Классный час на тему: "В жизни всегда есть место подвигу"
классный час по теме

Ирина Михайловна Фоменко

Данная разработка может быть использована педагогами, социальными педагогами и классными руководителями для обучающихся 13-17 лет при проведении уроков мужества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zhizni_vsegda_est_mesto_podvigu.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение № 7

Классный час

«В жизни всегда есть место подвигу»

                                                                 

                                                Автор:

        Фоменко И.М.,

        социальный педагог

                                                               

г. Хабаровск

2014 г.

Классный час на тему:

"В жизни всегда есть место подвигу"

Цель – воспитание патриотизма, формирование чувства гордости за свою страну.

Задачи:

1. Способствовать нравственному восприятию понятий «герой», «подвиг».

2. Способствовать развитию личностных качеств: мужество, способность сопереживать.

3. Повышать нравственное воспитание учеников.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, фотографии «героев нашего времени», распечатка историй о героях.

План классного часа:

  1. Организационный момент
  2. Вступление
  3. Знакомство с «героями» и их подвигами.
  4. Заключение. Рефлексия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

2. Вступительное слово социального педагога: «Памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной Думой Российской Федерации 26 января 2007 года. В пояснительной записке к документу говорилось следующее: «мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству». Испокон веков на Руси почитались люди, готовые пожертвовать собой не ради славы или материальных благ, а просто, потому что в определенный момент не могли оставаться в стороне. Именно такие люди формируют у молодого поколения чувство гордости за страну, истории подвигов, совершенных соотечественниками, являются важными элементами воспитания патриотизма.

Обсуждение с детьми понятий «герой», «подвиг».

Многие считают, что герои – это люди из прошлого. Но и в наше время есть место подвигу. Герои есть и сейчас, и они среди нас. Это только герои военного времени, а «повседневные герои» - люди, которые каждый день совершают подвиг, меняют себя, окружающих, мир к лучшему, бескорыстно жертвуют собой. Это и врачи, и учителя, и инженеры, и волонтеры, и водители, и электрики, и геологи. И молодежь должна обязательно о них знать. Поэтому необходимо максимально широко распространять информацию не только о героях прошлого, но и о героях нашего времени. С этой целью создавался портал «Герои нашего времени», где каждый желающий сможет рассказать о человеке, которого можно считать героем.

Несомненно, эта памятная дата заслуживает внимания со стороны общества в целом, и молодежи в частности. К сожалению, понятие «герой» в восприятии современной молодежи связано, скорее, с героями комиксов и зарубежных кинофильмов, что приводит к деградации нравственных идеалов и вызывает обособленность каждого от всех. Возникает логическая цепочка «герои обладают сверхспособностями – у меня их нет – я не могу быть героем». На самом деле героем может стать каждый, если не для всех, то для отдельных людей точно. Конечно, герой в обычном восприятии, прежде всего, человек, совершивший подвиг в военное время. Именно поэтому изначально этот праздник отмечался как День георгиевских кавалеров, воинов, проявивших доблесть, отвагу и смелость. Орден Георгия Победоносца был сугубо военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов «за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве». Его удостаивался тот, «кто, призрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Впоследствии праздник переносился на другие даты и получал другие названия, но суть его от этого не менялась – в этот день чествовали военных героев. Мы чтим героев разных войн: ополченцев, подавивших интервенцию поляков; генерала Иванова, блистательно командовавшего русскими войсками во время Галицийской битвы Первой мировой войны; Виктора Талалихина и Алексея Маресьева, летчиков, продемонстрировавших подвиги самопожертвования и самоотверженности в ходе Великой Отечественной Войны. Но, к сожалению, и в наше время мы были свидетелями, а некоторые и участниками вооруженных конфликтов. Герои Афганской войны, контртеррористической операции на Северном Кавказе, эхо которой взрывами до сих пор раздается в регионах России, операции по принуждению к миру в зоне осетино-грузинского конфликта – их имена должны быть известны всей стране.

Но помимо военных подвигов бывают поступки, которые должны быть обязательно отмечены если не на государственном уровне, то на общественном точно. Фраза «страна должна знать своих героев» должна соответствовать действительности. При этом очень важно осознавать, что человек, совершающий героический поступок каждый день, может быть знакомым, родственником, другом, и это осознание надо доносить до окружающих. Учитель в сельской школе, выпустивший 20 золотых медалистов или врач, проведший 3000 успешных операций на сердце, инженер, усовершенствовавший производство на отдельном комбинате – без сомнений все они герои нашего времени.

