Открытый урок
план-конспект урока на тему

Терчукова Лидия Пшикановна

В пособии представлен материал на тему: "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_otkrytyy_urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Закрепление пройденного материала по теме: «Глагол»

Целевая установка: ориентация на формирование развития навыков и умений иноязычной (адыгейской) речевой деятельности (аудирования, говорения – монологической, диалогической речи), чтения, письма; ориентация на овладение студентами аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой); комплексные цели урока (обучение общению на адыгейском языке, обучение познавательной деятельности с использованием адыгейского языка).

Воспитательные цели урока: воспитание цивилизованной личности, культуры мышления, общения, чувств и поведения.

Общеобразовательные цели: познавательные, развивающие; развитие лингвистического мышления.

                                                                            Бзэм цІыфхэр зэхещэх, зэфещэх.

І. Организационный момент.

   Фонетическая минутка.

                Игра «Слышу – не слышу».

Звуки къ и шIу: ныбжьыкI (антоним: жъы), къаз, шIуанэ, къужъы, къабзэ (антоним: шIои), макIо, шIункIы (синоним: мэзахэ), къошын, атакъэ, чъыгы, макъэ, гушIуагъо (синонимы: чэфыгъо, тхъагъо, хъярыгъ), тыгъэ.

(2 чел. работают со словарями- Настя, остальные – разгадывают кроссворды)

Кроссворды – названия аулов (топонимический словарь, работает 1 чел., запись назв. аулов в тетрадь)

(на экран после игры)

Установите соответствие между пословицами и их переводами.

(на экран)

1МакIэу Iо, бэу шIэ

1.Лицо - зеркало души.

2. Уиныбджэгъу уигъундж.

2. Волка сделали чабаном.

3. Нэгур гум игъундж.

3. Лучше сосед – человек, чем сосед – земля.

4. Тхылъыр шIэныгъэм иIункIыбз.

4. Говори мало, делай много.

5. Тыгъужъыр мэлахъо ашIыгъ.

5. Книга - ключ к знаниям.

6.ЧIыгу гъунэгъу нахьи цIыф гъунэгъу.

6. Твой друг – твое зеркало.

(словарь «Адыгейские пословицы и поговорки» - работа в парах, 4чел.)

Составить предложения по опорным словам.

Сыщыдеджэ, колледж, сэ. Чэтитф, ис, тичэтэщ. ЗэдэкIощтых, неущ, кIалэхэмрэ, музеим, пшъашъэхэмрэ. Пшъашъэр, гъэшIэгъон, регъаджэ, тхылъ, нанэ. ДакIом, дахэ, Ирэ, джанэ, феды. Псы, тэтэжъ, зетхьакIы, чъыIэкIэ.

Подчеркнуть глаголы, определить категорию. (Работа выполняется на доске, используется словарь…А  Я ).

Определите границы слов в предложениях. Какие это предложения по цели высказывания. Найти глаголы. Изменить по лицам 1 глагол. (самост .р., эран, компьютер)

1. Тыгъуасэощхлъэшкъещхыгъ.

2. ЛэгъэкъабзэхэршкафымдэтыхлэгъэшІоихэрстолымтетых. (тет)

3. КIэлэегъаджэмкIэлэеджакIохэррегъаджэх.

4. ТигъунэгъухэмкъэбаскъинэшэбэгуиагъэтIысыгъэх.

5. СипшъэшъэгъутхылъгъэшІэгъонеджэ. (еджэ)

1. ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ (экран)

НэIосэныгъ

  • Уимафэ шIу!                
  • НэIуасэ тызэфэгъэхъу.        

       Сэ сцIэр Аскэр.        

  • О сыда пцIэр?                        
  • Сэ сцIэр Мир.                
  • О устудентка?
  • Ары, сэ сыстудентк, мы университетым  сыщеджэ
  • Мы къалэм ущэпсэуа?        
  • Хьау, сэ къуаджэу Кощхьаблэ сыщыщ, сессием сыкъэкIуагъ.
  • Общежитием учIэса?
  • Хьау, сэ сянэшыпхъум дэжь сис.
  • Уадэжь хьакIапIэ сыкъакIо хъущта?
  • Хъун адэ, адыгэхэм хьакIэхэр якIас.
  • НэIуасэ сызэрэпфэхъугъэр сигуап.        
  • Джыри тызэрэлъэгъун.
  • ХъяркIэ!

