Что такое компетентностно-ориентированные задания?
статья на тему

Не возникает никаких сомнений, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска нестандартных решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого  потенциала?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_glebova.docx348.78 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3 стр.

  1. Основная часть.

2.1. Что такое компетентностно-ориентированные задания?......4 стр.

2.2. Структура компетентностно-ориентированного задания….5 стр.

2.3. Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями…………………………………....7 стр.

  1. Заключение…………………………………………………………8 стр.

  1. Использованная литература……………………………………… 9 стр.

  1. Приложение………………………………………………………..10 стр.

Компетентносто-ориентированные задания

                                                                позволяют сформировать умение

                                                              применять накопленные знания

                                                          в практической деятельности

                                               и повседневной жизни.

                                                                                                                                                   Потемкина А.В.

Не возникает никаких сомнений, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска нестандартных решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого  потенциала?

    Для решения стратегических задач современного языкового образования в средней общеобразовательной школе требуется поиск эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. Один из таких путей обозначен в Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы – «…внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения». Существует много разнообразных  форм, позволяющих  сделать учебную деятельность максимально эффективной. 

         Успешность обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и учащихся, таким образом, основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с учителем школьники "открывают" для себя новые знания, постигают  особенности отдельного учебного предмета.

         Развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся является важнейшей составляющей любого образовательного процесса. Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать письменный документ любой структуры, вести диалог – неоценимые качества современного человека. На практике же мы видим совсем иную картину.

         Одна из задач школы готовить конкурентоспособных людей, которые будут обладать умением мыслить нестандартно, способных добиться успеха в любой области. Сохранить мотивацию к обучению помогают мне компетентностно-ориентированные задания. Актуальность применения таких заданий состоит в то, что учащийся может оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, происходит самореализации и социальной адаптации в жизни. Они на определенное время становятся исследователями, чувствуют себя легко и свободно. Также, при составлении принимаются в расчёт такие аспекты, как: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.

       

  1.    Основная часть.

2.1. Что такое компетентностно-ориентированные задания?

         КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем.
КОЗ - это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся  особыми элементами.         Признаки компетентностно-ориентированной задания:

  1. имитация жизненной ситуации;
  2. обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
  3. выход за рамки одной образовательной области;
  4. наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
  5. часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий

  1. деятельностная составляющая;
  2. предметные умения;
  3. умения работать с информацией;
  4. исследовательские умения. 

2.2. Структура компетентностно-ориентированного задания.

        Структура компетентностно-ориентированного задания.

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

 http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/79/78013/78013_html_4e2eb018.gif        

         В приложении представлены задания по английскому языку,     направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем. Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля. В зависимости от видов деятельности учащихся,  задания направлены на формирование соответствующих умений. Кроме того, в характеристике каждого задания указаны тема урока (занятия), уровень сложности задания и для учащихся какого класса оно предназначено. Выполнение заданий оценивается в баллах в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения за

2.3. Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями.

       Конечно уроки с компетентностно - ориентированными заданиями отличаются от традиционных.

Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями:

  1. Учебный материал отличается проблемностью.
  2. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте.
  3. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.
  4. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме.
  5. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.
  6. Самостоятельное добывание знаний учащимися.
  7. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.
  8. Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.
  9. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности

3.Заключение

        Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка помогает  сформировать ключевые компетенции учащихся. Данные задания  можно использовать при составлении диагностических и контрольных заданий. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует  повышению профессионального мастерства, делает урок разнообразным. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. 

          Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Использованная литература

  1.   Коновалова Т.В. Весёлые стихи для запоминания английских слов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 32.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  2.   Леонович О.А. В мире английских имен: Учеб. Пособие по лексикологии. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2002. – 160с.
  3. Поташник М.М., Требования к современному уроку: Методическое пособие серия: Образование XXI в. 2008.
  4. Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.
  5.  Пассов Е.И. Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе» М.: Просвещение, 1993.

Приложение

Компетентностно-ориентированные задания по английскому языку

 5 класс.

Задание. My house is my castle.

Компетентность: информационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: 1

Структура задания:

Задачная формулировка:

Прочитайте текст о необычном доме.

