Дидактические материалы для студентов медицинских колледжей и училищ.
учебно-методический материал по теме
Дидактические материалы для практического занятия по теме "Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy_krov.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6
Дидактические материалы для практического занятия по теме
«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»
Дисциплина Анатомия и физиология человека
Специальности Сестринское дело
Акушерское дело
Автор: Ферайберт И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории МК №6.
- Что такое гомеостаз?
- Функции крови
- Состав и свойства плазмы крови
- Осмотическое и онкотическое давление плазмы
- Понятие о гипертонических, гипотонических и изотонических растворах
- РН крови. Ацидоз и алкалоз
- Форменные элементы крови. Эритроциты. Их строение, функции
- Места образования и разрушения эритроцитов
- Продолжительность жизни эритроцитов. Количество в норме
- Гемоглобин. Физиологические и патологические соединения
- Показатели гемоглобина в норме. Прибор для его определения
- СОЭ. Показатели СОЭ в норме. Прибор для его определения
- Лейкоциты. Строение, функции, свойства
- Места образования и разрушения лейкоцитов
- Продолжительность жизни лейкоцитов. Количество в норме
- Классификация лейкоцитов. Лейкоцитарная формула
- Тромбоциты. Строение, функции
- Места образования и разрушения тромбоцитов
- Продолжительность жизни тромбоцитов. Количество в норме
- Гемостаз, его виды
- Фазы свертывания крови
- Свертывающая и противосвертывающая системы
- Группы крови человека по системе АВ0, их краткая характеристика
- Гемолиз, его виды
- Резус-фактор, его значение
- Резус-конфликт
Карта самостоятельной работы студента
В – 1
Задание №1.Заполните таблицу.
Белки плазмы | Значение | Другие вещества плазмы |
1. | ||
2. | ||
3. |
Задание №2.Установите соответствие.
1)Плазма а) 60-70%
2)Форменные элементы б) 55-60%
3)Белки плазмы в) 1%
4)Минеральные соли г) 40-45%
5)Циркулирующая кровь д) 30-40%
6)Депонированная кровь е) 7-8%
Задание №3.Заполните графологическую структуру.
- Количество
- Место образования
- Строение клетки
- Продолжительность жизни
- Место разрушения
- Функции
Задание №4.Заполните графологическую структуру.
Задание №5. Заполните таблицу.
Константы крови | Количество в норме | Приборы для определения |
1. Гемоглобин | ||
2. СОЭ |
Задание №6. Заполните графологическую структуру.
Задание №7. Заполните таблицу.
Группы крови | Агглютиногены находятся в ? | Агглютинины находятся в ? |
0 (I) | ||
А(II) | ||
В(III) | ||
АВ(IV) |
Задание №8.Ответьте на вопрос.
- Что такое гемолиз? Назовите известные вам виды гемолиза.
Карта самостоятельной работы студента
В – 2
Задание №1.Заполните таблицу
Константы | Определение | Чем обеспечивается |
Осмотическое давление | ||
Онкотическое давление | ||
Реакция крови |
Задание №2.Установите соответствие.
- Смещение РН крови в щелочную сторону а) гиповолемия
- Смещение РН крови в кислую сторону б) алкалоз
- Соотношение объёма плазмы к в) гематокрит
форменным элементам г) гиперволемия
- Уменьшение объема крови д) ацидоз
Задание №3.Заполните графологическую структуру.
- Количество
- Место образования
- Строение клетки
- Продолжительность жизни
- Функции
Задание №4. Заполните таблицу.
Физиологические соединения гемоглобина | Патологические соединения гемоглобина | Функции гемоглобина | Содержание гемоглобина в норме | Состав гемоглобина | Преобразования гемоглобина после разрушения эритроцитов |
Задание №5. Заполните графологическую структуру.
- Количество
- Место образования
- Строение клетки
- Продолжительность жизни
- Функции
Задание №6. Заполните графологическую структуру.
Задание №7. Заполните таблицу «Варианты агглютинации»
Цоликлон анти - А | Цоликлон анти - В | Группы крови |
- | - | ? |
+ | ? | ? |
? | + | В(III) |
? | ? | АВ(IV) |
Задание №8. Ответьте на вопрос.
