Профилактика деструктивного поведения учащихся
презентация к уроку

Михайлов Михаил Алексеевич
В презентации освещается вопрос деструктивного поведения школьников. Показатели деструктивного поведения. Способы работы с трудновоспитуемыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_distruktivnogo_povedeniya.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1» Профилактика деструктивного поведения среди детей и подростков Семинар для педагогов 2022 г.

Слайд 4

. Деструктивное поведение – разрушающее поведение, к которому относится употребление алкоголя и др. ПАВ , а также суицидальное поведение. Суицидальная попытка – целенаправленная попытка самоубийства, не закончившаяся смертью. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Слайд 5

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ Все причины употребления ПАВ делятся на две группы: внешние – результат влияния внешнего мира и внутренние – имеющие в основе личные побуждения.

Слайд 6

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: 1. Влияние употребляющих ПАВ товарищей. Будучи социальным существом, человек стремится примкнуть к определенной группе людей, поэтому ради членства группы может попробовать наркотик. 2. Конфликты с социумом (в частности, с родственниками). В данном случае употребление наркотиков представляет собой протест или способ самоутверждения.

Слайд 7

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: 1. Любопытство, попытка узнать неизвестное. 2. Стремление к удовольствию. 3. Бегство от реальности, снятие напряжения.

Слайд 8

ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: - отсутствие доброжелательности и внимания со стороны взрослых; - жизненные события, показывающие несостоятельность романтической картины мира (проблемы в учебном заведении, ссора или острый конфликт с авторитетными взрослыми, безответная любовь либо прекращение романтических отношений); - неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни, отсутствие морально-этических ценностей; - низкая самооценка, трудности в самоопределении, комплекс неполноценности (особенно культивируемый в семье); - однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь;

Слайд 9

- объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, серьезное заболевание, ошеломляющее - открытие, пережитое унижение, домашнее насилие – как физическое, так и моральное); - конфликты с учителями и/или сверстниками, школьная травля (в том числе и в социальных сетях); - затяжная депрессия; - незрелость личности (импульсивность, внушаемость, информационная подражаемость); - личная неудача подростка (особенно если его родители практикуют воспитание по принципу высокой значимости, ценности общественного успеха, завышенной самооценки); - самоубийство друга, кумира, кого-либо из близких.

Слайд 10

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми. • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, серьезное заболевание). • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье). • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства, перехода в другую школу).

Слайд 11

Случаи, на которые необходимо обратить внимание:

Слайд 12

1. Использование сыном или дочерью выражений о тяжести жизни («Мне тяжело жить», «Я так больше не могу», «Все надоело», «Сколько можно?!» и пр.). 2. Иногда, готовясь к роковому шагу, ребенок вдруг начинает раздавать вещи (особенно любимые), наводит порядок, стремится завершить неоконченные дела и погасить имеющиеся долги (учебные, товарищеские, возможно, финансовые) или, наоборот, стал неряшливым, подавленным, безразличным; начинает проявлять раздражительность, агрессию. 3. Капризность, привередливость, обидчивость. Если настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, то это уже причина для тревоги. Внезапные перемены в поведении должны стать объектом пристального наблюдения. Когда сдержанный, замкнутый, молчаливый подросток вдруг начинает много шутить, смеяться, болтать, то следует внимательно присмотреться к нему – такая резкая перемена иногда свидетельствует о глубоком переживании, которое человек старается скрыть под маской веселья и беззаботности. 4. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно для каждого человека. Но при деструктивности замкнутость, апатия, обособление становятся глубокими и длительными, особенно когда человек сторонится вчерашних друзей.

Слайд 13

5. Депрессия, сопровождающаяся внезапным снижением успеваемости, утратой интереса к любимым занятиям, рассеянностью. Это сильный эмоциональный упадок, который не всегда заметен и у каждого проявляется по-своему. Единственный способ выявить это состояние – прямой и доверительный разговор с сыном или дочерью. 6. Неоправданные и опрометчивые поступки, а также увлечения, связанные с риском для жизни. Если раньше подобного не наблюдалось – необходимо усилить бдительность до предела. 7. Потеря самоуважения, самообвинение. Люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе неуважительно, считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они неудачники, что у них ничего не получается и их никто не любит. 8. Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь. 9.Если ребенок все свободное время проводит в соцсетях, избегая живого общения, то стоит обратить на это внимание. В сети, которая заменяет живое общение, практически невозможно понять, что подразумевают негативные записи – простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.