Источник: 1) прочтите текст с.47 учебника  Spotlight 5 класс ответьте на вопросы по тексту.

Live High Up! 

In the South of England, near Surrey, Elspeth Beard, the famous architect has got a very unusual house. It's a water tower, 130 ft* tall. The house is 100 years old. The tower has got six floors. There is a reception room on the ground floor. The bedrooms are on the first, second and third floors. They have all got their own bathrooms. The kitchen is on the fourth floor and the living room is on the fifth floor. There are 142 steps to the roof, 88 to the kitchen and 113 to the living room. It's a great way to keep fit as there isn't a lift. That's the price you pay for living high up!http://info.simf.com.ua/catalog/images/dir1/11-2013/0.09855200%201383724778_750x500x_nocrop_2e8939e9775ba70d15aac62fb7c2863a.jpg

Questions:

  1. Where is this house situated?
  2. The house is old, isn’t it?
  3. What is height of the house?
  4. How many floors in this tower?
  5. How many steps has the house got?

Модельный ответ: 

  1. It is situated In the South of England, near Surrey, Elspeth Beard.
  2. The house is 100 years old.
  3. It's a water tower, 130 ft* tall.
  4. The tower has got six floors
  5. 343 steps.

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. My house is my castle.

Компетентность: коммуникативная

Аспект: Письменная коммуникация

Уровень: 2

Структура задания:

Задачная формулировка: Используя образец,  предложите свой вариант текста о  необычном доме.

Live High Up!

In the South of England, near Surrey, Elspeth Beard, the famous architect has got a very unusual house. It's a water tower, 130 ft* tall. The house is 100 years old. The tower has got six floors. There is a reception room on the ground floor. The bedrooms are on the first, second and third floors. They have all got their own bathrooms. The kitchen is on the fourth floor and the living room is on the fifth floor. There are 142 steps to the roof, 88 to the kitchen and 113 to the living room. It's a great way to keep fit as there isn't a lift. That's the price you pay for living high up!

Модельный ответ: 

Unusual house.

In the South of Scotland, near Pellis, the famous architect has got a very unusual house. It's a tower, 140 ft* tall. The house is 150 years old. The tower has got 4 floors. There is a reception room on the ground floor. The bedrooms are on the ground, first and second floors. They have all got their own bathrooms. The kitchen is on the fourth floor and the living room is on the second floor. There are 113 steps to the roof, 74 to the kitchen and 100 to the living room. It's a great way to keep fit as there isn't a lift. That's the price you pay for living high up!

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание: My house is my castle.

Компетентность разрешение проблемы.

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень:3 

Задачная формулировка: прослушайте и прочтите текст на с.51 учебника  Spotlight 5 класс, заполните пропуски  и приготовьте сообщение о своем доме.

Semi-detached house.

Hi, my name is John and I’m from England. My house is semi-detached house made of bricks. In my house there are three rooms downstairs and three rooms upstairs. Downstairs, there is a living room, a kitchen and a bathroom. Some houses have got a fireplace in the living room but we haven’t got one. We’ve got central heating in all the rooms. Upstairs, there are three bedrooms and a bathroom. All the rooms have got carpets to keep us warm. Outside the house there is a back garden and a front garden with a lot of flowers.

Модельный ответ: 

Semi-detached house.

Hi, my name is Kate and I’m from Russia. My house is semi-detached house made of bricks. In my house there are four rooms downstairs and two rooms upstairs. Downstairs, there is a living room, a dining room, a kitchen and a bathroom. Some houses have got a fireplace in the living room but we haven’t got one. We’ve got central heating in all the rooms. Upstairs, there are a bedroom and a bathroom. All the rooms have got carpets to keep us warm. Outside the house there is a back garden and a front garden with a lot of flowers and berries. http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=436826304-65-72&n=21

Задание. My family.

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы

Уровень: 1

Структура задания: 

Задачная формулировка: прочитайте слова по теме «Семья» и классифицируйте их парами.http://www.ozedu.ru/files/u1111/0_a727d_5af330aa_XL.jpg

aunt                boy                daughter                father

child                cousin                girlfriend                grandfather

friend                girl                husband                man

grandmother                nephew                niece                parent        

mother                son                wife                woman

sister                boyfriend                brother                uncle

boy

girl

Модельный ответ: 

boy

boyfriend

nephew

man

husband

mother

grandmother

aunt

daughter

child

brother        

girl

girlfriend

niece

woman

wife

father

grandfather

uncle

son

parent

sister

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. My family.

