ПУД "Пластическая анатомия" для специальности 100116
рабочая программа на тему

Комарова Марина Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствиис ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pud_plastich_anatomiya.docx60.92 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧПОУ  «ПТЭИТ»

         _______________И.С. Шульгина

«____» сентября   2014 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пластическая анатомия

Пятигорск, 2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Пластическая анатомия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 100116 «Парикмахерское искусство» среднего профессионального образования.

Организация-разработчик:

Частное профессиональное образовательное учреждение  «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Разработчик: Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрена

предметной цикловой комиссией

«Социально-гуманитарных дисциплин»

протокол № 1от  01.09.2014г.

Председатель ПЦК

____________Т.Н. Крымская

Рецензенты:

Калугина Т.А. –преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ  «ПТЭИТ»

Крайнюченко И.В. – к. химических. н., профессор  кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» НОУ ВПО ИнЭУ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Пластическая анатомия»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100116 «Парикмахерское искусство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 16437 Парикмахер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к Профессиональному циклу (ОП.00) общепрофессиональных дисциплин (ОП.07.) основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять пропорции головы и лица;
  • выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение опорно-двигательного аппарата  человека и его пластику;
  • пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции, типы телосложения;

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Студент должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.

ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.

ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    78   часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   52    часа;

самостоятельной работы обучающегося  26  часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     лабораторные занятия

0

     практические занятия

10

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

0

    Рефераты по темам:

  1. Пластическая анатомия как наука о внешней форме тела человека.
  2. История развития анатомии.
  3. Анатомическая терминология.
  4. Ткани тела человека.
  5. Возрастные особенности тела.
  6. Половые особенности тела человека.
  7. Мимика и ее возрастные особенности.
  8. Процессы старения человека.
  9. Особенности деталей лица человека (половые, возрастные, расовые).
  10. Оси и плоскости человеческого тела.
  11. Анатомия скелета и мышечной системы.
  12. Пластические особенности тела человека.
  13. Работа мышц (статическая и динамическая) и способы снятия утомления при мышечной работе.
  14. Пропорции тела человека.
  15. Типы телосложения и  типы конституции  тела человека.
  16. Правило «золотого сечения» в изображении человека.
  17. Канон и модуль в изображении человека.
  18. Пластика деталей лица и возраст.
  19. Пластика и художественный образ.

    Проработка лекций - систематически

Составление таблиц: «Отделы скелета», «Виды костей», «Основные группы мышц», «Характеристика форм лица»,

Составление схемы «Функции опорно-двигательной системы»

Выполнение рисунков: «Пропорции лица», «Формы лица», «Лицевой угол», «Детали лица»

10

16

Итоговая аттестация в форме  -  дифференцированного  зачета

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Пластическая анатомия»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2

1

1

Краткое содержание, цели и задачи  учебной   дисциплины  « Пластическая   анатомия ».

Место  дисциплины  в системе  учебных   дисциплин  по парикмахерскому искусству.

 Пластическая   анатомия  как наука о внешней форме тела человека. Основные понятия и

термины  пластической   анатомии. Части тела человека. Оси и плоскости. Большая и  малая формы.

Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов.

Составление конспекта «Краткая история развития пластической анатомии».

1

Раздел 1. Строение опорно-двигательного аппарата  человека и его пластика

44

Тема 1.1.

Общая характеристика костной системы. 

Содержание учебного материала

4

1

Общая характеристика костной системы. Понятие «опорно-двигательный аппарат».

 Костная ткань, расположение, строение, функции. Количество и основные виды костей скелета.  Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница. Рост кости в длину и толщину.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Проработка лекций. Зарисовка схем разновидностей тканей. Составление словаря терминов.  Составление схемы: «Виды костей». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 1.2.

Соединение костей

Содержание учебного материала

2

1

Соединения костей.  Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов.        Виды движения в суставах (сгибание и разгибание; приведение и отведение, вращение, комбинированный сустав). 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление схем: «Виды суставов», «Типы соединения костей» Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 1.3.

Скелет как костная основа тела человека.

Содержание учебного материала

4

1

Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Грудная клетка, Формы грудной клетки. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся.  Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Скелет нижней конечности – отделы. Скелет тазового пояса. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения.        

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Отделы скелета». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Практическое занятие:  Строение скелета человека, его особенности.  

2

3

Тема 1.4.

Скелет головы.

Содержание учебного материала

4

2

Общая характеристика скелета головы. Череп - костная основа головы. Основные кости черепа, строение мозгового и лицевого отделов черепа. Пластика черепа и ее влияние на форму головы и внешность человека.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Отделы черепа». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Практическое занятие:  Строение скелета головы, его особенности.  

2

3

Тема 1.5.

Мышечная система человека.

Содержание учебного материала

2

1

Общее понятие о мышечной системе. Мышечная ткань. Строение мышц; фасции, апоневрозы, мышцы антагонисты, синергисты. Работа мышц.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Виды мышц». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 1.6.

