Сопровождение группового взаимодействия обучающихся
статья на тему

Скоблякова Анна Станиславовна

Человек начинает мыслить тогда, когда перед ним встают вопросы. Но не любые вопросы заставляют нас задуматься. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Именно такими, не имеющими готового и стандартного решения, являются задания олимпиады «Психология без границ». В данном материале описана групповая работа команды над заданиями по психологии, достигнутые результата, отработанные навыки и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение работы команды «ЛУЧ» над групповым туром олимпиады «Психология без границ»

Человек начинает мыслить тогда, когда перед ним встают вопросы. Но не любые вопросы заставляют нас задуматься. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Именно такими, не имеющими готового и стандартного решения, являются задания олимпиады «Психология без границ».

Команда «Луч» была сформирована по желанию участников. Они сами выбрали тех, с кем хотели бы работать, объединение произошло по взаимному выбору. Мной был назначен лидер (командир) команды, это позволило облегчить контроль групповой работы.

Оценив возможности, умения и навыки каждого участника, рассмотрев варианты взаимодействия, были распределены обязанности по выполнению заданий олимпиады.

Первым шагом групповой работы является самоопределение обучающихся. Каждый участник должен обрести определенную позицию по отношению к своей работе в группе, а также определить свое место в ней. Этот процесс ориентирует каждого на достижение определенных результатов. Первоначально участники столкнулись с трудностями, для них оказалось сложным определить свое место в совместной деятельности. Обучающимся потребовалась помощь, после отработки навыков группового взаимодействия были  достигнуты желаемые результаты.

В начале групповой работы команда ознакомилась с заданиями олимпиады. Первоначально у участников группового тура задания вызвали удивление, недоумение и даже противоречия, но это явилось пусковым рычагом  мыслительного процесса участников команды.

Перед командой стояла задача за определенный временной отрезок выполнить задания олимпиады и оформить результаты в виде презентации. Данная работа потребовала от участников строго контролировать время, отведенное на выполнение каждого задания и закончить работу к установленному времени с подведением итога совместной деятельности.

Одним из  этапов - стала выработка правил работы группы:

  • обращаться к друг другу по имени;
  • говорить спокойным тоном;
  • соблюдать очередность;
  • не критиковать мнение другого;
  • не унижать;
  • не конфликтовать.

Более подробно изучив задания олимпиады,  участники команды определили основные этапы выполнения работы:

- постановка цели и задач;

- анализ ситуаций;

- планирование выполнения заданий, обсуждение вслух;

- развитие идей;

- суммирование идей, их фиксирование;

- обсуждение, уточнение.

Были  рассмотрены предложения о способе работы группы. Участники договорились в случае рассмотрения вопросов, требующих развернутого ответа, начинать обсуждение, а командир (лидер) в этот момент следит за тем, чтобы группа не уходила от обсуждения поставленного вопроса, и соблюдалась процедура обсуждения. В случае нарушения процедуры обсуждения или кругового обсуждения вопроса группа должна на время прекратить обсуждение и молча обдумать поставленную задачу.

По мере выполнения работы школьницы исследовали ситуации и условия заданий, которые были поставлены перед группой. Участники группового тура нашли и выстроили способ решения поставленных задач.

Целью выполняемой работы стало не столько решать и решать, а  найти или выработать способ решения. Процесс мышления над выполняемыми заданиями смог сделать групповое взаимодействие продуктивным. Девочки обменивались между собой мнениями, искали компромисс, размышляли.

В процессе работы участники группы научились понимать высказывания друг друга, преодолевали тупиковые ситуации. Способы работы используемые в группе обеспечивали процесс рефлексии.

Наблюдая за групповой работой участников олимпиада, мной был сделан вывод, что у них наилучшим образом сформированы такие коммуникативные навыки как:

- умение привлечь внимание собеседника;

- эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику;

- оценивать результаты совместного общения, оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие или несогласие;

- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаются;

- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением в процессе общения;

- применять свои индивидуальные умения и навыки при решении совместных задач;

- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.

