Информационные технологии в обучении
статья на тему

Гаранина Галина Юрьевна

 

В настоящее время целью преобразований в системе образования является поиск наилучших путей социализации учащихся, позволяющий им по окончании обучения  определить дальнейший жизненный путь, быть готовым  к будущей профессиональной деятельности, уметь плодотворно жить в современных условиях, а это невозможно осуществить без знаний и умений применять информационные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_tehnologii_v_obuchenii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в обучении

В настоящее время целью преобразований в системе образования является поиск наилучших путей социализации учащихся, позволяющий им по окончании обучения  определить дальнейший жизненный путь, быть готовым  к будущей профессиональной деятельности, уметь плодотворно жить в современных условиях, а это невозможно осуществить без знаний и умений применять информационные технологии

Современную жизнь невозможно представить без персонального компьютера, поэтому учащиеся должны владеть навыками компьютерной грамотности, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Оформление документов существенно упрощается при использовании стандартных программных средств, а процесс обучения документированию становится более эффективным, так как повышает познавательный интерес. При использовании современных информационных технологий обучение становится наглядным, учащиеся получают возможность самостоятельно работать, используя пособия.

История создания документов тесно связана с историей создания и развития рисунка и письменности. Первые наскальные рисунки передавали первобытному человеку первую информацию от других людей. Долгий путь проделал документ, пока основным его носителем не стала бумага: клинописные таблички, берестяные грамоты, папирус, пергамент. Документы, создававшиеся в основном безвестными летописцами, позволили нам узнать историю нашей Родины.

Столетиями документы оформлялись вручную. Сотни писарей работали в государственных учреждениях. Качество документа определял в первую очередь их почерк. Лишь в конце XIX века в дело создания документа пришла механизация. Появились первые механические пишущие машинки, но, тем не менее, процесс создания документа оставался достаточно трудоемким. Для внесения в текст даже незначительных изменений его приходилось целиком перепечатывать заново. С развитием электроники появились пишущие машинки, снабженные запоминающим устройством, способным запомнить несколько страниц текста. Но настоящую революцию в деле подготовки документов произвело появление персональных компьютеров.

Основным способом фиксирования фактов, событий и прочей информации до настоящего времени является документ, написанный или отпечатанный на бумаге. Бумажный документ — это один из важнейших способов доказательства того или иного события. Недаром старинная русская поговорка гласит: «что написано пером, не вырубишь топором».

Использование компьютеров для оформления, хранения и передачи документов привело к появлению термина электронный документ, то есть документ, выполненный при помощи прикладной программы и хранящийся на магнитном носителе.

Электронный документ, по сравнению с «твердой копией» (так иногда называют бумажный документ), обладает рядом преимуществ:

- простота внесения изменений;

- использование заранее заготовленных форм документов не только с указанными в них основными реквизитами, но и с напечатанными стандартными фразами в соответствии с видом документа;

- экономия затрат при считывании информации, содержащейся в документе, непосредственно с экрана монитора, без распечатки на бумаге;

- оперативность (от нескольких минут до нескольких часов) при передаче в другое учреждение по электронной почте;

- возможность передачи документа по электронной почте любому количеству адресатов;

- возможность архивации документов и защиты их от несанкционированного доступа.

Применение компьютерных технологий значительно облегчает создание различных документов.

Программные продукты учебного назначения могут представлять собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрационного характера; электронные словари-справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые системы.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) предоставляют учителю при проведении уроков по делопроизводству следующие возможности:

- педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

- ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;

- автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материала;

- работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;

- педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (ИОС, мультимедиа, гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной:

• в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

• осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

•  гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

• технология ИОС на основе моделирования процесса обучения позволяет дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, могут предоставить в целях обучения широчайшие возможности:

• оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;

• интерактивность и оперативную обратную связь;

• доступ к различным источникам информации;

• организацию совместных телекоммуникационных проектов;

• запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций.

Педагогической целью использования современных информационных технологий является - развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами) ;

развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и ИОС);

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

Использование на уроках делопроизводства современных информационных технологий позволяет обеспечить учащимся:

- знание теории основ делопроизводства;

- умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;

- умение оперативно работать с информацией, используя современные средства связи;

- умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;

- знание технологии работы с основными программными продуктами пакета Microsoft Office 2003: Word, Excel, Access, Power Point и Outlook.

Фактором, определяющим успешное применение современных информационных технологий, является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением использования ИнТО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознанию.

Использование современных педагогических технологий в обучении ествествознанию....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

Методические рекомендации «Информационные технологии в обучении истории»

Современный преподаватель должен научить студента не только тем знаниям и  умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля".

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля"....