МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
методическая разработка на тему

ТЕМА:

«КАЖДЫЙ,  ЗАЩИЩАВШИЙ  ЛЕНИНГРАД,  НЕ  ПРОСТО  ГОРОЖАНИН,  А  СОЛДАТ»

Сценарий вечера памяти

 

Цели основные:

·        Формирование уч-ся  патриотическое мировосприятие, основываясь на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах во время блокады г. Ленинграда.

·        Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах подростков чувство любви к  родному Отечеству.

·        Привить ребятам устойчивый интерес к истории.

 

·        Воспитывать уч-ся бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_leningrad.doc70 КБ
Office presentation icon leningrad.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия вечер памяти «Каждый защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат»  строился с применением технологии лично-ориентированного обучения.   Это внеклассное мероприятие  направленно на патриотическое воспитание учащихся.

  • В центре новых стандартов находится ученик, поэтому,  прежде всего,  необходимо признать его самобытность, индивидуальность, развитие как индивида, наделённого своим жизненным опытом. Этому и способствует личностно – ориентированное обучение, где главная цель 

      создание условий для проявления познавательной активности учеников.

  • Использование форм и методов организационной деятельности, позволяет раскрыть субъективный характер учащихся; создавать  атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе группы. Все это стимулирует учащихся к высказываниям, создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

  •  Каждому  ученику отводилась своя роль:  ведущих,  чтецов, рассказчиков по эпизодам, которые они сами выбрали перед ознакомлением с материалом. Изучение материала велось индивидуально, чтобы при проведении мероприятия ребятам было интересно его воспринимать.  

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ  

Мастера производственного обучения  Новиковой Л.Н.

                  Дата проведения:      12 февраля   2015г.

ТЕМА:

«КАЖДЫЙ,  ЗАЩИЩАВШИЙ  ЛЕНИНГРАД,  НЕ  ПРОСТО  ГОРОЖАНИН,  А  СОЛДАТ»

Сценарий вечера памяти

Цели основные:

  • Формирование уч-ся  патриотическое мировосприятие, основываясь на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах во время блокады г. Ленинграда.
  • Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах подростков чувство любви к  родному Отечеству.
  • Привить ребятам устойчивый интерес к истории.
  • Воспитывать уч-ся бережное отношение к хлебу.

Цели и задачи:

Обучающие: 

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие: 

  • развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
  • создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

Воспитывающие:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;
  • продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

Оборудование: 

  • видеоматериалы,
  • аудиозаписи песен "Священная война", "Седьмая симфонии" Д. Шостаковича,
  • кадры кинохроники,
  • метроном,
  • портрет Т. Савичевой.

Оформление:

 В кабинете развешены плакаты  «Нормы выдачи хлеба»,  «Вот они  -  блокадные  125 граммов».    На столах разложены:  буклеты архитектуры современного Ленинграда,  в  газету бережно завёрнуты  блокадные  125гр. хлеба, на столах горят свечи.  Подготовлена видеотехника для просмотра видеосюжетов о блокадном  Ленинграде.

 

Вступительное слово:

Ребята, сегодняшний вечер памяти, посвящен блокадному Ленинграду и назван  «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат».

Этот классный час посвящен всем жителям и воинам, которые защищали город. О трудностях, которые выпали на долю этих людей. О пайке хлеба, где каждая крошка была на пересчет,  и в трудную минуту эта крошка хлеба была единственным спасителем какой либо жизни человека.

 Ребята, очень хочется, чтобы вы в  наше время знали цену хлеба, как знали это -  люди оказавшиеся в блокадном городе.  

Ведущие:

  • Бычик Влад уч-ся гр. №-8  -  ведущий № 1
  • Сивов Артем уч-ся гр. № 8 – ведущий № 2
  • Хромов Антон уч-ся гр № 8  чтец
  • Делибоженкова Анна гр № 8 чтец
  • Новикова Людмила Николаевна  мастер группы № 08-8 –ведущий № 3

Звучит музыка, первая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Появляются ведущие. На фоне мелодии ведущие начинают говорить.

Чтец (Сивов А.)

                             Война  -  жесточе  нету слова.

                             Война  -  печальней  нету слова.

                             Война  -  святее   нету слова.

                                                         (А. Твардовский)

1 Ведущий. 

             Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, парки, музеи  -  все это гордость нашей Родины. Покорению и захвату этого  города гитлеровское командование придавало исключительное значение.

2 Ведущий.