Слайд 14

Но 80% случаев деструктивного поведения имеет семейную подоплеку: утрата взаимопонимания с одним или обоими родителями, распад семьи, социальное сиротство.

Слайд 15

СЕМЬЯ – ЭТО ГЛАВНАЯ СИСТЕМА, К КОТОРОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ КАЖДЫЙ ИЗ НАС. Родители являются главным фактором деструктивного поведения детей и подростков. Например, каждый 4-ый случай завершенного суицида происходит из-за конфликтов в семье. Многие трагедии можно предотвратить при более внимательном отношении родителей к ребенку.

Слайд 16

В.Д. Москаленко разделяет семейные системы на функциональные и дисфункциональные. Дисфункциональная семья – это семья, в которой естественное выражение чувств осуждается или запрещается, проблемы отрицаются или игнорируются, а также создается и поддерживается иллюзия благополучия.

Слайд 17

ЕСЛИ ЗАМЕЧЕНА СКЛОННОСТЬ К ДЕСТРУКТИВНОСТИ Внимательно выслушайте решившегося на опасный шаг подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьезность намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса, мировосприятие ребенка. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Постарайтесь взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери. Примите сторону ребенка, а не его оппонента, если даже таковым являетесь вы сами.

Слайд 18

ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ, НУЖНО: 1) Родителям! Постарайтесь сохранить в семье атмосферу доверия: не бойтесь рассказывать ребенку о своих чувствах, слабостях, неудачах, участвуйте в его жизни, старайтесь все делать вместе – так вы установите и будете поддерживать контакт с сыном или дочерью. 2) Родителям и педагогам! Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы осознать подтекст, скрытый за словами. 3) Родителям и педагогам! Выяснить серьезность намерений и чувств ребенка. Если сын или дочь ведут себя рискованно, то ситуация критическая. 4) Родителям и педагогам! Оценить глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности либо не иметь никаких интересов, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, активную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

Слайд 19

5) Родителям и педагогам! Внимательное отношение ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подростки могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 6) Родителям! Если подросток заговорил с вами о своем, бросайте уборку, кладите телефонную трубку, откладывайте все свои дела, садитесь напротив и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! 7) Родителям! Займитесь с сыном или дочерью новыми интересными делами: каждый день узнавайте что-то новое, экспериментируйте, развлекайтесь. Заведите домашнее животное – забота о нем принесет пользу по нескольким направлениям: во-первых, уход за беззащитным существом поможет настроить ребенка на положительный лад, во-вторых, даст возможность осознать свою значимость и почувствовать себя нужным, в-третьих, научит заботиться еще о ком-то, кроме себя. Кроме того, у сына или дочери будет значительно меньше времени на различные отрицательные эксперименты со своей жизнью. 8) Родителям и педагогам! Сформулируйте у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации всегда можно найти выход, а вечных и нерешаемых проблем не бывает». Внушите, что любая неудача – это всего лишь ступенька на лестнице, ведущей к успеху, неотъемлемая часть пути к победе. Любой триумф всегда достигается путем проб и ошибок.

Слайд 20

9) Родителям! Ни в коем случае не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся мечты и неоправдавшиеся надежды: у каждого свой путь, и ребенок (независимо от возраста) – это не продолжение вас самих, а отдельный человек. 10) Родителям и педагогам! Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его школьных успехов, поступков. Требование либо порицание должно быть направлено на поступок, а не личность. В наказании ни в коем случае не должно быть заложено эмоциональное отвержение. 11) Родителям! Внушайте ребенку, что в некоторых случаях ему будет необходимо говорить «нет». Большинство родителей учат детей быть вежливыми и послушными и во всем соглашаться с окружающими. Но каждый ребенок нуждается в родительском разрешении сопротивляться оказываемому на него давлению. И если кто-нибудь начнет склонять ребенка к курению, употреблению алкоголя, пробованию наркотиков, совершению суицида или правонарушения, он вправе проявить твердость и ответить решительным отказом, несмотря на то, что это станет противоречить желаниям остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения обучающихся

профилактика суицидального поведения обучающихся...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...

"Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи"

Данная статья посвящена вопросам профилактики деструктивного поведения. Раскрывается актуальность темы и рассмотрены формы профилактической работы деструктивного поведения молодежи, на примере клуба "...

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)

Информация по профилактике девиантного поведения обучающихся ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)...

Интеллектуальное занятие деструктивное поведение среди несовершеннолетних

Основной развивающей задачей мероприятия является формирование умения применять правовые знания на практике в повседневной жизни.    Воспитательная задача – понимание взаимосвязи ...

Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков

Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...