ПАМЯТКА ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка на тему

ПАМЯТКА

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ekzamenu_po_russkomu_yazyku_1.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 1 и 2. Знание основ орфоэпии.

 Поставить ударение. Для этого произнесите (позовите ) каждое слово. В трудных случаях используйте орфоэпический словарь (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Задание 2. Знание основ фонетики.

Определить, твердый согласный или мягкий. Произнесите слово и понаблюдайте за его произношением.

Задание 4.  Словообразование.

Определить, есть ли окончание у слова.

Помните, что окончания нет у деепричастия, наречия и неопределенной формы глагола. (играя, пешком, бежать)

Окончание может быть нулевым, но при изменении формы слова оно появится (станет материально выраженным).  Сад – сады, о садах.

Задание 5. Безударная гласная в корне слова.

Надо помнить, что не все слова проверяются ударением. Не проверяются ударением словарные слова, слова иноязычного происхождения и слова с чередующимися корнями.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы ударная стала безударной ( лесной – лес).

Запомните слова с чередованием корней! (Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Задание 6. Слитное и раздельное написание НЕ со словами.

Запомните, что НЕ  пишется раздельно: с деепричастиями ( не читая, не написав),  глаголами (не пришел),  если есть зависимое слово при причастии с НЕ ( …..

НЕ пишется слитно: если слово  без НЕ не употребляется (ненастный)  если это слово можно заменить синонимом без НЕ (невеселый = грустный).

Задание 7. Правописание приставок (одна и та же буква).

Приставки ПРЕ, ПРИ :

ПРИ – в значении присоединения, приближения, близости, неполноты действия (пришить, приехать, пришкольный, приоткрытый).

ПРЕ- в значении ОЧЕНЬ, близка по значению к приставке ПЕРЕ-

Приставки на З или С

З – перед звонкими согласными (безбрежный, возгордиться)

С – перед глухими согласными (беспокойный, восходить)

Ы и И после приставок

Ы – после приставки на согласную, если однокоренное слово без приставки начиналось на И. (имя – безымянный, игра – розыгрыш).

И – после приставок СВЕРХ, МЕЖ (сверхинтересный, межинститутский).

Ъ после приставок

  1. После приставок на согласную перед Е,Ё, Ю, Я. (разъезд, объем, разъяснить, предъюбилейный)
  2. В сложных словах после  числительных двух-, трех-, четырех-,    перед  теми же согласными (двухъярусный, трехъярусный).
  3. В иноязычных словах после АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС - . перед теми же согласными (адъютант, инъекция, объект ).

Задание 8, 9. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Окончание глагола проверяем по спряжению. Для определения спряжения поставим глагол в начальную форму, а дальше пользуемся правилом. Когда определим спряжение, помним, что в 1 спр. личные окончания – Е, УТ, ЮТ. Во 2 спряжении – И, АТ, ЯТ.  

Задание 10. Н и НН в разных частях речи.

  1. В прилагательных с суффиксами АН, ЯН, ИН, пишем одну Н. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.
  2. В кратких причастиях – одна Н (засеяно, отражено).
  3. В кратких прилагательных, если в полном была одна Н.
  4. В прилагательных с суффиксами ЕНН, ОНН (утренний, лекционный, искусственный).
  5. В причастиях сов.  вида с приставками (кроме НЕ) и/ или с зависимым словом – пишем НН (разношенный, крашенные масляной краской).

Задание 11. Слитное и раздельное написание слов

Задание 12. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Повторение орфографии и пунктуации.

Задание 13. Виды подчинительной связи в словосочетании

Помните, что существует три вида подчинительной связи в словосочетании. Это согласование, примыкание и управление.

Согласование-  слова согласуются в роде, числе и падеже (Схема: чаще всего прилаг. + сущ., но вместо прилаг. может быть причастие и др.   ) – ясный день, играющий мальчик, свой человек.  

Управление – главное слово управляет падежом зависимого слово. Можно поставить падежный вопрос от одного слова к другому. .Схема: глагол + сущ или мест в косв. падеже. (читаешь книгу, ходишь по улице, гладишь котенка).  

Примыкание – главное слово примыкает к зависимому по смыслу.Можно задать смысловой вопрос.  Схема: глагол+ наречие, деепричастие, инфинитив.  (решил сгоряча, написал не подумав, осмелился возразить).    

