"Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи"
статья по теме
Данная статья посвящена вопросам профилактики деструктивного поведения. Раскрывается актуальность темы и рассмотрены формы профилактической работы деструктивного поведения молодежи, на примере клуба "Формула Жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи
Вишнякова М.А.
педагог-психолог, преподаватель
ГБПОУ ВО «Владимирский
педагогический колледж»
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной из таких задач современных образовательных учреждений является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позитивной жизненной позиции. Решая как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии социума, необходимо отметить, что именно молодёжь находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены и подменены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволяют сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Анализ ситуации по Владимирской области показал прирост подростковых преступлений на 5,8% по итогам 6 месяцев 2015 года. Всего несовершеннолетними совершенно 344 преступления (аналогичный период прошлого года – 325). Каждый шестой обучающийся совершил преступление с 8:00 до 15:00, то есть в то время, когда он должен находиться на учебных занятиях, что может свидетельствовать, в том числе, об отсутствии контроля со стороны преподавательского состава, каждый пятый – не был занят внеурочной деятельностью. Исходя из выше сказанного, в работе с молодёжью особое внимание следует уделять профилактике деструктивного поведения.
Деструктивное поведение (лат. деструкцио - разрушение) - действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Деструктивное поведение имеет такие проявления, как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла.
Профилактика правонарушений среди молодежи представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения. Данная тема является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков приобретает все большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в обществе, зависит его будущее и будущее других. Анализ результатов бесед с подростками показывает, что правонарушения в основном совершаются во время проведения досуга молодежью. В настоящее время существует значительное количество молодых людей, кто не имеет занятости в свободное от учебы время. Этому можно выделить множество причин и условий. Подростки не заняты, и все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия незанятости, следовательно, появляется больше возможности для совершения деструктивных поступков. В связи с этим, сегодня как никогда актуальна организация досуга молодёжи: чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Внеурочная деятельность рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. В данной статье будет проанализирован опыт внеурочной деятельности в системе профилактики деструктивного поведения молодежи Владимирского педагогического колледжа. Наша главная задача – создать условия для всестороннего развития личности подростка, способствующие сохранению и укреплению здоровья, раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Клуб по интересам – наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования. В нашем колледже более 10-ка кружков и клубов различного направления. В данной статье рассмотрен один из клубов, который называется «Формула Жизни». Жизнь – это развитие чего либо; состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Формула – комбинация каких-либо знаков. Программа клуба «Формула Жизни» состоит из нескольких комбинаций, составляющих необходимую формулу для гармоничного развития и совершенствования подростков.
Программа внеурочной деятельности «Формула Жизни» предназначена для работы с подростками и молодежью. С первых дней работы клуба устанавливается положительный психологический контакт со студентами, чтобы заинтересовать их и в тоже время выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения информации, материала. Программа клуба содержит систему психологических приемов и техник, направленных на профилактику деструктивного поведения детей в групповой работе, индивидуальном сопровождении.
Программа включает в себя несколько комбинаций (блоков):
- «Движение – это жизнь»
- «Формула Здоровья»
- «Мир вокруг нас»
- «Территория здоровья»
- «Трезвая семья - здоровые дети»
Каждая комбинация носит теоретический (информационный) и практический характер, у каждого блока свои цели и задачи.
Содержание комбинации «Движение - это жизнь»: Цели комбинации: сплочение молодежи вокруг общей движущей идеи - здорового, позитивного образа жизни и мышления; приобщение к систематическим занятиям физической культуры и различным видам спорта; сохранение и укрепление здоровья молодежи. В данный блок входит организация и проведение фитнес-тренировок в спортивном зале колледжа для студентов. Тренировка носит характер фитнес-терапии, которая помогает понять значимость своего здоровья через вовлеченность в практическую деятельность, помогает студентам избавиться от негатива, а так же проанализировать и оценить свою физическую подготовку. Первая тренировка начинается с игры на знакомство, которое позволяет студентам узнать друг друга, что является первым ключевым моментом для дальнейшего взаимодействия подростков первокурсников со студентами старших курсов. Далее каждая тренировка начинается с психологических игровых упражнений на раскрепощение, развитие коммуникативных и организаторских качеств, на развитие чувства понимания и владения своим телом. В завершение фитнеса используются упражнения на растяжку, упражнения на равновесия и расслабления. После окончания проводится рефлексия по данному занятию в форме игры, беседы, что способствует развитию анализа и самоанализа, коммуникативных качеств. Самым важным атрибутом фитнес-терапии является музыкальное сопровождение. Использование русско-народной музыки в современной обработке воспитывает в студентах любовь к народному искусству, к Родине, чувство такта и ритма традиционной музыки, воспитание нравственных чувств и этического сознания. Фитнес проходит 1-2 раза в неделю, время проведения – 1 час 30 мин. График тренировок обговариваются и проводятся в удобное для обучающихся время.