- Что такое резус-фактор? Почему он имеет особое значение при беременности?
Эталоны ответов карты самостоятельной работы
В – 1
Задание №1.
- Альбумины (4,5%) обеспечивают онкотическое давление, связывают лекарственные вещества, витамины, гормоны
- Глобулины (2-3%) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа; выработку антител и α и β-агглютининов
- Фибриноген (0,2-0,4%) участвуют в свертывании крови
- Органические вещества: мочевина, креатинин, аминокислоты, жиры, углеводы, витамины, глюкоза, ферменты, гормоны и др.
- Неорганические вещества: соли К, Са, Nа, Мg, Cl и др.
Задание №2.
1) б
2) г
3) е
4) в
5) а
6) д
Задание №3.
- Количество эритроцитов – у мужчин 4 – 5 млн., у женщин 3,7 – 4,5 млн.(в 1мм3)
- Место образования – красный костный мозг
- Строение клетки – безъядерные клетки, форма двояковогнутого диска, содержит гемоглобин
- Продолжительность жизни – 80 – 120 дней
- Место разрушения – печень, селезенка
- Функции – дыхательная, питательная, защитная, буферная
Задание №4.
Лейкоциты: гранулоциты (зернистые) и агранулоциты (незернистые)
Гранулоциты: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы
Агранулоциты: моноциты, лимфоциты
Нейтрофилы являются фагоцитами, поглощают и переваривают бактерии, микробы.
Эозинофилы фагоцитируют биологически активные вещества и аллергены. Базофилы принимают участие в развитии аллергических реакций, вырабатывают гепарин и гистамин.
Моноциты фагоцитируют не только чужеродные вещества, но и собственные клетки при их повреждении и гибели.
Лимфоциты принимают участие в гуморальном иммунитете, вырабатывают иммуноглобулины; осуществляют функцию иммунного надзора, защиты от всего чужеродного.
Задание №5.
Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л; гемометр Сали.
СОЭ – у мужчин 1 – 10 мм/ч; у женщин 2 – 15 мм/ч; прибор Панченкова.
Задание №6.
Гемостаз – остановка движения крови по кровеносному сосуду (остановка кровотечения).
2 механизма остановки кровотечения: сосудисто-тромбоцитарный; коагуляционный.
Сосудисто- тромбоцитарный (микроциркуляторный) включает 2 процесса:
- Сосудистый спазм; 2) образование тромбоцитарной пробки.
Задание №7.
Агглютиногены А и В находятся в эритроцитах. Аггютинины α и β находятся в плазме.
I(0) – αβ; II(А) – Аβ; III(В) – Вα; IV(АВ).
Задание №8.
Гемолиз – процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму. Виды гемолиза: осмотический, химический, механический, термический, биологический, внутриаппаратный.
Эталоны ответов карты самостоятельной работы
В – 2
Задание №1.
Осмотическое давление – давление, которое оказывают растворенные в плазме вещества.
Оно зависит в основном от содержания в ней минеральных солей.
Онкотическое давление – часть осмотического давления, создаваемое белками плазмы. Определяется на 80% содержанием альбуминов.
Реакция крови – 7,36 – 7,42. Поддержание постоянства реакции крови достигается за счет буферных систем крови.
Задание №2.
1. б
2. д
3. в
4. а
Задание №3.
Количество лейкоцитов – 4 – 9 тыс (в 1 мм3).
Места образования - красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, тимус.
Строение клетки – ядерные, бесцветные, подвижные, форма изменчивая.
Продолжительность жизни – 15 – 20 дней, лимфоциты – до нескольких лет.
Функции – защитная, выработка антител, ферментативная, антитоксическая, иммунная.
Задание №4.
Физиологические соединения гемоглобина: оксигемоглобин, дезоксигемоглобин, карбгемоглобин;
Патологические соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, метгемоглобин.
Функции гемоглобина: дыхательная, поддержание постоянства РН крови.
Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л.