                   

Знакомство

  • Добрый день!
  • Давай знакомиться.

       Меня зовут Аскер.

  • А тебя как зовут?
  • Меня зовут Мира.
  • Ты студентка?
  • Да, я студентка, учусь в этом университете.
  • Ты живёшь в этом городе?
  • Нет, я из аула Кошехабль, приехала на сессию.
  • Ты (вы) живёшь в общежитии?
  • Нет, я живу у тёти.

  • Можно к тебе прийти в гости?

  • Конечно можно, адыги любят гостей.
  • Рад был с тобой познакомиться.

  • Ещё увидимся.
  • До свидания!

 2. Прочтите слова и словосочетания, запомните их.  

     Мы къалэм − в этом городе

     ары − да

     хьау − нет

     къуаджэу Кощхьаблэ − аул Кошехабль

     сянэшыпхъум дэжь − у тети (по матери); (правописание имени сущ.

     с послелогами)

     сыкъакIо хъущта? − можно прийти?

     хъун адэ − конечно, можно

     джыри − ещё.

3. Обратите внимание на образование вопросительных предложений, в которых отсутствует вопросительное слово.

    О устудентк-а?

    Мы къалэм ущэпсэу-а? (правописание указат. мест. с сущ.)

    Общежитием учIэс-а?

    Уадэжь хьакIапIэ сыкъакIо хъущт-а?

5. Ответьте на вопросы по тексту упражнения.

     Мирэ студентка?

    Мирэ университетым щеджа?

    Ар мы къалэм щэпсэуа?

    Мирэ общежитием чIэса?

    Ар янэшыпхъум дэжь иса?

    Мирэ сессием къэкIуагъа?

Учебник «Изучаем адыгейский язык», I вариант - стр.12, задание №14;

II вариант - стр.12, задание №15; III вариант - стр.12, задание №15

(Работа выполняется в тетрадях, 1-5 предлож., пишем только глаголы)

Соедините части предложения и переведите на русский язык. Определите конструкцию 1 предложения и объясните почему.

(Работа в парах), (экран, компьютер)

І в. (подобрать антонимы и записать в тетрадь)

        1. Бжыхьэм бзыухэр                      къабзэх, занкIэх, шъуамбгъох       

        2. Светэ къэгъэгъэ                           дэи.

        3. Тикъалэ иурамхэр                къыблэм мэбыбыжьых.

        4. Непэ ор                                      дахэхэр егъэтIысых

ІІ в. (подчеркнуть омонимы, перевести)

Чэмхэм къатрэр – щэ, утучантесмэ – щэ,

Ощ нахьыкIэр садым щэ,

Орэдыр къэтэIо тэ щэ,

Хэти зыщыщтэрэр – щэ.

Шы сиI сэ сытетIысхьэу,

Унэ кIоцIыр кърыскIухьэу,

Шы сиI сэ сэщ нахьыжъэу,

Сэщ фэдэу Ацумыжъэу.

III в. (подобрать синонимы и записать в тетрадь)

1. Нанэ къыIуагъэм                        къарыушху

2. Тигъунэгъу кIалэр                     дэгъухэр яIэх.

         3. Бжыхьэм жьыбгъэ                      зи губгъэн хэлъэп

         4. Тигъунэгъухэм шы                        чъыIэ къепщэ.

Задача участников игры – найти вариант ответа на свой вопрос.

О сыд фэдэ колледжа узщеджэрэр?

Сэ Адыгэ кIэлэегъэджэ колледжым сыщеджэ.

О уипшъэшъэгъу тыдэ щеджэра?

Сэ сипшъэшъэгъу Адыгэ къэралыгъо университетым щеджэ.

Тыдэ уянэ-уятэхэм Iоф щашIэра?

Сянэ-сятэхэм сымэджэщым Iоф щашIэ.

Хэта шъуиеджапIэ иIэшъхьэтетыр?

