Профилактика деструктивного поведения учащихся
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Деструктивное поведение – разрушающее поведение, к которому относится употребление алкоголя и др. ПАВ , а также суицидальное поведение. Суицидальная попытка – целенаправленная попытка самоубийства, не закончившаяся смертью. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ Все причины употребления ПАВ делятся на две группы: внешние – результат влияния внешнего мира и внутренние – имеющие в основе личные побуждения.
ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: 1. Влияние употребляющих ПАВ товарищей. Будучи социальным существом, человек стремится примкнуть к определенной группе людей, поэтому ради членства группы может попробовать наркотик. 2. Конфликты с социумом (в частности, с родственниками). В данном случае употребление наркотиков представляет собой протест или способ самоутверждения.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: 1. Любопытство, попытка узнать неизвестное. 2. Стремление к удовольствию. 3. Бегство от реальности, снятие напряжения.
ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: - отсутствие доброжелательности и внимания со стороны взрослых; - жизненные события, показывающие несостоятельность романтической картины мира (проблемы в учебном заведении, ссора или острый конфликт с авторитетными взрослыми, безответная любовь либо прекращение романтических отношений); - неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни, отсутствие морально-этических ценностей; - низкая самооценка, трудности в самоопределении, комплекс неполноценности (особенно культивируемый в семье); - однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь;
- объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, серьезное заболевание, ошеломляющее - открытие, пережитое унижение, домашнее насилие – как физическое, так и моральное); - конфликты с учителями и/или сверстниками, школьная травля (в том числе и в социальных сетях); - затяжная депрессия; - незрелость личности (импульсивность, внушаемость, информационная подражаемость); - личная неудача подростка (особенно если его родители практикуют воспитание по принципу высокой значимости, ценности общественного успеха, завышенной самооценки); - самоубийство друга, кумира, кого-либо из близких.
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми. • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, серьезное заболевание). • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье). • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства, перехода в другую школу).
Случаи, на которые необходимо обратить внимание:
1. Использование сыном или дочерью выражений о тяжести жизни («Мне тяжело жить», «Я так больше не могу», «Все надоело», «Сколько можно?!» и пр.). 2. Иногда, готовясь к роковому шагу, ребенок вдруг начинает раздавать вещи (особенно любимые), наводит порядок, стремится завершить неоконченные дела и погасить имеющиеся долги (учебные, товарищеские, возможно, финансовые) или, наоборот, стал неряшливым, подавленным, безразличным; начинает проявлять раздражительность, агрессию. 3. Капризность, привередливость, обидчивость. Если настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, то это уже причина для тревоги. Внезапные перемены в поведении должны стать объектом пристального наблюдения. Когда сдержанный, замкнутый, молчаливый подросток вдруг начинает много шутить, смеяться, болтать, то следует внимательно присмотреться к нему – такая резкая перемена иногда свидетельствует о глубоком переживании, которое человек старается скрыть под маской веселья и беззаботности. 4. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно для каждого человека. Но при деструктивности замкнутость, апатия, обособление становятся глубокими и длительными, особенно когда человек сторонится вчерашних друзей.
5. Депрессия, сопровождающаяся внезапным снижением успеваемости, утратой интереса к любимым занятиям, рассеянностью. Это сильный эмоциональный упадок, который не всегда заметен и у каждого проявляется по-своему. Единственный способ выявить это состояние – прямой и доверительный разговор с сыном или дочерью. 6. Неоправданные и опрометчивые поступки, а также увлечения, связанные с риском для жизни. Если раньше подобного не наблюдалось – необходимо усилить бдительность до предела. 7. Потеря самоуважения, самообвинение. Люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе неуважительно, считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они неудачники, что у них ничего не получается и их никто не любит. 8. Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь. 9.Если ребенок все свободное время проводит в соцсетях, избегая живого общения, то стоит обратить на это внимание. В сети, которая заменяет живое общение, практически невозможно понять, что подразумевают негативные записи – простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.
Но 80% случаев деструктивного поведения имеет семейную подоплеку: утрата взаимопонимания с одним или обоими родителями, распад семьи, социальное сиротство.