Компетентность: информационная

Аспект: сопоставление информации, решение проблемы

Уровень: 2

Структура задания:

Задачная формулировка: прочитайте текст о семье Дорен и заполните пропуски недостающими словами.

Doreen’s family

I have quite a large family, actually. My grandmother lives with my mother and father, and she’s called Ellen. Then I have a brother who’s called Richard, who lives in Oxford, that’s quite near London, and a sister, called Camilla who lives in London. My aunt is called Sarah and my uncle is called Tony. Then, of course, there’s my husband Pete. His family comes from Cambridge, and that’s where we live now. Oh, I nearly forgot, my mother is called Mary and my father is George. We are very close.

Заполните пропуски

http://festival.1september.ru/articles/210208/img5.gif

http://festival.1september.ru/articles/210208/img6.gif

1) Doreen is Richard’s sister.

2) Richard is Camilla’s …….. .

3) Camilla is George’s ……. .

4) George is Mary’s ……… .

5) Mary is Doreen’s ……..

6) Doreen is Pete’s …….. .

Модельный ответ: 

1) Doreen is Richard’s sister.

2) Richard is Camilla’s …….. .

3) Camilla is George’s ……. .

4) George is Mary’s ……… .

5) Mary is Doreen’s ……..

6) Doreen is Pete’s …….. .

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. My family.

Компетентность: разрешение проблемы

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: 3

Структура задания:

Задачная формулировка: прочитайте текст о семье Дорен и по образцу напишите о своей семье.

Doreen’s family

I have quite a large family, actually. My grandmother lives with my mother and father, and she’s called Ellen. Then I have a brother who’s called Richard, who lives in Oxford, that’s quite near London, and a sister, called Camilla who lives in London. My aunt is called Sarah and my uncle is called Tony. Then, of course, there’s my husband Pete. His family comes from Cambridge, and that’s where we live now. Oh, I nearly forgot, my mother is called Mary and my father is George. We are very close.  http://www.bbc.co.uk/comedy/myfamily/images/gallery/1/640/picnic_640.jpg

Модельный ответ: 

My family

I have quite a big family, actually. My grandmother lives with my mother and father, and she’s called Tanya. Then I have a sister who’s called Elena, who lives in Samara, that’s quite near Moscow, and a brother, called Vasya who lives in St. Petersburg. My aunt is called Masha and my uncle is called Ivan. I have got also a cat Barsik.  He is very lazy. Oh, I nearly forgot, my mother is called Irina and my father is George. We are very close.

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. Food

Компетентность: информационная

Аспект: сопоставление информации, решение проблемы

Уровень: 1

Структура задания:

Задачная формулировка:  Вы находитесь в кафе и читаете предлагаемое меню, использовав опору-образец составьте свое собственное меню.

Меню фото

Модельный ответ: 

МЕНЮ

Меню фото

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. Food

Компетентность: информационная

Аспект: сопоставление информации, решение проблемы

Уровень: 2

Структура задания:

Задачная формулировка:

Скоро будет день рождение у твоей подруги. Твоя бабушка посоветовала тебе испечь праздничный торт. Он очень торопился, когда записывал рецепт. Используя справку, составь инструкцию, расположив предложения по порядку. В ответ запиши только цифры.

Birthday Cake

Ingredients:

2 cups cake flour; 1 cup sugar; 1/2 cup soft butter; 2 eggs; 1/2 cup milk; 1/2 teaspoon salt; 2 spoons baking powder; 1 teaspoon vanilla; 1/2 cup sultana.

Instructions:

     1.  Bake in a cake pan for 30 minutes at 350° F.

  1. Take a large bowl.
  2. After cooling decorate with fresh fruit and whipped cream.
  3. Put all the ingredients in this bowl and beat well for two-three minutes.

