" ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Г. В. СВИРИДОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья по теме

В данной статье анализируется объем материала, который применяется на уроках музыки с целью повышения устойчивого интереса к творчеству нашего земляка Г. В. Свиридова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о Г.В.Свиридове33.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Г. В. СВИРИДОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Музыкальная заставка к программе «Время», волшебные звуки вальса к повести А.С. Пушкина «Метель», многочисленные романсы на стихи М. Лермонтова,  Б. Пастернака, А. Блока, Р. Бёрнса…А знает ли современное поколение, что все эти произведения написаны нашим земляком – Георгием Васильевичем Свиридовым?

Проведя опрос среди молодых людей возраста 13-30 лет, мы пришли к плачевному выводу: современное поколение не имеет широкого представления о классической музыке. Поэтому вопрос пропаганды творчества всемирно известных композиторов не только в музыкальных, но и общеобразовательных школах, где поток детей гораздо больше, особенно актуален в наши дни. Я считаю, что люди, по-настоящему любящие свою родину, уважающие её традиции, должны знать  творчество нашего великого  соотечественника.   На сегодняшний день существует лишь незначительное количество радио - и телевизионных  программ, позволяющих познакомиться с творчеством известных музыкантов, одним из которых является  Г.В. Свиридов. К сожалению, отсутствуют передачи, которые бы развивали музыкально-эстетический вкус современного поколения. Раньше люди имели возможность выбора музыкальных направлений,     т. к. классическая музыка звучала везде: на концертах, праздниках и в средствах массовой информации. Произведения, способствующие повышению нравственного уровня, можно было услышать гораздо чаще, чем сейчас. У людей была возможность самостоятельного выбора.

За поколение XXI века выбор уже сделан. Все конкурсы, фестивали, концерты – это популярная эстрадная музыка, не всегда хорошего качества. Поэтому, если вы хотите послушать любимую музыку таких прекрасных мастеров музыкального искусства, как И. Баха, Л. Бетховена или В. Моцарта, нужно будет потратить много времени, чтобы найти телевизионный или радио - канал, где транслируется музыка этих великих композиторов.  

Еще одной причиной  отсутствия глубоких  музыкальных знаний у учащихся  общеобразовательных школ является некачественное и недобросовестное преподавание уроков музыки.  Учителю следует дать детям возможность окунуться в мир творчества, постараться сформировать  у учащихся потребность и желание больше узнать о понравившемся музыкальном произведении,  о жизни полюбившихся композиторов и о музыкальном искусстве в целом.  

Ребята должны знать имена известных людей своей малой родины. Задача учителей музыки – представить творчество Свиридова так, чтобы они влюбились в его сочинения, гордились им,  имели потребность в его произведениях, расширяли знания о музыкальной деятельности композитора.  

Этой цели служат различные мероприятия, активно проводимые в Курске. Большинство из них проходят в декабре и приурочены ко дню рождения Г. Свиридова. Так, каждые три года в нашем городе проходит Международный конкурс камерного пения имени Георгия Свиридова.  На базе ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова ежегодно организуется  Детская хоровая ассамблея, куда съезжаются музыкальные коллективы из разных городов. Также в Курской государственной филармонии проводится фестиваль музыки Свиридова. Все эти мероприятия - отличная возможность для привития хорошего музыкального вкуса учеников. В дальнейшем все увиденное можно обсуждать и анализировать на уроках музыки.   

Еще стоит сказать о том, что многие учебные заведения названы в честь композитора не только в Курске, но и в других городах. Например, в Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 также было присвоено имя композитора. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В городе Петрозаводске (столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя Георгия Свиридова.   В 2005 году в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова, отражающие цель творчества композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».   В родном городе Георгия Свиридова - Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.         

Для того, чтобы узнать, в каком объеме изучается творчество Г. Свиридова на уроках музыки, я обратилась к программам музыкального образования, по которым работают учителя нашего города. Ведущими программами, соответствующими требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в школе, являются рабочие программы под редакцией Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Проанализировав эти документы, можно сделать выводы, что творчество Свиридова в начальных классах представлено в достаточном объеме (см. таблицу 1) с учетом уровня музыкального развития детей каждого возраста.

Таблица 1

Класс

Тема урока/ четверти/ полугодия

Слушание произведений

Г. Свиридова

1

Музыка вокруг нас

«Осень» из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

Музыка и ты

«Пастораль»  из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

2

Чтобы музыкантом быть, так надобно умение…

«Тройка», «Весна», «Осень»  из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

3

Россия – Родина моя

«Романс»   из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

Чтобы музыкантом быть, так надобно умение…

«Тройка», «Весна», «Осень»  из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

«Снег идет» из «Маленькой кантаты» стихи Б. Пастернака;

«Запевка» стихи И. Северянина;

4

День, полный событий

«Пастораль» »  из музыкальных иллюстраций  к повести А. Пушкина «Метель»;

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни»

 В старших классах наблюдается другая тенденция (см. таблицу 2): в седьмом и девятом классах творчество Георгия Васильевича не представлено, т.к. творческое планирование художественного материала в рамках уроков этих классов не предусматривает изучения музыкальной деятельности  композитора.