3. Знакомство с «героями». На доску вывешиваются фотографии героев, детям раздается материал, и они его зачитывают.

1-й обучающийся:

В Хабаровском крае, безусловно, есть свои герои. Как сообщал "KhabTIME", Ирина Тугун, учащаяся средней общеобразовательной школы села Константиновка Николаевского района, услышала крики о помощи провалившегося под хрупкий лед в Амур мальчика и бросилась спасать его, отважно боролась за свою жизнь и жизнь своего друга, однако не смогла вытащить его и погибла сама. За смелые и решительные действия, мужество и отвагу, проявленные при попытке спасти утопающего Ирина Тугун отмечена Посмертно Медалью "За спасение погибавших".

2-й обучающийся:

Большой поступок маленького человека.

Школьник Андрей Потапов из Амурской области спас своего друга, попавшего в полынью. Мальчишки после занятий в школе нередко катались по озеру в селе Нововоскресеновка на самокатах. И один раз прогулка друзей едва не закончилась трагедией - Саша, друг Андрея, провалился под лед. Андрей сумел протянуть руку другу, в итоге, мальчишка был спасен из воды.

3-й обучающийся:

Михаи́л Ю́рьевич Немы́ткин (11 сентября 1970, Новосибирск — 18 апреля 1995, Бамут) — Герой России, старший лейтенант, заместитель командира группы по специальной подготовке отряда специального назначения «Росич» 100-й дивизии оперативного назначения Северо-Кавказского округа Внутренних войск МВД России.

С ноября 1988 года проходил срочную службу во внутренних войсках МВД СССР (22-я бригада оперативного назначения Внутренних войск МВД), в городе Калач-на-Дону (Волгоградская область). Принимал участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе. Позже поступил в Новосибирское высшее военное командное училище МВД РФ, по его окончании c 1993 года служил в спецотряде «Росич» Северо-Кавказского округа внутренних войск. Командир БТР с первых дней войны в Чечне. Участвовал в штурме Грозного.

За боевые заслуги досрочно присвоено звание старшего лейтенанта. 1 апреля 1995 года был награждён медалью «За отвагу».

В апреле 1995 года отряд Немыткина, принимал участие в операции по уничтожению боевиков в районе села Бамут, в 40 километрах к юго-западу от Грозного. 18 апреля по приказу отряд пошел на штурм горы Лысой. Преодолев крутые склоны (до 60°), взял высоту, закрепился и надёжно прикрыл левый фланг другой наступающей бригады. В боевом столкновении спецназовцы приняли бой с превосходящими силами противника. Старший лейтенант М. Ю. Немыткин погиб, спасая солдата своего отряда.

1 октября 1996 года указом Президента Российской Федерации № 1409 «за высочайшие примеры мужества и героизма» старшему лейтенанту Немыткину Михаилу Юрьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Имя Михаила Немыткина увековечено на мемориальной доске здания Новосибирского военного института Внутренних войск МВД РФ. В феврале 2006 года имя Героя России Немыткина присвоено школе № 33 города Новосибирска, которую он окончил.

Именем Михаила Немыткина названа улица в Калининском районе города Новосибирска.

4-й обучающийся:

Евгений Эпов, Челябинская область

Напомним, что командир спецназа, сержант Эпов отправился из Челябинска в командировку на Северный Кавказ. Во время очередного обхода местности ребята наткнулись на логово боевиков. Завязался кровопролитный бой, многих парней ранили бандиты, которые не только стреляли, но и забрасывали солдат осколочными гранатами. Евгений Эпов, командуя отрядом, пытался вывести своих из под огня, но напор боевиков с каждой минутой только усиливался. Когда бойцы уже почти вышли из окружения, один из бандитов бросил гранату, которая упала рядом с ранеными ребятами. Женя закричал: «Граната!» и накрыл ее своим телом. Ценой своей жизни он спас товарищей. Указом Президента Российской Федерации сержанту Эпову присвоено звание героя России посмертно.