Состав гемоглобина: белок глобин и группа гем (четыре молекулы). Гем имеет в своем составе атом железа.
При разрушении эритроцитов гемоглобин после отщепления гема превращается в желчный пигмент – билирубин, который с желчью поступает в кишечник, где превращается в стеркобилин и уробилин, выводимые скалом и мочой.
Задание №5.
Количество тромбоцитов – 180 – 320 тыс. (в 1мм3)
Место образования – красный костный мозг
Строение клетки – безъядерные тельца овальной или округлой формы
Продолжительность жизни – 2 – 10 дней
Функции – участвуют в свертывании крови, способны к фагоцитозу, выделяют в кровь биологически активные вещества (серотонин, адреналин и др.).
Задание №6.
Фазы свертывания крови:
I фаза - неактивный тромбопластин + Са и другие факторы плазмы = активный тромбопластин II фаза - протромбин + факторы плазмы + витамин К = тромбин
III фаза – фибриноген + факторы плазмы =фибрин (образование тромба).
Задание №7. Реакция агглютинации.
Цоликлон анти-А цоликлон анти-В группа крови
- - I(0)
+ - II(А)
- + III(В)
+ + IV(АВ)
Задание №8.
Резус-фактор – резус агглютиноген, содержащийся в эритроцитах у 85% людей – резус-положительных. Резус-фактор передается по наследству и имеет особое значение при беременности. Если женщина резус-отрицательная, то плод может унаследовать от отца резус-фактор (будет резус-положительным). Кровь плода в организме матери вызывает образование антирезус-агглютининов, и если эти антитела поступят через плаценту к плоду, то произойдет агглютинация. При высокой концентрации антирезус-агглютининов может наступить смерть плода и выкидыш.
Тестовые задания к практическому занятию по теме
«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»»
В – 1
Выберите один правильный ответ.
- Плазма от общего объема циркулирующей крови составляет:
- 8 - 10 %
- 40 - 45 %
- 55 - 60 %
- 90 - 92 %
- Клетками крови являются:
- альбумины, глобулины
- фибриноген
- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
- тканевые базофилы
- Дыхательную функцию выполняют клетки крови:
- тромбоциты
- эритроциты
- лейкоциты
- лимфоциты
- Осмотическое давление крови в основном обеспечивается:
- белками плазмы
- минеральными солями
- фибриногеном
- соотношением гидроксильных и водородных ионов
- Раствор с более высоким осмотическим давлением, чем давление плазмы, называют:
- гипертоническим
- изотоническим
- гипотоническим
- физиологическим
- Сдвиг реакции крови в кислую сторону называется:
- алкалоз
- ацидоз
- фагоцитоз
- гемолиз
- Эритроциты образуются в:
- печени
- селезенке
- красном костном мозге
- лимфатических узлах
- Основной функцией лейкоцитов является:
- дыхательная
- ферментативная
- буферная
- защитная
- К агранулоцитам относятся:
- нейтрофилы
- эозинофилы
- базофилы
- моноциты
- Продолжительность жизни тромбоцитов составляет:
- 100 – 120 дней
- 15 – 20 дней
- 2 – 10 дней
- 20 лет и более
- Соединение гемоглобина с кислородом - это:
- метгемоглобин
- карбоксигемоглобин
- оксигемоглобин
- дезоксигемоглобин
- В 1 мм³ крови в норме содержится лейкоцитов:
- 4 – 5 млн.
- 180 – 320 тыс.
- 6 млн.
- 4 – 9 тыс.
- Увеличение количества эритроцитов в единице объема крови – это:
- тромбоцитоз
- тромбоцитопения
- эритроцитоз
- эритропения
- Агглютиногены А и В находятся в:
- плазме
- эритроцитах
- лейкоцитах
- тромбоцитах
- Первая группа крови содержит:
- агглютинины λ и β и отсутствие агглютиногенов
- агглютиноген А и агглютинин β
- агглютиноген В и агглютинин λ
- агглютиногены А и В и отсутствие агглютининов
- Гемостаз – это:
- процесс внутрисосудистого распада эритроцитов
- остановка кровотечения
- расщепление фибрина
- склеивание эритроцитов
Тестовые задания к практическому занятию по теме
«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»
В – 2
Выберите один правильный ответ.