Задание 14. Определить вид односоставного предложения.

Односоставное предложение – это когда в предложении есть только один главный член, который является либо подлежащим, либо сказуемым.

2 блока односоставных предложений – с главным членом подлежащим и с главным членом – сказуемым.

С главным членом подлежащим – назывные предложения. Подлежащее – это существительное в И. п.(Тихое и солнечное утро).  

С главным членом сказуемым: 1) определенно – личные, 2) неопределенно – личные, 3) обобщенно – личные, 4) безличные.

Определенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 1 или 2 лица ед или мн. числа (можно подставить местоимение я, мы, ты, вы). (Не забуду твоей торжественной красы).

Неопределенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 3 лица мн. ч.(можно подставить местоимение они)  Действующее лицо неизвестно. (В дверь позвонили. За окном поют).  

Обобщенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 2 лица ед. и мн. числа.(можно подставить местоимения ты, вы).  Чаще всего это пословицы,  поговорки. (Решетом воды не наносишь).

Безличные предложения – в них нет и не может быть действующего лица. Главный член выражен безличным глаголом, словом категории состояния и др. Чаще всего обозначает состояние природы, погоды, физическое  или моральное состояние человека. (Смеркается. Мне нездоровится. В саду тихо. Мне грустно и смешно.)

Задание15, 16, 17, 20.  Расстановка запятых.

Помни, что запятая ставится: при вводных словах, обращениях, сравнительных оборотах (есть исключения), уточняющих членах, однородных членах, деепричастиях и деепричастных оборотах , причастных оборотах, в сложных предложениях – ССП, СПП, БСП (разделяют простые в составе сложного).  

Задание 18. Постановка двоеточия в БСП.

Между двумя простыми в составе БСП при постановке двоеточия различают разные смысловые отношения :  

  1. [         ]: [причина  ].  Значение причины, можно вставить вместо двоеточия союз ПОТОМУ ЧТО  (Вдруг потемнело: набежала на солнце туча).
  2. [        ] :  [пояснение  ].  Значение пояснения, можно вставить вместо двоеточия союз А ИМЕННО (Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы).
  3. [        ]  :  [ дополнение  ] Значение дополнения, можно вставить вместо двоеточия  союз ЧТО (Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.)

Задание 19. Постановка тире в БСП.

Между двумя простыми в составе БСП при постановке двоеточия различают разные смысловые отношения :

  1. [         ]  -  [           ].   Противопоставление, можно вставить вместо тире союз А (Лето припасает – зима подъедает).
  2. [  время  ] -   [          ].  Обозначает время, можно вставить в начале союз КОГДА (Кончил дело – гуляй смело).
  3. [   условие  ] -   [          ].   Обозначает условие, можно вставить ЕСЛИ в начале предложения (Посеешь ветер – пожнешь бурю).
  4. [        ] -   [   вывод, следствие  ].  Содержит вывод, следствие. Можно вставить вместо тире союз ТАК ЧТО. (Дети стали большими – им надо серьезно учиться)
  5. [       ] -  [           ].   Быстрая смена событий. (Раздался выстрел – зверь упал).
  6. [       ]  -   [   сравнение  ].  Содержит сравнение. Вместо тире можно вставить союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО. (Посмотрит – рублем подарит).

Задание 21, 22.  Замена придаточной части СПП причастным оборотом.

Найдите в данных СПП главное предложении и придаточное. Попробуйте мысленно убрать это придаточное предложение и заменить его на причастный оборот, где причастие будет образовано от того глагола, который вы убрали вместе с придаточным. Например:

Королевскую розу, которая распространена в Великобритании, называют цветком любви.

Главное предложение здесь – «Королевскую розу называют цветком любви».

Придаточное предложение (зависимое) – «Которая распространена в Великобритании».

Убираем из текста придаточное предложение, заменив его на причастный оборот. Причастие должно быть образовано от глагола из того предложения, которое мы убираем. Это глагол «распространена». Причастие будет таким – какая? Распространенная.

Получаем ответ:  

Королевскую розу, распространенную в Великобритании, называют цветком любви. (можно заменить причастным оборотом).

Задание 23, 24 . Употребление паронимов

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (ароматный – ароматический, драматический – драматичный, домовой - домовитый).