         Начальник генштаба германских сил генерал Франц Гальдер  18 сентября записал в своем дневнике:  «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены крупные людские силы и средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст знать наш союзник  -  голод»

3 Ведущий. 

       Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

Чтец

                      Враги хотят на месте Ленинграда

                      Оставить груды пыли и камней.

                      Об этом говорили их листовки –

                      Свидетельства бессилия врага.

                      Горели Пушкин, Невская, Дубровка,

                      Приневские  дымилися  луга.

                      И Ленинград пожары эти видел,

                      А враг, поживой жадною гоним,

                      Все наседал, смертельно ненавидя

                      Все русское, все, связанное с ним!

                                (А. Прокофьев.  За Ленинград)

1 Ведущий. 

 Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили до 26 км. в сутки,  а в августе – всего по  2км.

2 Ведущий. 

   Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение -  вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду:  «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.  Перед командованием Гитлер поставил задачу  -  штурмом овладеть городом, сравнять его с землей.  Не удалось.

Чтец   

                          Враг силой не мог нас осилить,

                          Нас голодом хочет он взять,

                          Отнять Ленинград у России,

                          В полон ленинградцев забрать.

                              (Н. Тихонов.   Киров с нами)

3 Ведущий.   

Для нас  потеря Ленинграда грозила бы серьезными осложнениями стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск,  нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот.  И поэтому фашистская армия рвалась к Ленинграду и обрушила на него за время осады  150 тыс. тяжелых снарядов,  5 тыс. фугасных и более  100 тыс. зажигательных бомб.

    История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в те дни воины и жители блокадного Ленинграда.

Чтец    

                            Нет, не сдадим мы город русской славы

                            И от земли  до неба оградим,

                            Своих садов и парков величавых,

                            Своих святынь врагам не отдадим!

                           

                            Не отдадим бездушной злобной силе

                            Обычаи народа,  свет его.

                            И преградим пути ей в глубь России,

                            К бессмертию народа моего.

                 

                            Не отдадим грядущий день победы,

                            Сиянье солнца, отблески зари,

                            Не отдадим могил отцов и дедов,

                            Курганов, где лежат богатыри.

                              (А. Прокофьев.  За Ленинград)

1 Ведущий. 

  Мыс Осиповец.  В густом лесу на побережье, усеянном валунами, в этом пустынном и не оборудованном причалами месте  12 сентября 1941 года бросил якоря первый караван судов, доставляющих с Большой земли продовольствие для осажденного города.  Так началась беспримерная в военной истории эпопея. Это начала действовать  «Дорога жизни»  -  осенью и летом по воде, зимой  -  по льду.

Чтец

                            Дорогой жизни шел к нам хлеб,

                            Дорогой дружбы многих к многим.

                            Еще не знают на земле

                            Страшней и радостней дороги.

                                   (О. Берггольц)

2 Ведущий.

   Когда наступила первая блокадная весна, гитлеровский генерал хвастливо заявлял берлинским корреспондентам:  «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого  Ленинград мог получать боеприпасы и продукты питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян.  Отныне даже птица не сможет пролететь кольцо блокады, установленной нашими войсками»

3 Ведущий 

Ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные рейсы баржи – самоходки, катера и рыбачьи шхуны.  Шоферы, моряки и дорожники оказались сильнее врага, сильнее смерти. «Дорогу жизни» называли еще и «дорогой смерти», так как  много людей и машин гибло под бомбами или проваливались в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.

1 Ведущий.

  Но тем не менее с каждым днем запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев.  Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что, истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбежками и обстрелами, город жил.

  Самой страшной оказалась зима и весна  1942года, когда паек для хлеба для питания детей и стариков сократили до  125граммов.

   «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», -  писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе.

Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом.

     Жертвами блокады стали  800 тыс. ленинградцев.

2 Ведущий. 

  900 огненных, страшных блокадных дней и ночей. Лучше всех об этом могут рассказать в своих воспоминаниях сами блокадники.

Врач Г. Самойлов:  «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Люди, превращались  в каких - то стариков.   Третья степень дистрофии – это скелет без мышц, даже сидеть было больно. Кого настигал голод, тот корчился и мучился так же, как тяжелораненые.

Педагог Леонид   Роскин, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей:  «Дети лежали в постелях, истощенные, с широко открытыми глазами.   Едва передвигались. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Каждый день кто – то из детей  умирал».

Чтец                    В блокадных днях

                            Мы так и не узнали,

                            Меж юностью и детством

                            Где черта?...