ТиеджапIэ Ацумыжъ Казбек ГъучIыпсэ ыкъор иIашъхьатет.

Сыда тучантесым ыщэхэрэр?

Тучантесым хьалыгъуи, щати, щи, къэбаскъи ыкIи нэмыкIхэри ещэх.

(в предлож. Тучантесым хьалыгъуи, щати, щи, къэбаскъи ыкIи нэмыкIхэри ещэх. найти глагол, определить число, лицо, время, еще какое значение имеет)

(Какие виды предложений использовались в этой игре, в каком времени стоят глаголы в предложениях).

Подбирается небольшой по объему рассказ, содержащий в общей сложности от 9 и более предложений. Он печатается  вперемешку, при этом нарушается их логическая последовательность.

Обучающиеся в парах читают данный им текст и восстанавливают логическую последовательность предложений текста. После чего кто – то читает текст вслух, чтобы убедиться в правильности выполнения задания и сравнивают с оригиналом на экране. (Читается не правильный вариант текста. экран, компьютер)

Псыхъом ыкIыбкIэ къушъхьэ лъагэхэр къэлъагъох.   Ти Мыекъуапэ ин дэдэп, ау ар къэлэ дах. Къалэм иурамхэр занкIэх, шъуамбгъох ыкIи къабзэх. Чъыгхэм къалэр къагъэкIэракIэ. Ахэр чъыг шхъуантIэхэм къагъэдахэ. УнэкIэ зэтет дахэхэри бэу щашIых. Мыекъуапэ пчэгу дахэхэр иIэх. Къалэм дэсхэм якъалэ шIу алъэгъу, агъэдахэ ыкIи рэгушхох. Ахэмэ цIыфхэмэ зыщагъэпсэфы. Къалэм адыгэ театри, филармонии, музеи, кинотеатрэхэри дэтых. Мыекъуапэ икъыблэ лъэныкъокIэ псыхъоу Шъхьэгуащэ речъэкIы.

Словарная работа.

РечъэкIы – протекает, пробегает

рекIокIы – проходит

рэгушхох – гордятся

псыхъом ыкIыбкIэ – за рекой

унэкIэ зэтет – новые многоэтажные дома

                                                         Тикъал.

Ти Мыекъуапэ ин дэдэп, ау ар къэлэ дах. Мыекъуапэ икъыблэ лъэныкъокIэ псыхъоу Шъхьэгуащэ речъэкIы. Псыхъом ыкIыбкIэ къушъхьэ лъагэхэр къэлъагъох. Къалэм иурамхэр занкIэх, шъуамбгъох ыкIи къабзэх. Чъыгхэм къалэр къагъэкIэракIэ.

        Къалэм адыгэ театри, филармонии, музеи, кинотеатрэхэри дэтых. УнэкIэ зэтет дахэхэри бэу щашIых.

Мыекъуапэ пчэгу дахэхэр иIэх. Ахэр чъыг шхъуантIэхэм къагъэдахэ. Ахэмэ цIыфхэмэ зыщагъэпсэфы. Къалэм дэсхэм якъалэ шIу алъэгъу, агъэдахэ ыкIи рэгушхох.

Итог урока.

Хотелось закончить наш урок словами:

«Доброе дело – изучать языки и великие и малые».

О сыд фэдэ колледжа узщеджэрэр?

Сэ Адыгэ кIэлэегъэджэ колледжым сыщеджэ.

О уипшъэшъэгъу тыдэ щеджэра?

Сэ сипшъэшъэгъу Адыгэ къэралыгъо университетым щеджэ.

Тыдэ уянэ-уятэхэм Iоф щашIэра?

Сянэ-сятэхэм сымэджэщым Iоф щашIэ.

Хэта шъуиеджапIэ иIэшъхьэтетыр?

ТиеджапIэ Ацумыжъ Казбек ГъучIыпсэ ыкъор иIашъхьатет.

Сыда тучантесым ыщэхэрэр?

Тучантесым хьалыгъуи, щати, щи, къэбаскъи ыкIи нэмыкIхэри ещэх.

(найти однородные члены прелож., опред. части речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

3.1 - 3.4. .Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на ...