Дидактические материалы для студентов медицинских колледжей и училищ.
учебно-методический материал по теме

Ферайберт Ирина Владимировна

Дидактические материалы для практического занятия по теме "Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy_krov.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6

Дидактические материалы для практического занятия по теме  

«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»

Дисциплина             Анатомия и физиология человека

Специальности            Сестринское дело

                                        Акушерское дело

Автор: Ферайберт И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории МК №6.

Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое гомеостаз?
  2. Функции крови
  3. Состав и свойства плазмы крови
  4. Осмотическое и онкотическое давление плазмы
  5. Понятие о гипертонических, гипотонических и изотонических растворах
  6. РН крови. Ацидоз и алкалоз
  7. Форменные элементы крови. Эритроциты. Их строение, функции
  8. Места образования и разрушения эритроцитов
  9. Продолжительность  жизни эритроцитов. Количество в норме
  10. Гемоглобин. Физиологические и патологические соединения
  11. Показатели гемоглобина в норме. Прибор для его определения
  12. СОЭ. Показатели СОЭ в норме. Прибор для его определения
  13. Лейкоциты. Строение, функции, свойства
  14. Места образования и разрушения лейкоцитов
  15. Продолжительность жизни лейкоцитов. Количество в норме
  16. Классификация лейкоцитов. Лейкоцитарная формула
  17. Тромбоциты. Строение, функции
  18. Места образования и разрушения тромбоцитов
  19. Продолжительность жизни тромбоцитов. Количество в норме
  20. Гемостаз, его виды
  21. Фазы свертывания крови
  22. Свертывающая и противосвертывающая системы
  23. Группы крови человека по системе АВ0, их краткая характеристика
  24. Гемолиз, его виды
  25. Резус-фактор, его значение
  26. Резус-конфликт

                             Карта самостоятельной работы студента

                                                             В – 1

Задание №1.Заполните таблицу.

Белки плазмы

Значение

Другие вещества плазмы

1.

2.

3.

Задание №2.Установите соответствие.

1)Плазма                                                                   а) 60-70%

2)Форменные элементы                                          б) 55-60%

3)Белки плазмы                                                        в) 1%

4)Минеральные соли                                               г) 40-45%

5)Циркулирующая кровь                                        д) 30-40%

6)Депонированная кровь                                        е) 7-8%    

Задание №3.Заполните графологическую структуру.

 

         

  1. Количество
  2. Место образования
  3. Строение клетки
  4. Продолжительность жизни
  5. Место разрушения
  6. Функции

Задание №4.Заполните графологическую структуру.

Задание №5. Заполните таблицу.

Константы крови

Количество  в норме

Приборы для определения

1. Гемоглобин

2. СОЭ

Задание №6. Заполните графологическую структуру.

Задание №7. Заполните таблицу.

Группы крови

Агглютиногены находятся в ?

Агглютинины находятся в ?

0 (I)

А(II)

В(III)

АВ(IV)

Задание №8.Ответьте на вопрос.

  • Что такое гемолиз? Назовите известные вам виды гемолиза.

Карта самостоятельной работы студента

В – 2

Задание №1.Заполните таблицу

Константы

       Определение

     Чем обеспечивается

Осмотическое давление

Онкотическое давление

Реакция крови

Задание №2.Установите соответствие.

  1. Смещение РН крови в щелочную сторону        а) гиповолемия
  2. Смещение РН крови в кислую сторону             б) алкалоз
  3. Соотношение объёма плазмы к                           в) гематокрит

форменным элементам                                          г) гиперволемия

  1. Уменьшение объема крови                                   д) ацидоз

Задание №3.Заполните графологическую структуру.

  1. Количество
  2. Место образования
  3. Строение клетки
  4. Продолжительность жизни
  5. Функции

Задание №4. Заполните таблицу.

Физиологические соединения гемоглобина

Патологические соединения гемоглобина

Функции гемоглобина

Содержание гемоглобина в норме

Состав гемоглобина

Преобразования гемоглобина после разрушения эритроцитов

Задание №5. Заполните графологическую структуру.

  1. Количество
  2. Место образования
  3. Строение клетки
  4. Продолжительность жизни  
  5. Функции

Задание №6. Заполните графологическую структуру.

Задание №7. Заполните таблицу «Варианты агглютинации»

Цоликлон анти - А

Цоликлон анти - В

Группы крови

-

-

?

+

?

?