Модельный ответ: 2,4,1,3

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.http://f1.s.qip.ru/19QcPeQv4.jpg

Задание. Food

Компетентность: информационная, коммуникационная

Аспект: сопоставление информации, решение проблемы

Уровень: 3

Структура задания:

Задачная формулировка:

Напишите сочинение по опорной схеме на тему «Наша еда»

Our Family Meals.

We usually have…meals a day. They are… . For breakfast we have… We take lunch at … o΄clock. We eat a plate of… and … . We drink… . Our dinner is at … . Mum cooks roast … . For desert we have … . Supper is often a cup of … .

I like (don΄t like) cooking. I can cook … . I prefer … . My mum likes fruit and vegetables. “ An … a day keeps the doctor away” she says. My dad likes eating … . My brother (sister) is fond of… .

I (my mother) go (goes) shopping. We usually buy … .

We like eating together. It΄s very good when all members of the family are at home. Sometimes we invite our friends to tea.

Модельный ответ: 

Our Family Meals.

We usually have three meals a day. They are breakfast, dinner, supper . For breakfast we have eggs, ham and tea with milk. We take lunch at two o΄clock. We eat a plate of soup and salad . We drink fresh juice . Our dinner is at seven o’clock . Mum cooks roast  beef. For desert we have fruits and sweets . Supper is often a cup of tea.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87721017-14-72&n=21

I like (don΄t like) cooking. I can cook  mashed potatoes . I prefer different salads and chicken . My mum likes fruit and vegetables. “ An apple  a day keeps the doctor away” she says. My dad likes eating meat . My brother is fond of sausages and pasta .

I go shopping. I usually buy meat, pasta fruits, bread, sweets .

We like eating together. It΄s very good when all members of the family are at home. Sometimes we invite our friends to tea. 

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.

Задание. Написание личного письма 9класс

Компетентность: регулятивная

Аспект: сопоставление информации, решение проблемы

Уровень: 2

Структура задания:

Задачная формулировка:

      В социальной сети Вы завели дружбу с Вашим ровесником из Англии Джеймсом. Недавно Вы получили от него очередное письмо.

      Напишите ответ Джеймсу, отвечая на все заданные вопросы. Проявите интерес к жизни Вашего нового друга и задайте 3 вопросы Тому по поводу его будущего участия в программе Гринпис.

       Текст задания: (отрывок из письма Джеймса)

… You know, I’m really interested in your way of life, so, can you tell me about your city and your neighborhood? Do you like living there? Why? By the way, I really care about our planet! Do you care about it too? What do you do to help the Earth? Is it important for you to protect the environment? There is/are with pleasure cross influence

By the way, I’m going to join the Greenpeace organization! I believe it’s my duty to help the Earth…..

Модельный ответ: 

Dear Tom,

 

Thank you for your …letter! Sorry, I haven’t written you for so long.

 In your letter you asked me about …. Well, ….

Besides that,….  So,…. Well, you know that…. By the way,….For example,/for instance…

 By the way, you wrote me that…,so, tell me – 3 questions!!!

 Sorry, I have to go now! I need to….

Hope to get your letter soon! Say “hi” to your family. Write me soon!

 

Best wishes,/With love,/Yours,/All my love.

Инструмент проверки: За каждый верный ответ ученик получает 3 балл. За каждый неполный ответ получает 2 балла, за каждый неверный ответ- 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии

Преподавая предмет «Анатомия и физиология человека», я разрабатываю и использую комбинированные виды контроля по каждой теме. При этом я обязательно использую МПС, без применения которых невозможно ос...

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01-ПМ.04 по профессии СПО 15.01.05 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий (ККОЗ) включает материалы для проведения промежуточной аттестации в форме комплексных дифференцированных зачетов по учебной (...

компетентностно-ориентированные задания по психологии

Комплект компетентностно-ориентированных заданий для практических занятий по психологии для специальности Сестринское дело....

Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК по профессии "Оператор связи"

Методическая разработка на тему "Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК 02.01. Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров наро...

Компетентностно-ориентированное задание

Макет компетентностного-ориентированного задания (КОЗ)...

Методическая разработка "Компетентностно-ориентированное задание по учебной практике"

Методическая разработка "Компетентностно-ориентированное задание по учебной практике" Профессия 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства...