РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
статья по теме

Федотова Елена Викторовна

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов как условие формирования общих компетенций. Статья отражает практический опыт работы преподавателей иностранного языка колледжа "Императорского Александровского лицея", напрпавленной на оптимизацию самостоятельной деятельности студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов как условие формирования общих компетенций

Преподаватель иностранного языка колледжа «Императорского Александровского лицея» Федотова Е.В.

Введение в образовательный процесс новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов поставило перед учреждениями профессионального образования ряд задач, связанных с необходимостью организации учебной деятельности студентов, позволяющей формировать у них общие компетенции, обозначенные в  Федеральном стандарте.

Коллективом преподавателей иностранного языка колледжа «Императорского Александровского лицея»  был создан ряд методических рекомендаций для решения задачи по формированию общих компетенций у студентов, в частности ОК 2 – формулирующейся как способность организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Целью данной статьи является представление опыта организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов колледжа.

Для обеспечения студентов необходимым учебным материалом были созданы два методических пособия для организации самостоятельной работы для уровня начинающих и продолжающих.

Основной целью создания этих пособий стала оптимизация самостоятельной деятельности студентов.

В пособии представлены серии алгоритмов по выполнению таких видов работ, как подготовка устного монологического высказывания, написание эссе, составление презентации.

Рассмотрим один из видов самостоятельной работы, целью которой является составление устного монологического высказывания.

После изучения темы «Having Rest, Vacation, Summer holidays, Tourism» студенты, занимающиеся на уровне pre-intermediate, самостоятельно готовят монолог на тему «Camping is the Best Holiday». Целью составления монолога является формирование навыка последовательно и аргументировано излагать свою точку зрения.

Методические рекомендации содержат опорный лексико-грамматический материал по теме и план составления монолога.

‘Camping is the Best Holiday’

Plan

General introduction (whole picture/both sides of the argument)

Main Body

Point 1: Advantages

Reasons and specific examples

Point 2: Disadvantages

Reasons and specific examples

Summary or Balancing the argument

Giving your point of view

Useful Language

I’d like to tell you… I’m going to give my personal vision of … They say that ….

to enjoy absolute freedom; a comfortable, insulated tent; to be close to nature; a real change from everyday living; headaches of advance hotel booking;

to be bitten by mosquitoes; live on corned beef; suffocate or freeze in a sleeping bag; carry heavy rucksack around;

To sum everything up… All in all …

Студенты готовятся представить свой монолог, следуя плану и используя опоры. Конкретные структуры учащиеся выбирают самостоятельно, используя изученную лексику по теме или дополнительные источники информации, рекомендованные преподавателем.

Студенты не записывают целиком текст предполагаемого монолога, а используют лексико-грамматические опоры и план высказывания. Наш опыт показывает, что данный подход формирует способность не только воспроизводить заранее подготовленный монолог, но и строить спонтанное устное монологическое высказывание.

Следующим видом самостоятельной работы является написание эссе.

Например, для студентов уровня elementary разработан алгоритм для написания кратких эссе по темам, соответствующим темам рабочих программ.

После изучения темы «Describing Appearances, Character and Personal Interests» учащиеся традиционно самостоятельно пишут эссе «My Friend» по предложенному плану:

Plan

Paragraph 1

Name of the person, his / her age, nationality, education, profession, place of birth

Paragraph 2

Physical appearance (eyes, hair, height, and etc)

Paragraph 3

Hobbies / interests (what does the person like / dislike?)

В целях облегчения поставленной перед студентами задачи, а также с целью активизации лексического запаса, каждый параграф сопровождается отдельными лексическими единицами и словосочетаниями, которые можно рассматривать как лексико-грамматические опорные модели для письменного высказывания:

Useful language

Paragraph 1. My friend is Russian / French, etc. My friend is a pupil / student. He was born in Russia / Ukraine / Poland / England

Paragraph 2. My friend is tall / short / plump / well-built. He / she has black / long / short / fair hair. He / she has brown / blue / green / black eyes

Paragraph 3. He / she likes listening to music / watching TV / playing computer games / reading books

Кроме плана и лексико-грамматической опоры студентам предлагается образец текста, который составлен по плану.

Аналогичным образом строятся алгоритмы для написания остальных эссе в рамках самостоятельной работы для студентов уровня elementary.

Наш опыт показывает, что студенты, имея опору в виде стереотипно построенных планов эссе, снабженных лексико-грамматическими структурами, успешнее справляются с поставленной задачи. Многократное повторение лексико-грамматических моделей обеспечивает их более прочное усвоение. Как правило, работы сдаются вовремя, и преподаватель получает ожидаемый результат, что нам представляется очень важным, т.к. для обеспечения эффективного обучения необходимо  предотвращать накопления задолженностей по предмету, что нельзя назвать редким явлением в студенческой среде.

Одним из видов самостоятельной работы для уровня pre-intermediate является составление презентации.

        Например, после завершения изучения темы “In the City. In the Countryside. Infrastructure.” Студентам предлагается подготовить презентацию по теме “The City Tour”. Основной целью составления презентации является формирование следующих общих компетенций:

  1. Осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку информации;
  2. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Методические рекомендации содержат примерный план составления программы пребывания иностранных гостей в выбранном городе, в соответствии с которым студенты составляют свою презентацию.

Пример такой студенческой презентации можно рассмотреть на сайте.

Имея четкий план составления презентации, студенты достаточно успешно справляются с данным видом работы. Выступления с презентацией является по своей сути монологическим высказыванием.

При этом монолог, сопровождающийся презентацией, позволяет студентам чувствовать себя более уверено во время выступления, следовать заранее заданной логике высказывания, а владение ИКТ формирует одну из основ будущей профессиональной деятельности.  

Таким образом, нам, на наш взгляд удается способствовать оптимизации учебной деятельности (ее составляющей – внеаудиторной самостоятельной работе) студентов и решать задачи по формированию общих компетенций у студентов, выполняя, таким образом, требования Федерального образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.

23.01.2020 г.      Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума.  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...

«Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы в контексте будущей профессии»

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития п...