5-й обучающийся:

«Герои из тонущей маршрутки»

Все прекрасно помнят, как застенчиво улыбался Паша Рогожин, щурясь от фотовспышек назойливых журналистов. Эти кадры в начале декабря прошлого года облетели всю страну. Еще бы, ведь если бы не 21-летний студент колледжа при институте путей сообщения, то погибли бы, как минимум, семь человек. Героем юноша стал, как и полагается, совершенно случайно. Просто однажды он сел в маршрутку №56 и поехал в сторону Северо-Запада. На скользкой зимней дороге автобус вылетел за пределы шоссе, проломил ограждение и рухнул на лед, сковавший Шершневское водохранилище. Паше и еще одному герою этого эпизода Денису Чишкову удалось всего за 50 секунд (!)эвакуировать всех пассажиров через разбитое окно автобуса. И как раз в момент, когда последний человек покинул салон, машина с ревом и бульканьем ушла на дно водоема.

6-й обучающийся:

Даша Гаврияшина из Читы вытащила из ледяной воды пятилетнего малыша

         В середине октября девочка пошла гулять с собакой и увидела, как на берегу речки мальчик играл с палкой и упал в воду. Даша сразу побежала, прыгнула. Там хорошо камень-то был. Мальчика его к себе пододвинула, начала толкать на сушу. Там ещё девочка подбежала, дала ему руку. И он вылез.

Девочка объясняет — тонущий мальчик - ровесник её младшего брата. А она всегда следит за тем, чтобы ребёнок был в безопасности.

7-й обучающийся:

Иван Грудько, Владислав Дёмкин, Дмитрий Селин, Волгоградская область

В середине апреля 2013 года под Бельгийским Антверпеном случилась авария, в которой разбился автобус с Волгоградскими школьниками, путешествующими по Старому свету. Учащиеся теперь уже 11 класса Суровикинской средней школы №1 Иван Грудько, Владислав Дёмкин и Дмитрий Селин выжили в этой автокатастрофе и сделали всё, чтобы спасти пострадавших: именно они вытаскивали из изувеченного автобуса раненых ребят. Не удалось спасти только двоих Илью Кибирева и их учительницу Надежду Дербенцеву: они скончались от травм, несовместимых с жизнью.

8-й обучающийся:

Василий Ческидов, Челябинская область

«Подвиг полицейского по пути со службы»

Старшина полиции из Пласта Василий Ческидов возвращался домой со службы. На одной из улиц мужчина заметил, как из маленького бревенчатого дома валит дым, а старушка с ведром воды наперевес бежит во внутрь горящего здания. Василий мгновенно остановил машину и бросился выручать бабушку. Когда он забежал в здание, огонь уже поглотил большую часть комнаты, а перекрытия предательски трещали и норовили рухнуть. Пенсионерка к этому времени уже лежала на полу без сознания, наглотавшись дыма. Полицейский взвалил беднягу на плечи и вынес из горящего дома. Благодаря простому русскому парню в погонах Василию бабушка осталась жива и получила лишь незначительное отравление.

Обсуждение прочитанного.

4. Заключение

На самом деле героем может стать каждый, если не для всех, то для отдельных людей точно.

Как бы с нами года не менялись,

Но для всякого времени нужен отважный герой.

В нашей памяти многие люди-герои остались.

Подвиг свой соверши, но останься с родными живой….

Рефлексия: вопросы для обучающихся

  1. Какие мысли, выводы у вас возникли после обсуждения примеров подвигов?
  2. Как вы думаете, кто может быть современным героем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие классного часа по теме: "Качество жизни пожилого человека"

Методическая разработка классного час предназначена ддля проведения классного часа студентам первого курса для формирования мотивация к дальнейшему изучению вопросов гериатрии на профессиона...

Приложение к методическому пособию классного часа по теме: "Качество жизни пожилого человека"

В приложении изложены матекриалы для закрепления знаний студентов по вопросам пооддержания качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста....

Методическое пособие классного часа на тему "Качество жизни пожилого человека"

Сложившаяся в России демографическая ситуация свидетельствует о том, что с каждым годом растёт численность лиц пожилого и старческого возраста. На классном часе рассматриваются вопросы оказания п...

Классный час на тему: «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный час на тему:«В жизни всегда есть место подвигу»...

Классный час на тему "Стиль жизни- здоровье"

Классный час на тему "Стиль жизни- здоровье"В рамках воспитательной работы прошел классный час на тему "Стиль жизни- здоровье"Цель: формирование устойчивой мотивации к сохране...

Классный час на тему: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Класс: 7Направление: гражданско – патриотическое.Цель классного часа: Воспитывать личность – патриота России, способного гордиться своей страной.Задачи классного часа:1. Формиров...

Методическая разработка классного часа на тему Стиль жизни - здоровье

Методическая разработка внеурочного занятия...