?

+

В(III)

?

?

АВ(IV)

Задание №8. Ответьте на вопрос.

  • Что такое резус-фактор? Почему он имеет особое значение при беременности?

Эталоны ответов карты самостоятельной работы  

В – 1

Задание №1.

  1. Альбумины (4,5%) обеспечивают онкотическое давление, связывают лекарственные вещества, витамины, гормоны
  2. Глобулины (2-3%) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа; выработку антител и α и β-агглютининов
  3. Фибриноген (0,2-0,4%) участвуют в свертывании крови
  • Органические вещества: мочевина, креатинин, аминокислоты, жиры, углеводы, витамины, глюкоза, ферменты, гормоны и др.
  • Неорганические вещества: соли К, Са, Nа, Мg, Cl и др.

Задание №2.

1)  б                          

2)  г                          

3)  е                          

4)  в                          

5)  а                            

6)  д                                

Задание №3.

  1. Количество эритроцитов – у мужчин 4 – 5 млн., у женщин 3,7 – 4,5 млн.(в 1мм3)
  2. Место образования – красный костный мозг
  3. Строение клетки – безъядерные клетки, форма двояковогнутого диска, содержит гемоглобин
  4. Продолжительность жизни – 80 – 120 дней
  5. Место разрушения –  печень, селезенка
  6. Функции – дыхательная, питательная, защитная, буферная

Задание №4.

Лейкоциты: гранулоциты (зернистые) и агранулоциты (незернистые)

Гранулоциты: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы

Агранулоциты: моноциты, лимфоциты

Нейтрофилы являются фагоцитами, поглощают и переваривают бактерии, микробы.

Эозинофилы фагоцитируют биологически активные вещества и аллергены. Базофилы принимают участие в развитии аллергических реакций, вырабатывают гепарин и гистамин.

Моноциты фагоцитируют не только чужеродные вещества, но и собственные клетки при их повреждении и гибели.

Лимфоциты принимают участие в гуморальном иммунитете, вырабатывают иммуноглобулины; осуществляют функцию иммунного надзора, защиты от всего чужеродного.

Задание №5.

Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л; гемометр Сали.

СОЭ – у мужчин  1 – 10 мм/ч; у женщин 2 – 15 мм/ч; прибор Панченкова.

Задание №6.

Гемостаз – остановка движения крови по кровеносному сосуду (остановка кровотечения).

2 механизма остановки кровотечения: сосудисто-тромбоцитарный; коагуляционный.

Сосудисто- тромбоцитарный (микроциркуляторный) включает 2 процесса:

  1. Сосудистый спазм;  2) образование тромбоцитарной пробки.

Задание №7.

Агглютиногены А и В находятся в эритроцитах. Аггютинины α и β находятся в плазме.

I(0) – αβ;  II(А) – Аβ;  III(В) – Вα;  IV(АВ).

Задание №8.

Гемолиз – процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму. Виды гемолиза: осмотический, химический, механический, термический, биологический, внутриаппаратный.

Эталоны ответов карты самостоятельной работы  

В – 2

Задание №1.

Осмотическое давление – давление, которое оказывают растворенные в плазме вещества.

Оно зависит в основном от содержания в ней минеральных солей.

Онкотическое давление – часть осмотического давления, создаваемое белками плазмы. Определяется на 80% содержанием альбуминов.

Реакция крови – 7,36 – 7,42. Поддержание постоянства реакции крови достигается за счет буферных систем крови.

Задание №2.

1. б

2. д

3. в

4. а

Задание №3.

Количество лейкоцитов – 4 – 9 тыс (в 1 мм3).

Места образования - красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, тимус.

Строение клетки – ядерные, бесцветные, подвижные, форма изменчивая.

Продолжительность жизни – 15 – 20 дней, лимфоциты – до нескольких лет.

Функции – защитная, выработка антител, ферментативная, антитоксическая, иммунная.

Задание №4.

Физиологические соединения гемоглобина: оксигемоглобин, дезоксигемоглобин, карбгемоглобин;

Патологические соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, метгемоглобин.

Функции гемоглобина: дыхательная, поддержание постоянства РН крови.

Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л.

Состав гемоглобина: белок глобин и группа гем (четыре молекулы). Гем имеет в своем составе атом железа.

При разрушении эритроцитов гемоглобин после отщепления гема превращается в желчный пигмент – билирубин, который с желчью поступает в кишечник, где превращается в стеркобилин и уробилин, выводимые скалом и мочой.