Таблица 2

Класс

Тема урока /четверти/полугодия

Слушание произведений

Г. Свиридова

5

Музыка и литература

«Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент);

«Снег идет» из «Маленькой кантаты» стихи Б. Пастернака;

«Запевка» стихи И. Северянина;

Музыка и изобразительное искусство

«Любовь святая»  из музыки к драме А.Н. Толстого «Царь Федор Иоанович»

6

Мир образов камерной и симфонической музыки

Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель» (фрагменты);

7

-

-

8

Искусство открывает новые грани мира

Музыкальный фольклор, духовные песнопения, хоровая и органная музыка. Образы природы и быта.

Искусство как универсальный способ общения

Произведения разных жанров и стилей

Красота в искусстве и жизни

Произведения разных жанров и стилей

Прекрасное побуждает доброе

Произведения вокальной и инструментальной музыки

9

-

-

 У учителя есть возможность интерпретировать ту или иную художественно-педагогическую идею в соответствии с особенностями и уровнем музыкального развития учащихся. Это будет способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. Поэтому я предлагаю расширить спектр изучаемых произведений Свиридова на уроках. Так, разбирая тему «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»  в седьмом классе,  можно послушать, например,  «Маленький триптих» для симфонического оркестра и сюиту из музыки к кинофильму «Время вперед!», а в девятом классе учащиеся вполне справились бы с исполнением «Песни о Москве» на слова А. Барто.

Программа Е. Критской и Д. Сергеевой предполагает  внеклассную  разработку учащимися старших классов исследовательского проекта. Учителю стоит обратить свое внимание на такой вид деятельности, чтобы дети занимались самообразованием. В шестых, седьмых классах за основу можно взять темы, предлагаемые самими авторами: «Образы Родины», «Образы родного края в музыкальном искусстве», «Образы Защитников Отечества в музыке» и т.д. в шестом классе; и  «Жизнь дает для песни образы и звуки», «Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах» и др. в седьмом классе.

Как известно, все предметы неразрывно связаны друг с другом, и, более того, не могут существовать в «одиночестве», необходима интеграция предметов музыкально-эстетического цикла.  В своем творчестве Свиридов огромную роль отводит поэтическому слову. Он обращается, как правило, к вершинам мировой поэзии – более всего русской и советской. Среди его соавторов: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин, А. Блок, А. Исаакян, Р. Бёрнс, В. Шекспир.  Знакомясь с фрагментами музыкальных произведений,  школьники встречаются с великими образцами взаимодействия  двух искусств. На уроках литературы при изучении творчества А.С. Пушкина можно использовать такие произведения Свиридова, как: «К няне», «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры» и др. Прием применения музыкального фона во время художественного чтения поможет создать творческую атмосферу учебного процесса и больше проникнуться содержанием текста.

Помимо слушания сочинений Свиридова на уроках литературы я считаю обязательным добавление музыкального материала при разборе темы: "Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века" (6 класс) на уроке краеведения, где можно послушать, например, хоровой цикл «Курские песни», который связан с родным краем самым непосредственным образом. Интерес у школьников вызовет и просмотр фрагментов документального телефильма о своем земляке «Музыка и душа. Георгий Свиридов: избранные произведения и изречения».

При проведении внеклассной работы можно предложить ребятам сходить на те многочисленные мероприятия, которые проводятся в нашем городе. В рамках изучения творчества композитора можно совершить экскурсию на родину Георгия Свиридова и посетить в дом-музей нашего земляка, около которого 8 октября  2015 года состоялось открытие бюста композитора.

Подводя итоги, отмечу, что учитель музыки на уроках и во внеурочной деятельности может не только высоко поднять уровень музыкального развития учащихся, но и развить навыки полихудожественного творчества детей, формируя эстетически образованную личность.

Список литературы:

  1. «Музыка. Рабочие программы. 1 - 4 классы. ФГОС» предметной линии учебников Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 2012
  2.  «Музыка. Рабочие программы. 5 - 9 классы. ФГОС» предметной линии учебников Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 2012
  3. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/03/04/obrazy-simfonicheskoy-muzyki
  4. http://rgaso.ru/spisok-osnovnyh-proizvedenij-g-v-sviridova/
  5. http://kladraz.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-poljakova/konspekt-uroka-po-kraevedeniyu-na-temu-georgii-vasilevich-sviridov-velikii-ruskii-kompozitor-xx-veka.html
  6. http://www.moluch.ru/th/2/archive/8/204/
  7. http://intoclassics.net/news/2010-08-31-18278

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой ...

Применение метода эмоционально-эстетического анализа в учебно-исполнительской деятельности младших школьни-ков на уроках музыки в общеобразовательной школе и на занятиях по фортепиано в ДМШ

Гуманистическая направленность современного образования ориентирует педагогов-практиков на гармоничное развитие личности их воспитанников. В этих условиях особое значение приобретает художественно-эст...

доклад "Интеграция уроков музыки и ИКБ (история культуры Башкортостана) в условиях современной школы"

В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для увеличения интереса ...

Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах, как урока настольного тенниса

Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.При игре в настольн...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков музыки для 1,2,3,4 классов...

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...