Обучение диалогической речи студентов
статья на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

                 Необходимо заметить, что обучение диалогической речи является одним из сложных видов речевой деятельности,  так как диалог невозможно запрограммировать. Диалог – это спонтанная речь, составленная из вопросов и ответов, направленных на поддержание общения, и очень часто нельзя предугадать, какую реплику скажет собеседник. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, не боялись говорить и практиковаться, пробовать свои силы, учителю необходимо начать с легкого материала постепенно усложняя его, то есть идя от простого к сложному. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи студентов.

На старшем этапе обучения должны быть достигнуты конечные цели преподавания иностранного языка, предусмотренные программой. Основной задачей старшей ступени является дальнейшее развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. В области говорения предполагается развитие умения студентов удовлетворять свои актуальные коммуникативные потребности в ситуациях социально-бытовой и социально-культурных сфер общения.

Цель: 

а)  передача и получение информации (о себе, об окружающей действительности, о покупках, об организации отдыха, путешествиях, погоде, в выборе профессии и т.д.);

б) установление социальных контактов (знакомство, обмен формулами речевого этикета, выражения эмоций, чувств).

Для реализации своих коммуникативных потребностей студент должен быть в состоянии выбирать нужную языковую форму и использовать определенную тактику речевого поведения в зависимости от условий общения (от коммуникативной задачи, характера взаимоотношений между коммуникантами и т.д.)

Речь говорящего ограничивается знакомой тематикой, характеризуется подстраиванием содержания под имеющиеся языковые и коммуникативные возможности. В процессе общения допустимы паузы неуверенности.

Обязательный минимум содержания образования для средней (полной) школы по иностранным языкам предусматривает дальнейшее обучение учащихся следующим видам диалога:

  1. диалогу этикетного характера;
  2. диалогу – расспросу;
  3. диалогу – побуждению к действию;
  4. диалогу – обмену мнениями, информацией.

Акцент делается на их комбинировании и переходе к более свободной беседе со сменой тем в обучении студентов. При этом решаются в основном те же коммуникативные задачи, что и в базовом курсе, однако могут использоваться более вариативные речевые средства.

Итак, под диалогическими речевыми умениями понимаются следующие умения:

  1. формулировать запрос информации (ставить коммуникативно мотивированные, информативно ценные вопросы);
  2. умение коммуникативно и ситуативно обоснованно отвечать на вопросы, т.е. удовлетворять запрос информации;
  3. уметь сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения (формулировать реплики утверждения, констатации, сообщения);
  4. умение выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения в ее истинности и т.д.)

Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими единствами в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно – коммуникативными задачами общения в определенных пределах, обусловленных условиями обучения.

1. Коммуникативные задачи для ведения диалогов этикетного характера предполагают совершенствование следующих речевых умений:

  • приветствовать и ответить на приветствие;
  • познакомиться, представиться и соответственно отреагировать на представление собеседника;
  • осведомиться о делах, самочувствии, выразить свое отношение к услышанному, погоде;
  • попрощаться;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
  • выразить благодарность и ответить на нее;
  • извиниться и отреагировать на извинение;
  • начать, поддержать и закончить разговор;
  • вежливо переспросить, отказать, согласиться и соответственно отреагировать.

2. Коммуникативные задачи для ведения диалога – расспроса предполагают совершенствование следующих речевых умений:

  • инициативно и целенаправленно запрашивать фактическую информацию (кто? что?  как? где? куда? зачем? почему? и т.д.) и соответственно отвечать на нее.
  1. Коммуникативные задачи для ведения побудительных диалогов предусматривают следующие умения:
  • обратиться с просьбой и выразить готовность/ отказ ее выполнить его;
  • дать совет и принять/ не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
  • высказать предположение и выразить согласие/ несогласие с ним.
  1. Ведение диалога – обмена сообщениями, мнениями предполагает совершенствование следующих умений:
  • умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
  • умение выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней;
  • умение высказать одобрение/ неодобрение и отреагировать на него;
  • умение выразить сомнение и отреагировать на него;
  • умение выразить эмоциональную оценку (радость/ огорчение, желание/ нежелание) и отреагировать на нее.

В обучении речевым умениям можно выделить два этапа:

  1. этап формирования основных умений реплицирования,
  2. этап совершенствования этих диалогических умений в сложном речевом общении – групповом, неподготовленном диалоге, тематической беседе.

Овладение студентами диалогической речью является крайне важным и актуальным на современном этапе получения образования. Умение вести диалог на различные темы не только является показателем хорошего, уверенного владения иностранным языком, но и неотъемлемым требованием современного мира в развитии и становлении дальнейшей карьеры.