Задание №5.

Количество тромбоцитов – 180 – 320 тыс. (в 1мм3)

Место образования – красный костный мозг

Строение клетки – безъядерные тельца овальной или округлой формы

Продолжительность жизни – 2 – 10 дней

Функции – участвуют в свертывании крови, способны к фагоцитозу, выделяют в кровь  биологически активные вещества (серотонин, адреналин и др.).

Задание №6.

Фазы свертывания крови:

I фаза - неактивный тромбопластин + Са и другие факторы плазмы = активный тромбопластин         II фаза - протромбин + факторы плазмы + витамин К = тромбин

III фаза – фибриноген + факторы плазмы =фибрин (образование тромба).

Задание №7. Реакция агглютинации.

Цоликлон анти-А                цоликлон анти-В                группа крови

               -                                              -                                      I(0)

               +                                             -                                      II(А)

               -                                              +                                     III(В)

               +                                             +                                     IV(АВ)

Задание №8.

Резус-фактор – резус агглютиноген, содержащийся в эритроцитах у 85% людей – резус-положительных. Резус-фактор передается по наследству и имеет особое значение при беременности.  Если женщина резус-отрицательная, то плод может унаследовать от отца резус-фактор (будет резус-положительным). Кровь плода в организме матери вызывает образование антирезус-агглютининов, и если эти антитела поступят через плаценту к плоду, то произойдет агглютинация. При высокой концентрации антирезус-агглютининов может наступить смерть плода и выкидыш.

Тестовые задания к практическому занятию по теме

«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»»

                                                              В – 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Плазма от общего объема циркулирующей крови составляет:
  1. 8 - 10 %
  2. 40 - 45 %
  3. 55 - 60 %
  4. 90 - 92 %

  1. Клетками крови являются:
  1. альбумины, глобулины
  2. фибриноген
  3. эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
  4. тканевые базофилы

  1. Дыхательную функцию выполняют клетки крови:
  1. тромбоциты
  2. эритроциты
  3. лейкоциты
  4. лимфоциты

  1. Осмотическое давление крови  в основном обеспечивается:
  1. белками  плазмы
  2. минеральными солями
  3. фибриногеном
  4. соотношением гидроксильных и водородных ионов

  1. Раствор с более высоким осмотическим давлением, чем давление плазмы, называют:
  1. гипертоническим
  2. изотоническим
  3. гипотоническим
  4. физиологическим

  1. Сдвиг реакции крови в кислую сторону называется:
  1. алкалоз
  2. ацидоз
  3. фагоцитоз
  4. гемолиз

  1. Эритроциты образуются в:
  1. печени
  2. селезенке
  3. красном костном мозге
  4. лимфатических узлах

  1. Основной функцией лейкоцитов является:
  1. дыхательная
  2. ферментативная
  3. буферная
  4. защитная
  1. К агранулоцитам относятся:
  1. нейтрофилы
  2. эозинофилы
  3. базофилы
  4. моноциты

  1. Продолжительность жизни тромбоцитов составляет:
  1. 100 – 120 дней
  2. 15 – 20 дней
  3. 2 – 10 дней
  4. 20 лет и более

  1. Соединение гемоглобина с кислородом - это:
  1. метгемоглобин
  2. карбоксигемоглобин
  3. оксигемоглобин
  4. дезоксигемоглобин

  1. В 1 мм³ крови в норме содержится лейкоцитов:
  1. 4 – 5 млн.
  2. 180 – 320 тыс.
  3. 6 млн.
  4. 4 – 9 тыс.

  1. Увеличение количества эритроцитов в единице объема крови – это:
  1. тромбоцитоз
  2. тромбоцитопения
  3. эритроцитоз
  4. эритропения

  1. Агглютиногены  А и В находятся в:
  1. плазме
  2. эритроцитах
  3. лейкоцитах
  4. тромбоцитах

  1. Первая группа крови содержит:
  1. агглютинины  λ и β и отсутствие агглютиногенов
  2. агглютиноген  А и агглютинин β
  3. агглютиноген В и агглютинин λ
  4. агглютиногены А и В и отсутствие агглютининов

  1. Гемостаз – это:
  1. процесс внутрисосудистого распада эритроцитов
  2. остановка кровотечения
  3. расщепление фибрина
  4. склеивание эритроцитов

Тестовые задания к практическому занятию по теме

«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»

                                                                    В – 2

Выберите один правильный ответ.