3 Ведущий   

  И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со 

смертью, как Таня  Савичева.  Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.  Из ее семьи умирали один за другим.  Таня не сдавалась, она высохла,  стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась.  Потом….  Страничка на букву  «С»…

         На страницу  каменно легла:

         Мама  13 мая   в   7. 30 час.  утра   1942 г.

         Машинально Таня полистала свой

         Немногословный  дневничок.

         Все семейство Савичевых встало

         Перед нею вновь наперечет.

         И она, буквально по два слова,

         Пишет, как она на крайней полосе:

         Савичевы умерли,

         И снова:  умерли

         И добавляет:  все.

             (С. Смирнов.   Сердце и дневник)

1 Ведущий 

   Из дневника Юры Рябинина:   «Я живу в голоде, холоде, среди блох…..     Боюсь, что и дневник мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто – то другой  допишет его словом «смерть».  Так и лучилось. Юра навсегда остался в Ленинграде….

Мать, оставшись перед выбором, кого спасать -  сына или дочь, -  выбрала дочь.  У нее не хватало сил доставить на вокзал обоих.

Видеосюжет из кинофильма  «Ленинград»

2 Ведущий. 

  Но не все выдержали испытание.  Было разное, и мародерство, и спекуляция. Было и бесчуствие, и черствость,  воровали карточки, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих.  Распад человеческой личности кончался трагически.

3 Ведущий. 

   Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. Чем объяснить такой феномен?  Быть может, тем, что у блокадного города была своя муза  -   Сострадания и  Надежды.

Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью.  Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что его сердце бьется.

Чтец        Пока ты улыбаешься стихами,

                Пока на память Пушкина читаешь,

                Пока ты помогаешь старикам

                И женщинам дорогу уступаешь,

                Пока  ребенку руку подаешь

                И через лед заботливо ведешь

                Старательными мелкими шажками,

                Пока ты веру бережешь, как знамя,

                Ты не погибнешь, ты не упадешь!

                Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

                И высятся пустые этажи,

                И мы умеем жить, хотим и будем,

                Мы отстояли это право – жить.

                        (З. Шишова.  Блокада)

Заключительная часть:

   Ленинградцы выдержали суровое испытание -  900 долгих блокадных дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу. В середине января  1944г. загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула.  Они знали, что по позициям врага бьют тяжелые орудия Балтийского флота.

 20 января освобожден  знаменитый Петергоф.

 21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта.  Последний вражеский снаряд разорвался  в городе на рассвете 22 января 1944г.- эта дата великая и священная для всех ленинградцев.  Город – воин, город – герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашисткой блокады.

27 сентября 1944г. над Невой прогремел праздничный салют.

ГОРОД – ГЕРОЙ  ВЫСТОЯЛ  И ПОБЕДИЛ !

Видеосюжет из кинофильма  «Ленинград»  

Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! Звучит финал Седьмой симфонии" д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.

- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.

- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?

Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?

                   

Рефлексия

В конце классного часа ребятам даны вопросы для обсуждения:

  • Почему хлеб бережно завернут в газету или платок?
  • А смогли бы вы, выдержать все эти испытания, которые пришлись на долю ленинградцам?
  • Что нового вы услышали на сегодняшнем классном часе?
  • А теперь вы поняли цену хлеба?
  • Смогли бы вы отдать свою жизнь,  ради жизни другого человека?

Обсуждения вместе с ребятами об увиденном и услышанном.  Учащиеся делают свои выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное открытое мероприятие по немецкому языку "Достопримечательности мира"

Цель внеклассного открытого мероприятия по немецкому языку на тему "Достопримечательности мира"- расширять кругозор обучающихся о достопримечательностях и культуре других стран с помощью ситуативного ...

презентация внеклассного открытого мероприятия на тему "Достопримечательности мира"

Цели данного внеклассного мероприятия- развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие интереса к изучению иностранного языка, расширение кругозора о достопримечательностях и культуре д...

Методическая разработка открытого мероприятия

В этом уроке рассказано о технологии приготовления макаронных  изделий различными способами....

Открытое мероприятие для обучающихся по профессии "повар, кондитер" на тему "кухни народов мира".

Материал содержит план мероприятия, видео-презентацию и фото-отчет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5259135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"...

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

Открытое мероприятие на тему "Дружба"

Здесь я представляю к вашему вниманию презентацию открытого мероприятия по теме "Дружба"....

методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...