Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)
статья

Шувалов Алексей Евгеньевич

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

 

В последнее время в школьной практике произошли большие изменения. Программа по про-му обучению предусматривает:

  1. формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;
  2. подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению;
  3. формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Добиться выполнения поставленных программой задач невозможно без использования на уроках различных организационных форм. Сегодня появилось достаточно большое количество педагогических технологий.

Цель данной работы: раскрыть важность вопроса индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии, рассмотреть особенности, условия и способы реализации данной темы.

Практика преподавания и анализ методической литературы, участие в работе школы над проблемой “Индивидуальная работа с учащимися как средство реализации личностно-ориентированного подхода” подвигли меня к написанию данного реферата.

Работа над этой проблемой невозможна без учета индивидуальных способностей учащихся, без организации различных форм работы на уроке.

Поэтому тема “Организация индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии” стала темой самообразования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шувалов А.Е. мастер п\о

СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий» «Краснодеревец»

Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

В последнее время в школьной практике произошли большие изменения. Программа по про-му обучению предусматривает:

  1. формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;
  2. подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению;
  3. формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Добиться выполнения поставленных программой задач невозможно без использования на уроках различных организационных форм. Сегодня появилось достаточно большое количество педагогических технологий.

Цель данной работы: раскрыть важность вопроса индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии, рассмотреть особенности, условия и способы реализации данной темы.

Практика преподавания и анализ методической литературы, участие в работе школы над проблемой “Индивидуальная работа с учащимися как средство реализации личностно-ориентированного подхода” подвигли меня к написанию данного реферата.

Работа над этой проблемой невозможна без учета индивидуальных способностей учащихся, без организации различных форм работы на уроке.

Поэтому тема “Организация индивидуальной, групповой и коллективной формы работы на уроках технологии” стала темой самообразования.

Учет психологических особенностей учащихся в выборе различных организационных форм на уроках производственного обучения

Образовательный процесс в обучении предмета строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на принципах общедоступности, свободного развития личности. Поэтому необходимо так строить процесс общения, чтобы он был для учащегося увлекательным и творческим.Методическое обеспечение по формированию интереса к изучаемому предмету, думается, невозможно без знания некоторых особенностей психологии общения на уроке. Следовательно, учителю требуется знать возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, интересы. При подготовке к уроку необходимо учитывать эти особенности

Индивидуальный подход - как метод обученияИндивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики, частью педагогического процесса. Разработке теоретических вопросов индивидуального подхода к детям и внедрение его в практику уделяли внимание многие ученые.

В работах советских ученых выделяются два направления индивидуального подхода к учащимся:

1. Предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся, воспитание устойчивого интереса к учению;

2. Формирование индивидуально своеобразных способностей, удовлетворение разносторонних познавательных запросов школьников.

Каждый учитель по своему предмету должен учитывать:

  1. Индивидуальные особенности учащихся.
  2. Хорошо знать склонности и интересы каждого.
  3. Применять различные методы обучения в зависимости от их подготовки, способностей, темперамента.

Индивидуальную работу в классе надо организовать так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые проявляли большое желание и стремление к предмету, не отставали. Такая работа должна создавать условия для развития всех учащихся, а не только способных.

Эту форму работы применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам значительно отличаются от остальных. Конечно, при этой форме работы нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время занятия. Такие уроки требуют очень много времени на подготовку.В настоящее время в средней школе усиливается дифференциация трудового обучения. “В дидактике обучения принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся”2, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень обученности, обучаемости, познавательного интереса, способности

В практике индивидуального обучения распространены различные способы дифференцированной самостоятельной работы учащихся. По характеру познавательной деятельности выделены задания различного уровня сложности.

В последние годы стал популярным метод проектов. Это самостоятельная творческая, завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Индивидуальную форму организации работы учащихся мы применяем сравнительно редко. Хотя она позволяет в наибольшей мере учитывать уровень подготовки, создает условия для успеха и удовлетворения от результатов своего труда, помогает осваивать учебную программу без психологического травмирования. Недостатком такой формы работы является то, что учащиеся не имеют возможности сотрудничать со своими товарищами.