Наряду с хорошо сформированными коммуникативными умениями выявлены те, которые сформированы не достаточно. Участники олимпиады  не всегда могли грамотно начать, поддержать и завершить общение, возникали трудности в согласовании своих действий с потребностями товарищей по общению, а так же оценки эмоциональных поведений друг друга.

В ходе подготовки к групповому туру участники были обучены навыкам выражения одобрения, поддержки, поощрения товарищей по  общению. У лидера группы на первых этапах работы возникли трудности с умением направлять работу группы, но в ходе совместной работы и полученных навыков она успешно справилась со своей задачей.

В каждой предположенной версии по рассматриваемому  вопросу участники рассматривали несколько точек зрения, в результате этого  работали все, а не кто-то один. В ситуации отсутствия нескольких точек зрения, командир сам высказывал противоположную точку зрения, тем самым провоцируя возражение со стороны участников групповой работы и необходимость аргументировать и отстаивать выдвинутую версию.

Обучающиеся научились отделять выбранную ими позицию от себя и критически анализировать ее. При анализе способа работы участники были ознакомлены с тем, что путь, который каждый избирает, естественно заслуживает уважения, но развитии группового взаимодействия требует внимательного рассмотрения других способов работы. В процессе группового взаимодействия участники научились не бояться делиться своими идеями и высказывать свое мнение, даже не верное.

При выполнении практической части первого задание олимпиады у участников возникли трудности. Это было связано с местом проживания. В нашей местности (деревне) мало общественного транспорта (маршрутного такси), его движение осуществляется  по одному маршруту, поэтому длительное наблюдение за пассажирами  было не возможно.

Выполняя третье задание олимпиады, участники смогли достичь эффекта синергии, они умножили вклады каждого и достигли положительного результата, не смотря на трудности, возникшие на начальном этапе. Изначально девочки считали, что это задание они не смогут выполнить, даже после тщательного изучения необходимой литературы.

Для достижения положительного результата важно в ходе совместной деятельности проверять насколько выбранные способы работы соответствуют поставленной задаче, достаточны ли эти способы  для достижения желаемого результата, каким способом можно достичь результата, какие знания и умения применить. Ежедневно участники олимпиады проводили рефлексию своей деятельности, анализировали, что было сделано и как удалось этого достичь. При необходимости возвращались к уточнению цели, задачи и способам работы.

Проведя итоговую рефлексию выполненной работы, участники отметили, что первое задание оказалось самым сложным для выполнения. В ходе совместной деятельности удалось достичь желаемого результата. Задания олимпиады выполнены. В последний день  работы девочки высказали свое сомнение в правильности и точности выполнения некоторых заданий, но в целом они остались довольны своей работой. Неделя работы над заданиями олимпиады по психологии стала самой интересной за последний месяц школьной жизни. В совместной деятельности были отработаны навыки анализа и структурирования материала, выделение ключевых понятий с целью конкретизации интересующей темы. В работе над презентацией членами команды были использованы знания, полученные на уроках информатики.

Организация и проведения группового тура олимпиады «Психология без границ» способствовала раскрытию творческого потенциала каждого участника. Лидер команды успешно справилась со своими обязанностями, мой выбор оказался верным.  Навыки и умения коммуникации и взаимодействия, полученные в ходе групповой работы, участников команды я смогу использовать в дальнейшей работе с обучающимися школы. Девочки смогут успешно применить навыки коммуникации в работе школьной службы медиации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой ...

МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой раб...

Программа развития группового взаимодействия для студентов

Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения....

«Психологическое сопровождение проектной деятельности обучающихся»

С данной статье раскрыты основные направления психологического сопровождения проектной деятельности обучающихся. В работе приведен алгоритм работы над проектом, показан пример работы педагога-психолог...

Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения) В последнее время в школьной практи...

Тактика групповых взаимодействий в футболе.

Игра в футбол стала более плотной, жетской.игрокипо уровню мастерства не уступают друг другу, борьба за обладанием мяча для достижения цели- забить мяч в воротапротивника становится более трудной. На ...