1. Форменные элементы в циркулирующей крови составляют:
1) 8 – 10%
2) 40 – 45%
3) 55 – 60%
4) 90 – 92%
2. Белки плазмы обусловливают давление:
1) осмотическое
2) онкотическое
3) гидростатическое
4) артериальное
3. Форменный элемент, участвующий в свертывании крови, - это:
1) эритроцит
2) лимфоцит
3) лейкоцит
4) тромбоцит
4. Раствор с меньшим осмотическим давлением, чем давление плазмы, называют:
1) гипертоническим
2) гипотоническим
3) изотоническим
4) физиологическим
5. Реакция крови человека (РН) в норме составляет:
1) 7 – 7,8
2) 4,44 – 6,67
3) 7,36 – 7,42
4) 3,11 – 6,47
6. Сдвиг реакции крови в щелочную сторону называется:
1) ацидоз
2) алкалоз
3) анабиоз
4) гемостаз
7. Эритроциты разрушаются в:
1) лимфатических узлах
2) красном костном мозге
3) печени и селезенке
4) кишечнике
8. В 1 мм³ крови в норме содержится тромбоцитов:
1) 180 – 320 тыс.
2) 6 млн.
3) 3,7 – 4,7 млн.
4) 4 – 9 тыс.
9. Гранулоцитами являются все кроме:
1) лимфоцитов
2) базофилов
3) эозинофилов
4) нейтрофилов
10. Эритроциты содержат:
1) билирубин
2) стеркобилин
3) гемоглобин
4) уробилин
11. При аллергических реакциях и глистной инвазии наблюдается:
1) лейкоцитоз
2) лимфоцитоз
3) эозинофилия
4) нейтрофилия
12. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:
1) 2 – 10 дней
2) 15 – 20 дней
3) 100 – 120 дней
4) 20 лет и более
13. Соединение гемоглобина с угарным газом – это:
1) оксигемоглобин
2) карбоксигемоглобин
3) метгемоглобин
4) карбгемоглобин
14. Агглютинины λ и β содержатся в:
1) плазме
2) лейкоцитах
3) эритроцитах
4) тромбоцитах
15. Вторая группа крови содержит:
1) агглютиноген В и агглютинин λ
2) агглютиноген А и агглютинин β
3) агглютиногены А и В и отсутствие агглютининов
4) агглютинины λ и β и отсутствие агглютиногенов
16. Для осуществления всех фаз процесса свертывания крови необходимы ионы:
1) калия
2) натрия
3) кальция
4) железа
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»
В – 1 В – 2
- 1.2
2.3 2.2
3.2 3.4
4.2 4.2
5.1 5.3
6.2 6.2
7.3 7.3
8.4 8.1
9.4 9.1
10.3 10.3
11.3 11.3
12.4 12.3
13.3 13.2
14.2 14.1
15.1 15.2
16.2 16.3
Критерии оценки:
90 – 100% правильных ответов (1 ошибка) – «5»
80 - 90% правильных ответов (2 - 3 ошибки) – «4»
70 – 80% правильных ответов (4 – 5 ошибок) – «3»
менее 70% правильных ответов (более 5 ошибок) – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
Методические разработки для проведения учебных практик по МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг для студентов медицинского колледжа сестринское дело в дистанционном формате
Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, профессиональное образование не стало исключением. Пришлось подстраиваться под эти изменения и разработать вот такие контрольно-оценочные средст...
Статья "Коммуникативный подход в обучении иностранному языку студентов медицинского колледжа" в сборнике материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции педагогов "Развитие профессиональной компетенции педагога"
Статья опубликована в сборнике статей, кототрый содержит материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции для преподавателей СПО...
Методические рекомендации для обучающихся медицинских колледжей и училищ по специальности 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело «Лабораторные методы исследования»
В методических рекомендациях представлено описание наиболее важных лабораторных методов исследования, правила подготовки к сдаче анализа и его интерпретация. Представленные методические рекомендации м...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...