Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов
учебно-методический материал по теме

Белова Людмила Алексеевна

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифицировать  процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_tehnologii.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Название технологии

Инновационный подход при использовании интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Описание технологии

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий обучающихся и преподавателя.

Структура педагогической технологии:

  • концептуальная основа (научная база);
  • содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса);
  • процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации педагогического процесса, результаты).

Интерактивные технологии основаны на явлении интеракции (от англ. Interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга). Их реализация позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие  индивидуальности каждого и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

Это такая организация процесса обучения и воспитания, в котором невозможно неучастие человека в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.

Принципы организации интерактивного обучения и воспитания:

  • диалогическое взаимодействие;
  • работа в малых группах на основе сотрудничества;
  • активно-ролевая (игровая)  и тренинговая формы работы.

По мнению психологов (К. Левина) большинство эффективных изменений в установках и поведении людей  легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контакте.

Интерактивные технологии решают следующие задачи:

  1. учебно-познавательную (предельно конкретную);
  2. коммуникативно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
  3. специально - ориентационную (результаты, которой проявляется уже за пределами учебного времени и пространства).

Интерактивные технологии позволяют интенсифицировать  процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

Они повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие  новых возможностей обучающихся, является необходимым  условием для становления компетентностей (компетентность – доказанная готовность к действию) через взаимодействие участников в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознание и принятие ценностей.

Пример использования технологии

Интерактивные технологии могут быть использованы на учебных занятиях по предмету Теория и методика математического развития практически по всем разделам учебной дисциплины.

Тема урока: Развитие временных ориентировок у детей дошкольного возраста.

Цель урока: показать значимость овладения средствами информационных технологий для развития представлений об особенностях формирования представлений о времени у дошкольников.

Задачи:

  • развивать представления об использовании информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности, логического мышления и творческих способностей детей;
  • формировать умения разрабатывать нестандартные и более эффективные методы реализации программных задач через использование интерактивной доски в образовательном процессе при  развитии представлений о времени;
  • способствовать развитию творческих возможностей студентов, интереса к профессиональной деятельности и процессу самообразования.

Модель учебного занятия.

I этап.

  1. Актуализация темы урока
  2. Создание проблемной ситуации. Определить оптимальный алгоритм деятельности воспитателя по развитию временных ориентировок у дошкольников (работа в микрогруппах).

II этап. Лекция – визуализация с использование интерактивной доски.

Тема «Специфические особенности времени как объективной реальности. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста».

III этап. Знакомство с опытом использования интерактивной доски в образовательном процессе ДОО г. Нижнего Новгорода с целью развития у детей мелкой моторики, зрительно-моторной и оптико-пространственной ориентации, готовности выпускников детского сада к успешной работе  на интерактивной доске в начальной школе.

IV этап. Обсуждение проекта занятий с детьми:

  • младшей, средней групп
  • старшей, подготовительной групп

с подготовкой презентации к следующему учебному занятию.