Форма организации учебного процесса при групповой форме работы.

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы может меняться, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающей получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы и т.д.

Эта форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при решении конструктивно-технических задач…

Достоинства этой организационной формы очевидны. Она создает у школьников общее представление об организации труда, работающих в коллективе, на производстве. Группа может решать серьезные задачи, работая над сложными объектами труда, что повышает интерес учащихся к делу. И наконец, это единственный вариант организации обучения в тех случаях, когда недостает оборудования,

.

Организационная структура коллективного способа обучения.

Под коллективной формой организации учебных занятий мы понимаем занятия, в основе которых имеет место учебная творческая работа всего коллектива.

“организационная структура коллективного способа обучения представляет собой совокупность всех организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной…”.1 По составу организационной формы обучения коллективный способ отличается от группового только тем, что первый включает коллективные учебные занятия, а второй – нет. Имеется и второе существенное различие:

  1. при групповом способе обучения – групповая форма организации учебной работы является доминирующей – системообразующим компонентом;
  2. при коллективном способе системообразующим компонентом становятся коллективные занятия.

Коллективная форма работы возможна тогда, когда соблюдаются следующие условия организации:

- есть общность цели; потребность в коллективной работе;

- присутствует разделение труда, основанного на уважительных взаимоотношениях всех участников процесса;

- деятельность учащихся на уроке обеспечивается многообразными видами учебного познания (от репродуктивного способа обучения к продуктивному, от него - к креативному)

- сначала учитель предлагает свои вопросы или задания, а затем функция частично переходит к школьникам.

В коллективной творческой деятельности наиболее полно происходит раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика.

Мною используются коллективная форма работы при изучении ряда тем, связанных с освоением художественной обработки материалов (например, лоскутного шитья, вышивки), а также при выполнении учащимися проектов. В коллективной учебно-творческой деятельности на уроках учащиеся сообща проходят весь путь от рождения замысла до воплощения его в реальный материальный продукт – художественной изделие. В процессе коллективной работы эффективно формируется творческий интерес к делу, развивается способность, как воспринимать красоту, так и творить ее самому. У учащихся формируется умение уважать чужую инициативу, выслушивать разные мнения и отстаивать свое.

По существующей на сегодняшний день наиболее признанной классификации коллективных форм выделяют три основные формы совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в ее начале (этап планирования, обдумывание идеи, замысла) и на заключительном этапе (суммирование результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные с учетом общего замысла фрагменты.

В совместно – индивидуальной деятельности, возможно, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить его работу. В ней формируется умение проявлять индивидуальность в рамках единого замысла, умение анализировать и сопоставлять различные, но схожие варианты, умение самооценки, как индивидуального участия, так и общего руководства.

Для этой формы коллективного творчества удобно использовать ленточный орнамент. В конце работы каждый вариант орнаментальной композиции подвергается коллективному анализу и оценке. Оптимальное число участников при такой форме деятельности 3-5 человек.

Практика показывает, что возможна интеграция всех форм коллективной творческой деятельности при выполнении масштабной работы, в которой задействовано большое количество учащихся (например, параллель классов).    

Литература

  1. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении; М., Просвещение, 1991 г.
  2. Инге Унт, Индивидуализация и дифферентация, М., Просвещение, 1990 г.
  3. Кругликов Г. И., Формы организации по технологии. Ж/л «Школа и производство», №2 1999 г.
  4. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке, М., Просвещение, 1986 г.
  5. Монахов В. М. Групповая работа на уроке, М.. Просвещение, 1986 г.
  6. Нойер Г. Педагогика, М.. Просвещение, 1984 г.
  7. Пайков А. В. Индивидуальный подход в обучении технологии. Ж/л «Школа и производство» №3. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, чт...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

Индивидуальная работа мастера производственного обучения по профессии 13249 «Кухонный рабочий» на 2021-2022 год.

Индивидуальная  работа мастера направлена на развитие познавательного интереса в процессе обучения и дальнейшего трудоустройства. Среда лаборатории «Организации складского хозяйства»,...

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения...