ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».
рабочая программа на тему

Непсо Сусанна Гиссовна

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.  Однако ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к ЕГЭ. С целью эффективной подготовки выпускников так называемой  «группы риска» к государственной аттестации по русскому языку  создана система подготовки  по русскому языку в формате ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

п. Яблоновского

Тахтамукайского района

Республики Адыгея.

ПРОГРАММА

«Индивидуальная подготовка  к ЕГЭ по русскому языку

обучающихся 11 класса («группа риска)».

п. Яблоновский

    2014 – 2015 уч. год

Пояснительная записка

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.  Однако ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к ЕГЭ. С целью эффективной подготовки выпускников так называемой  «группы риска» к государственной аттестации по русскому языку  создана система подготовки  по русскому языку в формате ЕГЭ;

Задачи:

-  Разработать  индивидуальную программу подготовки к ЕГЭ по русскому языку  для учащихся 11 классов «группы риска»;

- Создать серию мультимедийных уроков (тексты, тесты, презентации);

- Организовать работу постоянно действующей онлайн-консультации, направленной на повышение уровня знаний, умений, навыков учащихся «группы риска»;

- Разработать систему мониторинга для отслеживания уровня сформированности  знаний, умений, навыков;

- Разработать совместно с учащимися индивидуальные маршруты для самостоятельной работы («Индивидуальные листы результативности»);

- Составить список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, ознакомить с ним учащихся;

Внедрение системы подготовки выпускников к ЕГЭ создаёт благоприятные условия для эффективной подготовки к государственной аттестации по русскому языку. Работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем

Методические принципы, используемые в работе:

• личностно-ориентированный подход;

• коммуникативная направленность;

• деятельностный характер обучения;

• поэтапное обучения от простого к сложному.

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку  состоит из 6 взаимосвязанных направлений:

Программа  курса «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска»)» предназначена для подготовки выпускников  к Единому Государственному экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год). Программа содержит тематическое планирование, систему подготовки к итоговому сочинению по литературе (сочинению-допуску) и сочинению в формате ЕГЭ (задание 25).

  Курс обеспечивается не только теоретическими материалами, но и практическими упражнениями разной направленности. Он предполагает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные работы в виде выполнения тестовых заданий и сочинений задания 25 ЕГЭ, небольших докладов, мини-исследований.

Образовательная цель курса: подготовка к ЕГЭ через формирование у старшеклассников системы основных знаний и умений по русскому языку. Программа охватывает все разделы русского языка, основное внимание уделяется подготовке к сочинению в формате ЕГЭ.

Практическая цель курса: приобретение учащимися навыков правописания, работы с заданиями в форме теста, качественной оценки и редактирования текста различной функциональной принадлежности, создания текста-рассуждения.

Воспитательная цель курса реализуется в органическом единстве с образовательной и практической целями. Она заключается в воспитании у старшеклассников чувства уважения к русскому языку, к нормам современного русского языка, в расширении лингвистического кругозора, чувства уверенности в своих силах, ответственности.

Мультимедийные уроки.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей русского языка и литературы диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации иллюстраций к произведениям, решение тестов, воспроизведение текстов и т.д. Мультимедийные занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  1. Современность и актуальность учебного материала.
  2. Эстетичность и наглядность.
  3. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
  4. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
  5. Обучение через игровую или практическую деятельность.
  6. Повышение интереса учащихся к учёбе.
  7. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

В целом, использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует повышению качества знаний и умений учащихся по предмету.

Онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.

Сегодня актуальность темы использования Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений.  Благодаря Интернету резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов.  Именно поэтому все чаще используются в  повседневной практике  онлайн-консультации и Интернет-ресурсы, которые способствуют эффективной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Онлайн-консультации нередко проводятся учителями при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы только начинает развиваться в нашей школе, но у нее, безусловно, большое будущее.

Интернет-ресурсы – отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету.

Система мониторинга.

 В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку, решения конкретных проблем и устранение пробелов в знаниях обучающихся «группы риска».

Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, по результатам которых выявляются  явные пробелы по предмету. Учитель заполняет «Индивидуальный лист результативности», составить вместе с выпускником индивидуальный маршрут. Такая работа проводится  несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося «группы риска»  предлагается   картина его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

На успешное прохождение аттестации выпускник «группы риска»  может претендовать при выполнении задания 25 – написании сочинения-рассуждения. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.

 Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа учитывает специфику КИМов, изменения 2015г., дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии ЕГЭ-2015 по русскому языку. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускных классах.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю.

Категория слушателей: учащиеся 10-11 классов «группы риска».

Цели обучения:

- обеспечить качественную подготовку учащихся «группы риска» 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

Задачи обучения:

- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся «группы риска» языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.

Формы обучения:

- лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;

- практические занятия;

- работа с текстами;

- самостоятельная работа учащихся с КИМами ЕГЭ-2015.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся «группы риска» на учебную деятельность;
  2. Качественная сдача ЕГЭ  учащимися «группы риска»;
  3. Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.

