов

Стиль

1. Соблюдайте единый стиль оформления.

2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией

(текст, рисунок).

Фон

1. Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Представление информации

Содержание

информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

1. Для заголовков – не менее 24.

2. Для информации – не менее 18.

3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Способы выделения информации

1. Рамки, границы, заливки.

2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку.

3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более

трех фактов, выводов, определений.

2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом

слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

1) с текстом;

2) с таблицами;

3) с диаграммами

Оптимальное количество слайдов от 15 до 25.


Критерии оценки

Оценка может быть снижена за две или более работы одинаковые по содержанию.

«Неудовлетворительно»

Задание не сделано.

Допущены ошибки в содержании текста: не осмыслены основные понятия, предложены неверные определения. Отсутствует логика в изложении материала. Список использованных источников отсутствует.

«Удовлетворительно»

Задание сдано без соблюдения срока.

Задание выполнено, но допускались ошибки. Недостаточно точно сформулированы определения. Информация, помещенная в слайдах, не является главной, существенной. Содержание текста не соответствует указанному списку использованных источников.

«Хорошо»

 Задание сдано в срок. 

Работа выполнена правильно. Материал изложен логично, последовательно. Слайды не перегружены информацией, отражают существенные и главные категории в рамках рассматриваемой темы. Понятия осмыслены. Список использованных источников не соответствует содержанию.

«Отлично»

Задание сдано в срок.

Задание выполнено правильно. Проявлен творческий, подход. Количество слайдов максимальное. Качество содержания обусловлено глубокой проработкой литературных источников. В работе представлен
список литературы, выполненный в соответствии с общими требованиями к его оформлению.

Самостоятельная работа №4

Раздел 2. Изучение основ психологии личности

Тема 2.2 Психология познавательных процессов

Тема самостоятельной работы: «Эмоционально-волевая сфера личности», «Ощущение и восприятие»,  «Особенности познавательных процессов: мышления и речи», «Воображение», «Деятельность сквозных познавательных процессов: внимания и памяти»

Тип задания: подготовка к семинарским занятиям 

Цель: овладение знаниями основ психологии личности

  1. Исходные требования

Тема: «Эмоционально-волевая сфера личности»

  1. Общая характеристика эмоций и чувств
  2. Физиологические основы и внешнеевыражение эмоций и чувств
  3. Тревожность, аффект, фрустрация способы их исследования.
  4. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
  5. Изучение психологии воли в отечественной и зарубежной психологии.
  6. Ступени волевого действия
  7. Развитие воли

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  3. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная

1. Гамезо М. В. Домашенко И.А. Атлас по психологии Пед. общество России 1999- 276 с.

2. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. Сред.пед. учеб. заведений-М.: «Академия2, 2001-464 с.

3. Котова И.Б.Психология Феникс 2003 – 480 с.

4. Немов Р. С. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995 – 239 с.

5. Маклаков А. Г.  Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.

6. Материалы сайта http:// comp-doctor.ru

7. Психология Учебник для гуманитарных вузов Под ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер 2006 – 656 с.

8. Рогов Е.И. Эмоции и воля – М.: Владос 2001 – 240 с.

Тема: «Ощущение и восприятие»

  1. Общая характеристика познавательной сферы человека
  2. Значение межполушарной ассиметрии для познавательной деятельности
  3. Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени
  4. Отличие восприятия от ощущений

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  3. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная

  1. ГамезоМ.В.Домашенко И.А. Атлас по психологии Пед. общество России 1999- 276 с.
  2. Котова И.Б.Психология Феникс 2003 – 480 с.
  3. Немов Р. С. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995 – 239 с.
  4. Маклаков А. Г.  Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
  5. Основы психологии Практикум Ред.-сост. Л.Д. Столяренко Ростов – на – Дону Феникс, 2001 – 704 с.
  6. Столяренко Л.Д. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах Ростов н/Д, Феникс 1999- 576 с.

Тема: «Особенности познавательных процессов: мышления и речи»

  1. Мышление обобщенное и опосредованное познание окружающего мира
  2. Виды и основные формы мышления
  3. Качества ума
  4. Понятия и их формирование
  5. Особенности творческого мышления
  6. Речь и её функции
  7. Речь как инструмент мышления
  8. Соотношение речи и мышления

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  3. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная

  1. Гамезо М.В.Домашенко И.А. Атлас по психологии Пед. общество России 1999- 276 с.
  2. Котова И.Б.Психология Феникс 2003 – 480 с.
  3. Немов Р. С. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995 – 239 с.
  4. Маклаков А. Г.  Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
  5. Столяренко Л.Д. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах Ростов н/Д, Феникс 1999- 576 с.

Тема: «Воображение»

1.Воображение как психический процесс

2.Виды воображения

3.Развитие воображения в детском возрасте

4.Воображение и творчество

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  3. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  2. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  3. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  4. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Тема: «Деятельность сквозных познавательных процессов: внимания и памяти»

  1. Теории внимания
  2. Развитие внимания
  3. Нарушения памяти. Амнезия
  4. Развитие памяти в детском возрасте
  5. Психологические методы исследования памяти

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  3. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная

  1. ГамезоМ.В.Домашенко И.А. Атлас по психологии Пед. общество России 1999- 276 с.
  2. Котова И.Б.Психология Феникс 2003 – 480 с.
  3. Немов Р. С. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995 – 239 с.
  4. Маклаков А. Г.  Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
  5. Столяренко Л.Д. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах Ростов н/Д, Феникс 1999- 576 с.

Самостоятельная работа №5

Раздел 3. Ознакомление с психологией возрастного развития

Тема 3.1: Представление о возрастной психологии

Тема самостоятельной работы: «Роль психологического знания в деятельности воспитателя»

Тип задания: написание статьи

  1. Исходные требования:

Статья - сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике.

Во вводной части должны быть обоснованы актуальность и  целесообразность разработки темы (научной проблемы или задачи).

В основной части статьи путем анализа и синтеза информации необходимо раскрыть исследуемые проблемы, пути их решения, обоснования возможных результатов, их достоверность. В обзоре должны быть проанализированы, сопоставлены и выявлены наиболее важные и перспективные направления развития науки (практики), ее отдельных видов деятельности, явлений, событий и пр. Научная статья должна носить проблемный характер, демонстрировать различные взгляды ученых на развитие научных (практических) знаний, содержать выводы, обобщения, сводные данные.

В заключительной части — подвести итог, сформулировать выводы, рекомендации, указать возможные направления дальнейших исследований.

В статье необходимо давать ссылки на таблицы, рисунки и литературные источники. Таблицы должны иметь тематические заголовки, иллюстрации и рисунки должны быть выполнены в виде, пригодном для полиграфического воспроизведения, сопровождаться подрисуночными подписями. Сокращения слов, имен, названий, как правило, не допускаются, разрешаются лишь общепринятые сокращения.

Цель: формирование умения применять знания по психологии в практической деятельности 

  1. Алгоритм работы
  1. Сбор информации – важная часть работы. Часто информацию приходится искать в сети, в книгах, привлекать кого-то из знакомых специалистов.
  2. План статьи. Не надо «высыпать» на читателя все мысли подряд, бессистемно. Это приведет к тому, что статья получится сумбурной, плохо читаемой или совсем непонятной. Составьте план статьи, 3-4 пункта: что и в какой последовательности вы хотите написать. К тому же план поможет значительно ускорить работу над текстом. Существует классическая схема написания статьи – вступление, основная часть, заключение. Вступление коротко обозначает проблему или тему, которую вы описываете. В основной части вы уже более полно раскрываете тему, даете полезную информацию, практические рекомендации. И в заключении подводите итог, делаете выводы. Не пытайтесь в одной статье слишком глубоко осветить проблему, статья может получиться слишком длинной. Оптимальный размер 2,5 – 3 тысячи знаков.
  3. Статья написана, следующий шаг – вычитывание (проверка и исправления) и проверка на уникальность. Вычитывать лучше всего вслух, так проще заметить повторы или неправильно составленные предложения.

Данный алгоритм поможет вам понять, как правильно написать статью. Выполняя последовательно эти шаги, вы научитесь писать интересные и востребованные тексты.


3. Требования к оформлению

  1. Материалы статьи оформляются в программе Microsoft Word. Статья печатается на листах белой бумаги плотностью 80 г/см3 и форматом 210 х 297 мм. На листах оставляются поля по всем четырём. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм.
  2. Самостоятельная работа должна иметь титульный лист (приложение 1)
  3. В конце работы должен быть помещен список использованных источников.

  1. Критерии оценки

«Неудовлетворительно»

Работа не выполнена или её содержание не соответствует теме (названию)

«Удовлетворительно»

Работа сдана без соблюдения срока. В статье не прослеживается осознанности необходимости психологических знаний в осуществлении профессиональной педагогической деятельности. Нарушена логика и последовательность изложения фактов (научных психологических исследований, экспериментов, опытов), доказывающих связь психологии с педагогической наукой и практикой.

«Хорошо»

Работа сдана с соблюдением сроков. В статье прослеживается осознанность необходимости психологических знаний в осуществлении профессиональной педагогической деятельности. Факты научных психологических исследований, экспериментов, опытов, доказывающих связь психологии с педагогической наукой и практикой излагаются логично и последовательно.  

«Отлично»

Работа сдана с соблюдением сроков. В статье прослеживается осознанность необходимости психологических знаний в осуществлении профессиональной педагогической деятельности. Отражена актуальность, соотношение с требованиями ФГОС ДОУ. Факты научных психологических исследований, экспериментов, опытов, доказывающих связь психологии с педагогической наукой и практикой излагаются логично и последовательно. В тексте указаны ссылки на источники, используемые при написании статьи.  

Самостоятельная работа №6

Раздел 3. Ознакомление с психологией возрастного развития

Тема 3.2: Возрастная периодизация развития

Тема самостоятельной работы:

Тип задания: подготовка реферата

1. Исходные требования

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Выбор темы реферата определяется студентами самостоятельно в соответствии с “Перечнем тем рефератов” (Приложение 3) и утверждается преподавателем УД «Психология»

“Перечень тем рефератов” периодически обновляется и дополняется.

2.  Структура реферата

В структуре реферата выделяют:

  1. титульный лист;
  2. оглавление с указанием соответствующих страниц;
  3. введение;
  4. главы и/или параграфы;
  5. заключение;
  6. библиография;
  7. приложения.

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (1-2 страницы).

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2 - 4 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема реферата. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кончается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 18-20 страницах.

Третья часть работы – заключение, содержит краткие выводы, которые излагаются на 1-2 страницах. В заключении студент также может изложить собственные впечатления и мнения, указать те проблемные вопросы, которые остались невыясненными и заслуживают дополнительного исследования.

Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии. В качестве приложений в реферате можно привести образцы используемых в педагогической практике документов.

3.  Этапы работы над рефератом

Выполнение реферата целесообразно разделить на 6 следующих этапов:

  • выбор темы;
  • подбор и изучение литературы;
  • составление плана работы;
  • собрание и обработка фактического и статистического материала;
  • написание реферата;
  • защита реферата.

После выбора темы необходимо составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня рекомендованной литературы. При составлении библиографического указателя рекомендуется пользоваться источниками библиотеки учебного заведения: библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача обучающегося - из огромной массы российской и зарубежной психолого-педагогической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме реферата.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы реферата, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что психологическая наука, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.

При изучении литературы рекомендуется делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п.

После подбора и изучения литературы обучающемуся необходимо тщательно продумать план реферата, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с её структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача обучающегося состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

4. Требования к оформлению реферата

Объем реферата не ограничивается, однако в среднем должен составлять 10-15 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

5. Порядок подготовки и защиты реферата

После утверждения темы реферата преподавателем обучающиеся приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена до начала зачетной недели с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.

До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя “К защите допущен”, его подпись и дата.

Рефераты, темы которых не менее, чем за одну неделю до защиты не утверждены преподавателем, к защите не допускаются. В этом случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению.

Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.

По результатам защиты реферата выставляется оценка за выполненный реферат, которая учитывается при приеме экзамена.

Оценку   «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического  материала на основе глубоких знаний педагогической литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Лица, в установленный срок не защитившие рефераты, к экзамену по УД «Психология» не допускаются.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

        Основные источники:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. Владос – Пресс, 2003 – 288 с.
  2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012 – 283 с.
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Храстоматия под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова 7-е издание – М.: Академия
  4. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология М.: - Академия 2010 – 368с
  6. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: - М.: «Академия», 2012. – 368 с.

Дополнительная литература

  1. Алферов А.Д. Психология развития человека в детстве Учебное пособие Ростов – на –Дону 1999 -192 с.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов –на – Дону «Феникс», 1999- 416 с.
  3. Батаршев А.В. Темперамент и характер Психологическая диагностика М.: Владос Пресс 2001 – 336 с.
  4. Волков Б.С. Волкова Н.В. Возрастная психология в двух частях Владос. 2005 – 336 с.
  5. Гамезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология личность от молодости до старости М.: Педагогическое общество «Ноосфера». 1999 – 272 с.
  6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии Учебное пособие для студентов вузов – М.: Университет, 2002 – 400 с.
  7. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков М.: Академия 1998 – 304 с.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2003 – 384 с.
  9. Основы психологии Практикум Ред.-сост. Л.Д. Столяренко Ростов – на – Дону Феникс, 2001 – 704 с.
  10. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2 томах Ростов - на – Дону Феникс 1996 – 416 с.
  11.  Психология в лицах – М.: Эксмо-Пресс 2001 – 384 с.
  12. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко,Л.М. Кларина и др.; Под ред. В.А. Петровского. – 2-е изд. – М.: Аспект –Пресс, 1995.-152 с.
  13. Педагогическая психология Учебное пособие для студентов вузов под ред. Н.В. Клюевой М.: Владос – Пресс, 2003 – 400 с.
  14. Педагогическая психология Габай Г.В. Учебное пособие для студентов педагогических вузов М.: Академия 2003-240 с.
  15. Психологический лексикон. Психология развития. Энциклопедический словарь в шести томах/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006 – 175 с.
  16. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера Хрестоматия по психологии Самара Бахрах-М 2000-640 с.
  17. Рогов Е.И. Эмоции и воля – М.: Владос 2001 – 240 с.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.: Владос –Пресс 2003 Кн. 1 – 400 с.
  19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология Ростов – на – Дону Феникс 2000 – 544 с.
  20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология М.: Академия. 1998 – 288 с.
  21. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии 3-е издание М.: Академия 2007 – 272 с.
  22. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан М.: Академия, 1998 – 320 с.
  23. Шаграева О.А.  Детская психология Теоретический и практический курс М.: Владос. 2001
  24. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий Ростов – на – Дону Феникс 2000 – 544c.
  25. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно.-СПб.:Речь, 2007 – 104 с.
  26. Каталог образовательных интернет - ресурсов. Курс «Основы психологии», «Возрастная психология», «Педагогическая психология»

Форма доступа

  1. http://www.voppsy.ru
  2. http:www.psy/msu.ru

Самостоятельная работа №7

Раздел 3 Изучение возрастной психологии

Тема 3.3: Знакомство с психологией младшего школьника

Тема 3.4: Ознакомление с психологическими основами предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.

Тема самостоятельной работы: «Психологическое сопровождение социально-коммуникативного развития младших школьников», «Учет особенностей темперамента в организации учебно-воспитательного процесса», «Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период», «Предупреждение социальной дезадаптации» (по выбору студента)

Тип задания: написание методических рекомендаций

  1. Исходные требования

Рекомендации (от ср.- век. лат. recommenatio) – 1. Письменный или устный благоприятный отзыв. 2. Совет, указание. Методические рекомендации направлены на оказание консультативной помощи, они содержат комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику  наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Цель: формирование умения находить связь между теоретическими основами психологической науки и практической педагогической деятельностью

  1. Структура методических рекомендаций
  1. Введение или пояснительная записка – до 15% текста, где обосновывается актуальность разработки данных методических рекомендаций: краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, достоинства и недостатки рассматриваемого вопроса, значимость предлагаемой работы, разъяснение, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации. Прописывается цель составления методических рекомендаций
  2. Основная часть – до 75% текста.  Основная часть не называется, здесь  детально раскрываются предполагаемые методики, пути и средства достижения наибольше значимых результатов того или иного вида деятельности.

Основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, её можно структурировать в следующей логике:

-описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

-дать советы по решению организационных;

-вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта), предостеречь от типичных ошибок.

3. Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций, представляются результаты.

4. Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

5. Приложения. В качестве приложений можно использовать разработки занятий, игры и упражнения, которые не вошли в основную часть.

  1. Алгоритм работы:
  1. Выберите проблему (тему), в рамках которой будете создавать рекомендации.
  2. Проведите качественный теоретический анализ выбранной  проблемы.
  3. Формулируйте рекомендацию, совет в повелительной форме. Затем подкрепляйте совет (указание) аргументами в его пользу. Пропишите прогноз позитивных изменений, трансформации на тот случай, когда Ваш совет (рекомендация) будут успешно выполнены.
  4. Оформите список использованных источников.
  5. Проверьте, соответствует ли Ваша работа требованиям к оформлению.

  1. Требования к оформлению работы:
  1. Для набора текста, нужно использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт -  Times New Roman, кегль 14. Интервал между строками – 1,5. Выравнивание  - по ширине.
  2. Работа выполняется на листах формата А4.
  3. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяете жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускаются. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27.
  4. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, вверху страницы, выравнивание по правому краю, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.
  5. Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
  6. Объем работы строго не регламентируется, но в среднем должен составлять от 7 до 10 страниц машинописного текста.

  1. Критерии оценки

«Неудовлетворительно»

Работа не выполнена или её содержание не соответствует теме (названию)

«Удовлетворительно»

Работа сдана без соблюдения срока. Аналитический и прогнозтический подход к описанию процессов адаптации и дезадаптации, т. е. указание возможных причин и факторов влияющих на успешность адаптации или проявление дезадаптации) не проявлен. Не четко обоснован выбор предлагаемых методов (приемов) профилактики дезадаптации и девиантного поведения в детском возрасте.

«Хорошо»

Работа сдана с соблюдением установленных сроков. Проявлен аналитический и прогнозтический подход к описанию процессов адаптации и дезадаптации, т. е. указание возможных причин и факторов влияющих на успешность адаптации или проявление дезадаптации). Четко обоснован выбор предлагаемых методов (приемов) профилактики дезадаптации и девиантного поведения в детском возрасте.

«Отлично»

Работа сдана с соблюдением сроков. Проявлен аналитический и прогнозтический подход к описанию процессов адаптации и дезадаптации, т. е. указание возможных причин и факторов влияющих на успешность адаптации или проявление дезадаптации). Четко обоснован выбор предлагаемых методов (приемов) профилактики дезадаптации и девиантного поведения в детском возрасте. Все рекомендации подкреплены примерами из личных наблюдений или опыта  работы педагогов – практиков, или психологов.

        

Заключение

Самостоятельная работа - важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Задания для самостоятельной работы вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

 Проверка выполненной работы позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки, недочеты в знаниях.  Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.

В целом за счет привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования ими выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет должно привести к повышению эффективности обучения.

Все задания для самостоятельной работы по УД «Психология» разработаны с учетом требований ФГОС СПО по специальности 050144» Дошкольное образование» и в соответствии с программой учебной дисциплины.

        приложение 1

Пример титульного листа

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Самостоятельная работа №1

по УД «Психология»

Тема: Основные отрасли психологии

Выполнил(а): студент(ка) 2 курса

специальности 050146

«Преподавание в начальных классах»

Ф.И.О.

Преподаватель:

А.А. Дорошенко

Зерноград

2014

приложение 2

Пример плана, составленного для подготовки презентации по теме «Темперамент»

1. Понятие о темпераменте

  1. Определения темперамента в разных источниках
  2. Типы темперамента
  3. Темперамент и деятельность

2. Свойства темперамента

2.1 Экставерсия, интроверсия, нейротизм

2.2Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку (Круг Г.Айзенка)

2.3 Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

4. Темперамент и личность

5. Учет типов темперамента в образовательном процессе

приложение 3

Перечень тем для реферата

  1. «Социальная ситуация развития» как фактор развития личности
  2. Ведущая деятельность как фактор развития личности
  3. Новообразование как показатель качественных изменений личности
  4. Генезис структурных звеньев самосознания
  5. Ведущие мотивы общения младших школьников со взрослыми
  6. Ведущие мотивы общения младших школьников со сверстниками
  7. Формы общения младших школьников со взрослыми
  8. Формы общения младших школьников со взрослыми
  9. Гендерные особенности дошкольников и младших школьников: воспитание соответствующее полу ребенка
  10. Сензитивность детского возраста как закономерность психического развития
  11. Неустойчивость как закономерность психического развития.
  12. Нравственное развитие дошкольников и младших школьников (Л. Кольберг)
  13. Нравственное развитие младших школьников и подростков (Л. Кольберг)
  14. Проективные методики как средство диагностики личности
  15. Наказания и поощрения детей дошкольного и младшего школьного возраста
  16. Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях
  17. Проблемы детско-родительских отношений в контексте раннего возраста
  18. Проблемы общения дошкольников со сверстниками
  19. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному
  20. Особенности свойств темперамента у детей и их учет в образовательно-воспитательном процессе
  21. Условия развития способностей дошкольников и младших школьников
  22. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: преодоление страха темноты у дошкольников
  23. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: преодоление страха сказочных персонажей, чудовищ, приведений на этапе дошкольного детства
  24. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: агрессивное поведение
  25. Проблема синдрома дефицита внимания у младших школьников
  26. Одаренные дети в образовательном учреждении: проблемы и ресурсы
  27. Эмоционально-волевое развитие младших школьников
  28. Проблема отверженности детей в контексте индивидуальности личности
  29. Сказкотерапия как метод развития самосознания и эмоционального интеллекта

приложение 4

Фрагмент  методических рекомендаций «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»

  1. Организуйте проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями трудно адаптируемых  на предмет выяснения характера семейных отношений. беседы и консультации с родителями необходимо направить на осознание причин плохой адаптации и поиск совместных путей решения проблемы.

Вопрос на который необходимо найти ответ совместно с родителями: «Что нужно сделать, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?»

  1.  Разработайте программу для каждого конкретного ребенка и совместно с родителями обозначьте сроки её реализации. С целью предупреждения нервных расстройств и последующего негативного отношения к детскому учреждению, рекомендуется , в случае нервной и соматической ослабленности отдавать в них мальчиков не ранее 3,5-5 лет, а девочек не ранее 3-4 лет, учитывая большую привязанность мальчиков к матери. Необходимо помнить, что потребность в общении со сверстниками появляется после 4 лет. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, для того, чтобы исключить утомляемость детей и позволить им постепенно включаться в жизнь детского сада.
  2. В группе необходимо создать индивидуальный подход с учетом интересов, склонностей и особенностей психологического состояния ребенка.
  3. Педагогу нужно учитывать стиль семейного воспитания ребенка. Например, при гиперопеке в семье на первых порах и в детском саду ребенку необходимо повышенное внимание.
  4. Организуйте индивидуальную и подгрупповую работу педагог-психолога с детьми, имеющими проблемы общения. Подключайте ребенка в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов. С этой же целью организуйте игры с масками, куклами, где сюжет сочиняется по ходу игры и тут же исполняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по общей психологии

Методические рекомендации предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов по психологии....

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (2 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.15 "Открытые горные работы" (2 курс)Общее количество часов - 16В д...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (1 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.14 "Маркшейдерское дело" (1 курс)Общее количество часов - 18В доку...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей. Для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомоб

Методические указанияпо выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  автомобилей...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления для специальности 08.02.08

  В методической разработке «Методические указания для выполнения самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации си...