Надо постараться выявить оттенки значений паронимов, читая предложения и вдумываясь в их смысл. Потом попытаться  найти правильное (или ошибочное) предложение.  

Задание 25. Культура речи. Грамматические ошибки.

Определение грамматических ошибок в предложении.

Задание 26. Культура речи. Грамматические ошибки

 Найти ошибку в образовании формы слова.

Задание 27. Культура речи. Построение предложения

Найти грамматически правильное продолжение предложения.

Задание 28. Пунктуация. Ошибки в расстановке знаков препинания.  

Найти предложение с пунктуационной ошибкой (такое, где не поставлена или неверно поставлена запятая).

Задание 29. Связная речь. Построение текста.

Поставить 4 предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Внимательно прочитайте и подумайте, где начало, где основная часть, а что может быть концовкой. Повторите попытку несколько раз до получения правильного ответа.

Задание 30. Синтаксическая характеристика предложения.

 Найти ошибочное утверждение о предложениях текста.

Для этого надо выделить для себя в предложении основу (основы) и попытаться определить тип предложения(сложное или простое, односоставное или двусоставное, тип односоставного (назывное, определенное – личное, неопределенно – личное, обобщенно – личное или назывное).

Если оно сложное, то какое – ССП, СПП или БСП.

Простое –  одна грамматическая основа.

Сложное –две и более грамматических основ .

Односоставное –  один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)

Двусоставное – два главных члена (и подлежащее, и сказуемое).

Задание 31. Текст. Логика построения текста.

Какое предложение должно быть по смыслу в тексте первым? Внимательно читайте текст и думайте.

Задание 32. Текст. Логика построения предложения и текста.

Какое словосочетание нужно вставить на месте пропуска в предложении? Внимательно читайте текст и думайте.

Задание 33. Текст. Типы речи.

 Указать тип речи (описание, повествование или рассуждение или два комбинированных).

Описание – это изображение какого – либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Тексты описательного характера делятся на пейзажные и портретные. Кроме того, может быть описание неодушевленного предмета, описание интерьера, описание состояния человека. Описание предназначено для того, чтобы читатель ярко представил себе описываемый предмет в своем сознании.  

Повествование – это рассказ о чем – либо, сообщение о каком – либо событии в определенной хронологической последовательности. На первый план в повествовании выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. Как правило, повествование имеет структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события), развязку (коней события).  Повествование может вестись от первого лица (Я), так и от третьего лица (Он, Она – это авторское повествование).

Рассуждение – его основная мысль – изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Включает элементы логического мышления, умения делать обоснованные выводы, высказывать свою точку зрения и опровергать точку зрения оппонента.

Задание 34. Грамматическая основа (главные члены предложения).

Определение грамматической основы в предложении (подлежащее и сказуемое) в предложении под указанным  номером в тексте.

Задание 35. Повторение орфографии и пунктуации.

 В предложенном тексте вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. (Текст до 14 – 18 предложений).

Помните, запятыми выделяют:

- Однородные члены (перечисление),

-  Обращения,

- вводные слова и конструкции,

- сравнительные обороты (помни исключения),

- причастные обороты,

- деепричастные обороты,

- части сложного предложения ( в ССП, СПП, БСП).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...

Билеты к экзамену по русскому языку

Билеты к экзамену по русскому языку для студентов, получающих специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах...

Рабочая программа Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса, направленных на подготовку к ОГЭ...

Методические рекомендации по выполнению части «С» (написание сочинения) на экзамене по русскому языку для студентов I курса СПК

Методические рекомендации, адресованные студентам 1 курса СПК , посвящены проблеме подготовки обучающихся к написанию сочинения – рассуждения.Настоящая работа отличается практикоориентированной ...

Тесты по русскому языку, 2 семестр, с целью подготовки к экзамену

Данный тест можно использовать для подготовки к экзамену...

Консультация к экзамену по русскому языку

Материал для повторения перед экзаменом по русскому языку (Синтакис)...

Вопросы к экзамену по русскому языку

Вопросы к экзамену по русскому языку по теме Синтаксис. Экзамен пройдет на платформе Зум.Ссылку зум прикрепляю в самом задании. Задания состоят из двух вариантов. Варианты согласно списку в журнале. Н...