Требования к подготовке учащихся по предмету:

  1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.
  2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.
  3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
  4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
  5. Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
  6. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
  7. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам.
  8. Умение проводить лексический анализ слов.
  9. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.
  10. Умение применять знания по орфоэпии, лексике,  словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
  11. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
  12. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
  13. Умение определять стили речи.
  14. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
  15. Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.
  16. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.
  17. Умение последовательно излагать собственные мысли.
  18. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  19. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Содержание программы.

Орфография (2 часа).

Безударные гласные. Непроизносимые согласные в корне. Чередование гласных в корне слова. Правописание приставок. Двойные согласные. И и Ы после приставок.

Морфология (10 часов)

Имя существительное. Е и И в падежных окончаниях. Имя прилагательное. Роль в предложении. Разряды местоимений, правописание. Имя числительное. Глагол и его формы (причастие и деепричастие). Наречие. Служебные части речи.

Синтаксис и пунктуация (12 часов).

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний.

Предложение. Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания  в предложении.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологическим сочетанием, предложением.

Сказуемое.   Способы выражения простого глагольного сказуемого. Способы выражения составного глагольного сказуемого. Способы выражения именной части составного именного сказуемого. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.

Второстепенные члены предложения. Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Неполные предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Предложения с вводными словами и обращениями. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.

Сложное предложение. Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных частей. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная  связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.

Текст (6часов).

Особенности написания сочинения-допуска. Структура, критерии.

Задание 25 (сочинение в формате ЕГЭ: структура, критерии)

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по русскому языку  с учащимися «группы риска»

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Срок реализации

Орфография. Безударные гласные и непроизносимые согласные в корне слова. Чередование гласных в корне слова. Приставки. И и Ы после приставок. Двойные согласные

2

Сентябрь

Морфология. Имя существительное. Склонения. Е и И в падежных окончаниях. Имя прилагательное. Правописание. Роль в предложении.

2

Сентябрь

Сочинение-допуск по литературе (итоговое сочинение). Структура, особенности написания, критерии.

2

Октябрь

Местоимения. Разряды по значению, правописание.

2

Октябрь

Имя числительное. Глагол. Спряжение, безударные личные окончания глаголов.

2

Ноябрь

Причастие. Причастный оборот. Деепричастие, деепричастный оборот.

2

Ноябрь

Повторение изученных орфограмм.  Подготовка к диагностической работе

1

Декабрь

Диагностическая работа в формате ЕГЭ. Анализ работы.

2

Декабрь

Наречие. Служебные части речи. Роль в предложении.

2

Декабрь

Синтаксис. Виды словосочетаний. Простое предложение. Подлежащее и способы его выражения.

2

Январь

Сказуемое и его виды

2

Февраль

Односоставные предложения

2

Февраль

Диагностическая работа. Анализ работы и разбор типичных ошибок

2

Март

Тире в простом предложении. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах

2

Март

Сочинение в формате ЕГЭ. Структура. Определение проблемы текста.

2

Апрель

Обособленные определения и приложения. Обособление обстоятельств, уточняющих членов предложения

2

Апрель

Сочинение в формате ЕГЭ. Аргументация

2

Май

БСП. Сложное предложение с различными  видами связи

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2015 Русский язык. Типовые тестовые задания.  Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.

ЕГЭ 2015 Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.  Цыбулько И.П. и др.

Сборник заданий и методических рекомендаций.  Егораева Г.Т, 2014г.

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.  Корчагина Е.В.

Полезные сервисы и онлайн- тесты  ЕГЭ в 2015 г.

  1. http://www.egesha.ru/
    Самый большой выбор тестов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.
  2. http://ege.yandex.ru/
    Тесты от Яндекса. Содержатся все предметы по ЕГЭ и два предмета по ГИА.
  3. http://vk.com/app2792306_6017246
    Приложение "ВКонтакте". Очень большое количество тестов  по русскому языку  и удобная навигация.
  4.  http://reshuege.ru/
    Система "РешуЕГЭ". Система предлагает решать задания из открытого банка заданий ЕГЭ.
  5. http://www1.ege.edu.ru/online-testing
    Официальные тесты
  6. http://www.edu.ru/moodle/
    Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.
  7. http://www.saharina.ru/tests/
    300 тестов по русскому языку.
  8. http://5litra.ru/ege-online/425-ege-onlayn-po-literature-besplatno.html
    60 тестов по литературе от портала "Литра 5"





Источник: http://www.ctege.info/chto-nado-znat-o-ege-2013/spisok-saytov-dlya-onlayn-testirovaniya-ege-i-gia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПУТЬ К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» для обучающихся, находящихся в группе риска и СОП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Путь к человечности»  разработана для обучающихся, находящихся в группе риска и СОП.Программа  учитывает цель Программы развития техникума - создание ма...

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися "группы риска" на 2018-2019 учебный год

Обеспечение социальной поддержки детей и подростков "Группы риска", направленной на решение проблем подрастковой безнадзорности и преступности....

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.03  Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...