СЕМЬЯ – ЭТО ГЛАВНАЯ СИСТЕМА, К КОТОРОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ КАЖДЫЙ ИЗ НАС. Родители являются главным фактором деструктивного поведения детей и подростков. Например, каждый 4-ый случай завершенного суицида происходит из-за конфликтов в семье. Многие трагедии можно предотвратить при более внимательном отношении родителей к ребенку.
В.Д. Москаленко разделяет семейные системы на функциональные и дисфункциональные. Дисфункциональная семья – это семья, в которой естественное выражение чувств осуждается или запрещается, проблемы отрицаются или игнорируются, а также создается и поддерживается иллюзия благополучия.
ЕСЛИ ЗАМЕЧЕНА СКЛОННОСТЬ К ДЕСТРУКТИВНОСТИ Внимательно выслушайте решившегося на опасный шаг подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьезность намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса, мировосприятие ребенка. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Постарайтесь взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери. Примите сторону ребенка, а не его оппонента, если даже таковым являетесь вы сами.
ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ, НУЖНО: 1) Родителям! Постарайтесь сохранить в семье атмосферу доверия: не бойтесь рассказывать ребенку о своих чувствах, слабостях, неудачах, участвуйте в его жизни, старайтесь все делать вместе – так вы установите и будете поддерживать контакт с сыном или дочерью. 2) Родителям и педагогам! Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы осознать подтекст, скрытый за словами. 3) Родителям и педагогам! Выяснить серьезность намерений и чувств ребенка. Если сын или дочь ведут себя рискованно, то ситуация критическая. 4) Родителям и педагогам! Оценить глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности либо не иметь никаких интересов, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, активную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
5) Родителям и педагогам! Внимательное отношение ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подростки могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 6) Родителям! Если подросток заговорил с вами о своем, бросайте уборку, кладите телефонную трубку, откладывайте все свои дела, садитесь напротив и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! 7) Родителям! Займитесь с сыном или дочерью новыми интересными делами: каждый день узнавайте что-то новое, экспериментируйте, развлекайтесь. Заведите домашнее животное – забота о нем принесет пользу по нескольким направлениям: во-первых, уход за беззащитным существом поможет настроить ребенка на положительный лад, во-вторых, даст возможность осознать свою значимость и почувствовать себя нужным, в-третьих, научит заботиться еще о ком-то, кроме себя. Кроме того, у сына или дочери будет значительно меньше времени на различные отрицательные эксперименты со своей жизнью. 8) Родителям и педагогам! Сформулируйте у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации всегда можно найти выход, а вечных и нерешаемых проблем не бывает». Внушите, что любая неудача – это всего лишь ступенька на лестнице, ведущей к успеху, неотъемлемая часть пути к победе. Любой триумф всегда достигается путем проб и ошибок.
9) Родителям! Ни в коем случае не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся мечты и неоправдавшиеся надежды: у каждого свой путь, и ребенок (независимо от возраста) – это не продолжение вас самих, а отдельный человек. 10) Родителям и педагогам! Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его школьных успехов, поступков. Требование либо порицание должно быть направлено на поступок, а не личность. В наказании ни в коем случае не должно быть заложено эмоциональное отвержение. 11) Родителям! Внушайте ребенку, что в некоторых случаях ему будет необходимо говорить «нет». Большинство родителей учат детей быть вежливыми и послушными и во всем соглашаться с окружающими. Но каждый ребенок нуждается в родительском разрешении сопротивляться оказываемому на него давлению. И если кто-нибудь начнет склонять ребенка к курению, употреблению алкоголя, пробованию наркотиков, совершению суицида или правонарушения, он вправе проявить твердость и ответить решительным отказом, несмотря на то, что это станет противоречить желаниям остальных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения обучающихся
профилактика суицидального поведения обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-223744-1390583701.jpg)
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695368-1445721794.jpg)
"Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи"
Данная статья посвящена вопросам профилактики деструктивного поведения. Раскрывается актуальность темы и рассмотрены формы профилактической работы деструктивного поведения молодежи, на примере клуба "...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135169-1554730658.jpg)
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Информация по профилактике девиантного поведения обучающихся ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-1145769-1558606348.jpg)
Интеллектуальное занятие деструктивное поведение среди несовершеннолетних
Основной развивающей задачей мероприятия является формирование умения применять правовые знания на практике в повседневной жизни. Воспитательная задача – понимание взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-1484653-1694705038.jpg)
Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков
Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...