Содержание комбинации «Формула здоровья»: Цель комбинации: информирование студентов об основах здорового питания, формирование навыков ведения здорового образа жизни в данной сфере и участия в мероприятиях закрепляющих подобные навыки у других обучающихся. Данный блок посвящен здоровому и правильному питанию молодёжи включающий следующие темы встреч: «Правильное питание - залог здоровья», «Полезные продукты питания», «Как следует питаться?», «Меню из трёх блюд на всю жизнь». На встречи приглашается специалист-диетолог, который подробно рассказывает студентам о здоровом и правильном режиме питания, о полезных продуктах. Занятие проходит в форме беседы. Средствами будут выступать презентации, видеоматериалы, наглядные пособия, личный пример. В рамках встречи студенты получают задание: в течение 1 месяца употреблять в пищу продукты здорового питания и фиксировать свои наблюдения и результаты в бланках. На встрече «Полезные продукты питания» студентов клуба проходит рефлексия и анализ результатов наблюдения. На данном мероприятии студентам даётся задача провести анкетирование по данной тематике среди других обучающихся колледжа и проанализировать результаты. Исходя из анализа анкетирования на занятии «Как следует питаться?» студенты совместно с руководителем клуба составляют методические рекомендации для обучающихся колледжа по данной теме. На занятии по теме «Меню из трёх блюд на всю жизнь» участниками клуба разрабатывается мероприятие для студентов колледжа, и внедряется участниками клуба в условиях образовательного учреждения. Данный раздел комбинации позволяет студентам полностью погрузиться в исследовательскую деятельность и подробно изучить данную тему.
Содержание комбинации «Мир вокруг нас»: Цель комбинации: формирование трезвости как нормы жизни среди молодёжи. Данный блок посвящён проведению антиалкогольных и антитабачных лекций. Лекции проходят в форме диалога-беседы, который следует после просмотра фильмов проекта «Общее Дело». Лекционный материал закрепляется спортивными и русскими народными играми.
Содержание комбинации «Территория здоровья»: Цель комбинации: информационное просвещение студентов колледжа по вопросам здорового образа жизни. В газете колледжа «Pro-колледж» имеется отдельная колонка «Территория здоровья», в которой ежемесячно публикуются статьи от клуба «Формула Жизни». Статьи оформляют как руководитель, так и участники клуба. Примерные тематики статей: «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание», «Активный здоровый отдых преподавателей», «Трезвость-норма жизни» и др. Газета располагается на информационном стенде в колледже и предназначена к просмотру и изучению студентами, так же она оформляется в виде журналов, с которыми каждый студент может ознакомиться в читальном зале колледжа.
Содержание комбинации «Трезвые родители – здоровые дети»: Цель комбинации: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; привлечение родителей к взаимодействию с колледжем. Данный блок посвящён организации мероприятий с непосредственным участием родителей, чтобы повысить их стремление использовать двигательную деятельность с детьми, способствующую формированию основ здорового образа жизни и дружеских взаимоотношений между родителями и студентами, используя педагогику сотрудничества.
Таким образом, в колледже создаются условия, которые позволяют обучающимся организовать свой досуг в конструктивной форме. Организованное подобным образом свободное время создает условия для формирования личности подростка, приобретению ее качеств, позволяющих становится достойным и успешным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/21/picture-618854-1429637070.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-1145769-1558606348.jpg)
Интеллектуальное занятие деструктивное поведение среди несовершеннолетних
Основной развивающей задачей мероприятия является формирование умения применять правовые знания на практике в повседневной жизни. Воспитательная задача – понимание взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1269810-1601273014.jpg)
Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."
Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012828-1518834115.jpg)
Профилактика деструктивного поведения учащихся
В презентации освещается вопрос деструктивного поведения школьников. Показатели деструктивного поведения. Способы работы с трудновоспитуемыми детьми. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-611624-1427023751.jpg)
Профилактика девиантного поведения молодежи через волонтерскую деятельность
Традиционно считается, что отклоняющиеся поведение формируется под негативным влиянием окружения, а также в связи с недостатками педагогического воздействия как со стороны родителей, так и со стороны ...