Основные группы мышц тела человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные группы мышц тела человека. Мышцы туловища (груди, живота, спины). Мышцы верхних и нижних конечностей.

Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Основные группы мышц». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

1

Тема 1.7.

Мышцы головы

Содержание учебного материала

4

2

1

Мышцы головы. Мимические и жевательные мышцы, их название и расположение. Мышцы шеи, их название и расположение

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Мышцы головы». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 1.8.

Пластика тела человека

Содержание учебного материала

1

Подкожная жировая клетчатка, особенности пластики. Пластика тела человека. Положение и движение тела. Координация движений. Понятие о статике и динамике.

2

2

Лабораторные работы    по разделу 1.   не предусмотрены

0

Контрольные работы      по разделу 1.  не предусмотрены

0

Практическое занятие:  Мышечная система человека, ее особенности.  

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебными текстами. Проработка лекций.

Составление таблицы: «Основные группы мышц». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

1

Раздел 2.

Пластические особенности внешности

31

Тема 2.1.

Пропорции тела человека.

Содержание учебного материала 

4

2

1

Учение о пропорциях. Понятие канона. Единицы измерения канона в различные исторические периоды. Закон «золотого сечения» в пластической анатомии.

 Типы телосложения (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и типы конституции (липосом, атлет, пикник). Подход к изображению фигуры человека, канон и модуль.

Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Составление таблицы «Типы телосложения и конституции тела человека». Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 2.2.

Пластика деталей лица.

Содержание учебного материала

4

2

1

 Каноны пропорций головы и лица. Детали лица. Соотношение деталей лица.  Элементы лица, влияющие на пропорции. Анализ пропорций головы и лица по живым моделям и иллюстрациям.  Мимика человека, эмоции, характер.

Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Зарисовка  пропорций лица и форм деталей лица  в тетради. Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

3

Практическое занятие:   определение пропорций головы и лица

2

Тема 2.3.

Формы головы и лица

Содержание учебного материала

4

2

1

Формы лица (квадратное, круглое, ромбовидное, прямоугольное, овальное, треугольное, трапециевидное, грушевидное) и пластика лица. Значение формы лица в парикмахерском искусстве. Возможности визуальной коррекции формы лица с помощью прически.

Пластика лиц людей разных расовых типов.

Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Составление таблицы «Формы лица». Зарисовка форм лица и видов лицевого угла  в тетради. Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Тема 2.4.

Пластика и возраст.

Содержание учебного материала

4

2

1

Морфологическая характеристика процессов старения.

Пластика и художественный образ  (исторический, в различных видах искусства и художественных практик). Общее понятие образа и имиджа.

Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка сообщений и  рефератов по теме занятия.

2

Практическое занятие:   Пластические особенности внешности человека.

2

3

Лабораторные работы    по разделу 2.    не предусмотрены

Контрольные работы     по разделу 2.    не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), подготовка к зачету. Подготовка рефератов.

2

Всего:

78


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Скелет человека», «Мышечная система человека»

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г.
  2. Анатомия и физиология человека, Н.И.Федюкович, «Феникс» 2010 г.
  3. Пластическая   анатомия, Г.Г.Павлов «Джангар» 2009 г.
  4. Пластическая   анатомия  человеческого тела, Д.Чиварди, «Эксмо- Пресс» 2005г
  5. Пластическая   анатомия  человека, М.Ц.Рабинович, Высшая школа, 2005 г
  6. Анатомия для художников, Е.Барчаи, «Контракт-Искусство». 1999 г.

Дополнительные источники:

  1. «Наглядная анатомия» Фейц О. , Моффет Д. ГЭОТАР-Медиа 2006 г.
  2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007, 480 с.
  3. Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
  4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007, - 496 с.
  5. Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 573 с.
  6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2006, - 450 с.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

  • определять пропорции головы и лица;
  • выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

знания:

  • строение опорно-двигательного аппарата  человека и его пластику;
  • пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции, типы телосложения;

Текущий контроль в виде:

  • оценки выполнения домашних заданий;

  • опроса;

  • тестирования;

  • защиты рефератов.

 

 Итоговый контроль: дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выполнение вечерних причесок из волос различной длины с применением постижерных изделий" специальности 100116 "Парикмахерское искусство"

Урок способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся в создании различных причесок, овладению умениями и навыками в выполнении декоративных элементов, украшающих прическу. ...

КОС по дисциплине "Рисунок и живопись"для специальности 100116 "Парикмахерское искусство" СПО

КОС по дисциплине "Рисунок и живопись" для специальности 100116 "Парикмахурское искусство" СПО...

КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство

КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей  для специальности 100116 Парикмахерское искусство...

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок для специальности 100116 Парикмахерское искусство

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок для специальности 100116 Парикмахерское искусство...