      1. Форменные элементы в циркулирующей крови составляют:

      1)  8 – 10%

      2)  40 – 45%

      3)  55 – 60%

      4)  90 – 92%

     

      2.  Белки плазмы обусловливают давление:

      1)  осмотическое

      2)  онкотическое

      3)  гидростатическое

      4)  артериальное

      3.  Форменный элемент, участвующий в свертывании крови, - это:

      1)  эритроцит

      2)  лимфоцит

      3)  лейкоцит

      4)  тромбоцит

      4.  Раствор с меньшим осмотическим давлением, чем давление плазмы, называют:

      1)  гипертоническим

      2)  гипотоническим

      3)  изотоническим

      4)  физиологическим

      5. Реакция крови человека (РН) в норме составляет:

      1)  7 – 7,8

      2)  4,44 – 6,67

      3)  7,36 – 7,42

      4)  3,11 – 6,47

      6.  Сдвиг реакции крови в щелочную сторону называется:

      1)  ацидоз

      2)  алкалоз

      3)  анабиоз

      4)  гемостаз

      7. Эритроциты разрушаются в:

      1)  лимфатических узлах

      2)  красном костном мозге

      3)  печени и селезенке

      4)  кишечнике

      8.  В 1 мм³ крови в норме содержится тромбоцитов:

      1)  180 – 320 тыс.

      2)  6 млн.

      3)  3,7 – 4,7 млн.

      4)  4 – 9 тыс.

      9.  Гранулоцитами являются все кроме:

      1)  лимфоцитов

      2)  базофилов

      3)  эозинофилов

      4)  нейтрофилов

     10. Эритроциты содержат:

      1)  билирубин

      2)  стеркобилин

      3)  гемоглобин

      4)  уробилин

     11. При аллергических реакциях и глистной инвазии наблюдается:

      1)  лейкоцитоз

      2)  лимфоцитоз

      3)  эозинофилия

      4)  нейтрофилия

     12. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:

      1)  2 – 10 дней

      2)  15 – 20 дней

      3)  100 – 120 дней

      4)  20 лет и более

     13. Соединение гемоглобина с угарным газом – это:

      1)  оксигемоглобин

      2)  карбоксигемоглобин

      3)  метгемоглобин

      4)  карбгемоглобин

     14.  Агглютинины λ и β содержатся в:

      1)  плазме

      2)  лейкоцитах

      3)  эритроцитах

      4)  тромбоцитах

     15. Вторая группа крови содержит:

      1)  агглютиноген В и агглютинин λ

      2)  агглютиноген А  и агглютинин β

      3)  агглютиногены А и В и отсутствие агглютининов

      4)  агглютинины λ и β и отсутствие агглютиногенов

 

     16. Для осуществления всех фаз процесса свертывания крови необходимы ионы:

1)  калия

2)  натрия

3)  кальция

4)  железа

Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме

«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»

В – 1                                                                                  В – 2

  1. 1.2

2.3                                                                                      2.2

3.2                                                                                      3.4

4.2                                                                                      4.2

5.1                                                                                      5.3

6.2                                                                                      6.2

7.3                                                                                      7.3

8.4                                                                                      8.1

9.4                                                                                      9.1

10.3                                                                                    10.3

11.3                                                                                    11.3

12.4                                                                                    12.3

13.3                                                                                    13.2

14.2                                                                                    14.1

15.1                                                                                    15.2

16.2                                                                                    16.3

 

Критерии оценки:

                                     90 – 100% правильных ответов (1 ошибка)  – «5»

                                     80 - 90% правильных ответов (2 - 3 ошибки)  – «4»

                                     70 – 80% правильных ответов (4 – 5 ошибок) – «3»

                                     менее 70% правильных ответов (более 5 ошибок) – «2»

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Методические разработки для проведения учебных практик по МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг для студентов медицинского колледжа сестринское дело в дистанционном формате

Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, профессиональное образование не стало исключением. Пришлось подстраиваться под эти изменения и разработать вот такие контрольно-оценочные средст...

Методические рекомендации для обучающихся медицинских колледжей и училищ по специальности 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело «Лабораторные методы исследования»

В методических рекомендациях представлено описание наиболее важных лабораторных методов исследования, правила подготовки к сдаче анализа и его интерпретация. Представленные методические рекомендации м...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...