Роль артистизма в педагогической деятельности педагога.
статья на тему

Титова Лариса Владимировна

Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом. Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию. При изучении педагогического творчества и активизации роли педагога в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_titova.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Титова Л.В.  методист

                                    СПб  ГБПОУ «Академия индустрии красоты «Локон»

Роль артистизма в педагогической деятельности педагога.

Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. В    современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом. Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию. При изучении педагогического творчества и активизации роли педагога в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.

   Педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, являются слагаемыми педагогического мастерства. Сущность педагогического мастерства, заключается в качествах личности самого педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое творчество проявляется и в научной деятельности педагога и в творческой педагогической работе (оригинальное решение педагогических задач, разработка новых педагогических методов, приемов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствования системы работы с учащимися, импровизация в педагогическом процессе) . Занимаясь творческой деятельностью, создавая новое, педагог прежде всего обращается к импровизации, сущность которой составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

                                                           1

Педагогическая импровизация всегда связана с творчеством: в условиях педагогической импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей, происходит творческое саморазвитие педагога. Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, основанная на способностях, обеспечивающих успешность прогнозирования, реконструирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности и ее результата. Нетрудно заметить, что в означенном обосновании сущности понятия творчества педагога отчетливо представлены все его компоненты: сплав интеллектуальных и побудительных умений, волевых усилий и эмоциональное состояние. Главным мотивом продуктивной педагогической деятельности (в том числе и творчества) выступает неудовлетворенность личности получаемым результатом в соотнесенности как с потенциальными возможностями учащихся, так и с собственными возможностями и морально-психологическими установками.  Основой творческого процесса является воображение. В деятельности педагога-творца воображение опирается на идеи психолого-педагогической науки и практики, собственный опыт. Единство и взаимовлияние профессиональной компетентности и творчества педагога убедительно прослеживаются при условии, что педагогическую деятельность можно представить как реализацию в ней ее основных функций  Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества,  можно выделить основные признаки творчества педагога.                                К ним относим следующие:                                                                                      – владение приемами научного анализа и синтеза;                                  

- умение внедрять науку в практику;

– видение основополагающих идей внедрения;

- способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;

– способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;

– умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;

– способность прогнозировать  продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;

– умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;

                                                    2

– проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;

– выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);

– умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;

– умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;

– способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.

Разработкой проблемы артистизма и формирования актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые.  К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для творчества как актера, так и педагога: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательной работе признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности.  В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют природные задатки педагога и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.  Артистизм подлинный - это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.

     Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения  В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл «экспозиции», «завязки», «кульминации», «интриги». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге - к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской

                                                     3

деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении.                                                 Артистическая составляющая педагогического мастерства особенно актуально при подготовке специалистов творческих профессий и специальностей( модельеров, стилистов, эстетистов, художников театрально-декорационного искусства, актёрского мастерства).                                                                 На уроках «Технологии парикмахерских работ», « Актуальных тенденций моды» студентам предлагается творческая работа:                                                  1. используя электронные средства и каталоги выпускаемой продукции различных фирм найти материалы по использованию инновационных технологий и применению средств для обработки волос , кожи лица и ухода за ними;                                                                                                                          2. осуществить подбор найденных технологий  и средств для составления серии по применению  по заданным характеристикам;                                        3. составить характеристику и направление действия подобранной серии и провести презентацию серии для внедрения к применению.                             На уроках « Психология делового общения», « Сервисной деятельности» студентам предлагается обыграть ситуацию общения заказчика и потребителя с учётом различных психологических характеристик потребителя и его запросов, а также отрегулировать конфликтную ситуацию в зависимости от вида и типа ситуации. При использовании данной деловой игры при изучении темы студентов можно разделить на три группы – третья группа может исполнять роль экспертов ситуации.                                            На  уроках « Сервисной деятельности»  студентам предлагается выполнить творческий проект:                                                                                                   1. используя электронные средства подобрать примеры дизайнерского оформления салонов красоты;                                                                                 2. на основе подобранного материала  схему-план салона красоты по заданным условиям (условия задаёт преподаватель);                                          3. подобрать цветовую гамму и дать характеристику используемых материалов при оформлении дизайна салона и его оборудования;                       4. разработать  дизайн витрины салона и визитную карточку.                        Для выполнения данного проекта студенты могут разделиться на группы. Применение на уроках игровых технологий, творческих проектов, мастер-классов и вовлечение в их осуществление студентов говорит о творческом начале и артистических способностях преподавателя.

     Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы.

                                                            4

Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации . И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок - это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:                                                                -автор сценария (выстраивает драматургию отношений);                                    -режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе) ;                                                                     -актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла);                                                                                                                    -импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации ).                                                                                                      Сходство театральной и педагогической деятельности можно проследить по следующим параметрам:                                                                                          - по цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания) ;  - по содержанию (коммуникативные творческие процессы);                               - по инструменту (психофизическая природа педагога и актера сама по себе является инструментом для осуществления деятельности).                           Процесс театрального и педагогического творчества реализуется в обстановке публичного выступления (и зрители, и учащиеся являются соучастниками процесса). По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую р с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения.

Заключение

Современный педагог - это профессионально-компетентная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выраженная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал.   Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно овладение педагогом высшего мастерства общения (педагогическим артистизмом).    

                                                            5

                                             

 Актерское мастерство педагога - это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения  соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.                                                                                                    

 

 Список литературы

1.  Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 240 с.                                            2.   Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.                                                3.   Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.                           4.  Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.

                                                    6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности деятельности педагогов.

Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)

Тип  учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид  учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога

Сообщение на ПМо "Информатика и выичслительная техника" на тему "Роль участия в  конкурсах методических разработок  в повышении педагогического мастерства педагога".  Для преподавателя ...

Активизация педагогической деятельности педагогов методического объединения "Школа наставничества" 2021-2022 учебный год

23.12.2021г  в рамках профориентационной деятельности «Знакомство с профессией», мастер производственного обучения Акаев Арсанали Садрутдинович посетил провел классный час с  9-т...