Гуманизация взаимоотношений студента и преподавателя
материал по теме

Штыкова Светлана Анатольевна

Выступление на педагогическом совете 12 мая 2014 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ТЕМА

Преподаватель спецдисциплин Штыкова С.А.

Доклад  на педагогическом совете

 ГБОУ СПО МКУНТ» 12.05.2014 г.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Процесс демократизации общества, востребовав нового человека – деятельного, жизнеустойчивого, способного к интенсивному «самодостраиванию», обусловил гуманизацию образования, а значит и его ключевой фигуры – современного учителя, от которого в значительной степени зависит развитие творческого потенциала студента.

Можно определить три уровня взаимоотношений педагогов и студентов:

  1. гуманистический – характеризуется: активным участием, проявлением инициативы и самостоятельности педагогов и студентов в общении; уверенностью в своих возможностях; доброжелательностью, тактичностью при взаимодействии; гибким реагированием на ситуацию; увлеченностью общением; удовлетворенностью взаимоотношениями; свободным открытым выражением мыслей и чувств; личностной значимостью отношений; активным использованием диалога, юмора, игр в педагогическом взаимодействии;

  1. равнодушный – проявляется через формальные контакты педагогов и студентов и ему свойственны следующие черты: активное участие и проявление инициативы со стороны педагога; четкое планирование и редкое изменение тактики взаимодействия; нечетко выраженная положительная направленность; сухой официальный тон общения; эмоциональная отчужденность; сдержанность в выражении чувств;

  1. негативный – выражается в скрыто-отрицательном или явно негативном отношении между педагогом и студентом и распространяется на педагогическую работу или учебу; характер взаимодействия оценивающий (по принципу «плохой» - «хороший») и дисциплинирующий (сосредоточение внимания на плохих поступках, отрицательном поведении); недоброжелательность, нетактичность в общении; низкий тонус деятельности; студент и педагог на доверяют  друг другу, обвиняют в несправедливости, в непонимании.

Одним из условий реализации гуманистического образования является развитие коммуникативных способностей учителей, совершенствование которых происходит в межличностных отношениях преподавателей и студентов в процессе обучения.

Гуманистические отношения педагогов и студентов, характеризуя особый творческий тип общения и совместной деятельности, предполагают взаимопонимание, взаимозначимость, взаимоактивность, взаимоудовлетворенность, взаимодоверительность, взаимооткрытость, взаимозаинтересованность друг в друге личностно-равноправных собеседников.

Межличностные отношения педагогов и студентов будут успешны, если:

  1. процесс взаимодействия будет построен на диалоге, что позволит преобразовать доминирующую функцию педагога по отношению к студенту в равнозначную;

  1. будет организована просветительская и практическая деятельность, развивающая гуманистическую направленность, повышающая компетентность педагогов и студентов по проблеме;

  1. в процессе взаимодействия педагогов и студентов будет обогащаться набор способов, стимулирующих установление доверительных отношений (использование разнообразных приемов юмора и т.д.)

  1. в процессе обучения будут использованы игровые и другие нетрадиционные формы работы, ведущие к снятию стереотипов в поведении педагогов и студентов.

«Межличностные отношения» - понятие, используемое в философии и социально-психологических науках. Оно связано с таким категориями, как взаимодействие, общение, отношение, совместная деятельность.

Межличностные отношения помогают преодолеть внутренние барьеры, освободиться от масок, ролей, аутизма, обеспечить атмосферу безопасного общения.

Следовательно, гуманистические отношения, как особый творческий тип взаимодействия и совместной деятельности, предполагают понимание, открытость, значимость, удовлетворенность, доверие, заинтересованность друг в друге личностно-равноправных собеседников.

Проявляя активность, внутреннюю свободу, самостоятельно выбирая межличностные духовно-культурные отношения, человек самовыражается, развивает свои возможности и способности.

Высшая потребность человека – потребность в актуализации и развитии способностей, которая осуществляется при обеспечении любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя гуманистические отношения, мы можем удовлетворит потребности человека, например, в общении, причем стимулировать при этом процесс его саморазвития, самодостраивания. Человек внутренне изменяется, что служит обогащению его коммуникативных качеств.

В разные времена  необходимым качеством педагога считалась любовь к детям, возможность  развивать гуманные отношения со своими воспитанниками.

Такие взаимоотношения соединяют педагога и ученика, делает их единодушными, способствует проявлению открытости, доверия, понимания, уважения друг к другу, к стремлению развивать свои способности.

Период юности богат своими возможностями, способствующими развитию способностей. Такое становление личности происходит в межличностных отношениях с преподавателями, когда главными факторами становятся диалог, игра,  юмор, личность учителя.

Диалог образует единое эмоциональное пространство педагогов и студентов, позволяющее стимулировать  активность учащихся к развитию их коммуникативных способностей. Подлинный диалог возможен при свободном обмене мнениями, при полном раскрытии позиций, когда индивидуальность студента интересна педагогу в ее неповторимости, также когда и сам педагог предстает перед студентом в тех же качествах.

Игра расширяет творческие умения студентов в нахождении своих отношений с другими людьми. Неформальные возможности игровой деятельности педагогов и студентов способствуют раскрепощению участников, снятию напряженности и нерешительности, единению в достижении цели

Юмор позволяет спонтанно преодолеть рутину формального взаимодействия, уйти от однообразного, унылого существования и является одним из условий становления гуманистических отношений. Не задумываясь о соблюдении норм и ролевых позиций общения, педагоги и студенты перестраивают отношения в духе поддержки, помощи, взаимности, используя разнообразные приемы юмора (метафора, сравнение, остроты, шутки, аналогии и т.д.) В радостном общении они глубоко увлечены личностью друг друга, что позволяет проникнуть во внутренний мир собеседника.