«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»
статья на тему

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что современной России нужна конкурентоспособная образовательная система, обеспечивающая приведение полученных выпускниками компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей.  Работодатели, помимо профессиональной квалификации выпускника, считают важными личностными качествами и компетенциями будущего работника активность, целеустремленность, ответственность, желание развиваться, инициативность, работоспособность, трудолюбие, клиенториентированность, обучаемость, лояльность и т.п.

Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками, так как инновационная педагогика ориентирована в будущее: её «конечный продукт»  – творческая личность. Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях:  макроуровне, мезоуровне и микроуровне [2].

Разработка и использование инновационных педагогических технологий требуют большой психологической перестройки педагога. По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой в состав ключевых квалификаций педагога, нацеленного на инновационное обучение, должны входить действенный педагогический гуманизм, поливалентная профессионально-технологическая компетентность, социально-коммуникативная компетентность, готовность и потребность в инновационной деятельности, социально-психологическая толерантность, педагогическая рефлексия, социальная ответственность [1].

Таким образом, на основании выше сказанного инновационный метод можно рассматривать в виде различных форм: инновационных игр, игровых программ, предписывающих способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем, использования методов моделирования, модульного обучения, ролевых игр, метода конкретной ситуации, метода «мозговой атаки», деловых игр и многих других.

Рассмотрим применение инновационных технологий на примере подготовки модельера-художника, обучающегося по специальности среднего специального образования 43.02.02 Парикмахерское искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_filatova_gbou_spo_mtk.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 «Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что современной России нужна конкурентоспособная образовательная система, обеспечивающая приведение полученных выпускниками компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей.  Работодатели, помимо профессиональной квалификации выпускника, считают важными личностными качествами и компетенциями будущего работника активность, целеустремленность, ответственность, желание развиваться, инициативность, работоспособность, трудолюбие, клиенториентированность, обучаемость, лояльность и т.п.

Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками, так как инновационная педагогика ориентирована в будущее: её «конечный продукт»  – творческая личность. Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях:  макроуровне, мезоуровне и микроуровне [2].

Разработка и использование инновационных педагогических технологий требуют большой психологической перестройки педагога. По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой в состав ключевых квалификаций педагога, нацеленного на инновационное обучение, должны входить действенный педагогический гуманизм, поливалентная профессионально-технологическая компетентность, социально-коммуникативная компетентность, готовность и потребность в инновационной деятельности, социально-психологическая толерантность, педагогическая рефлексия, социальная ответственность [1].

Таким образом, на основании выше сказанного инновационный метод можно рассматривать в виде различных форм: инновационных игр, игровых программ, предписывающих способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем, использования методов моделирования, модульного обучения, ролевых игр, метода конкретной ситуации, метода «мозговой атаки», деловых игр и многих других.

Рассмотрим применение инновационных технологий на примере подготовки модельера-художника, обучающегося по специальности среднего специального образования 43.02.02 Парикмахерское искусство.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту профессиональный модуль 04 «Постановка и решение технологических и художественных задач» направлен на формирование следующей профессиональной компетенции: ПК 4.1 Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.

Кроме того, необходимо отметить, что ФГОС нового поколения направлен на формирование не только профессиональных, но и некоторых общих компетенций, например:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку о коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами [3].

Наиболее полно предъявляемым требованиям соответствует учебное занятие в форме деловой игры. Занятие учебной практики в указанной форме проходит следующим образом.

После приветствия и проведения оргмомента педагог проводит мотивацию с описанием конкретной ситуации и постановкой проблемы: «Специальность «Парикмахерское искусство» является одной из востребованных на рынке труда. Выпускницы нашего колледжа, модельеры-художники парикмахерского искусства, планируют открыть в городе 4 салона - парикмахерских. Чтобы салонам сопутствовали удача, успех  и благополучие, они хотят назвать свои салоны по науке фен-шуй четырьмя стихиями: «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух». Для открытия салонов необходимо создать наружную рекламу с изображением образов четырех стихий. Предприниматели обратились к нам с просьбой: создать художественные образы каждой из стихий с последующим проведением фото-сессии. Для создания завершенного художественного образа «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух» необходимо, чтобы прическа, макияж и одежда гармонично сочетались между собой.

Педагог объявляет тему занятия «Создание художественного образа с использованием различных технологических процессов выполнения прически» и ставит цель учебного занятия перед студентами. После чего студенты делятся на микрогруппы, каждая из которых выполнит на модели прическу для создания образа. Название образа определяется жеребьевкой, а выполненные задания будут оцениваться по следующим критериям:

  • соблюдение норм времени;
  • качество выполненной прически;        
  • подбор элементов отражающих инд. характер формы прически;
  • наличие элемента новизны и творчества;
  • соответствие модели прически образу.

Прежде чем студенты приступят к выполнению практической работы, проходит проверка уровня их теоретических знаний, которая начинается с повторения терминологии и выбора элементов прически, из которых впоследствии может быть выполнена прическа.

Далее по одному представителю из каждой микрогруппы выполняют один из элементов прически (жгут, волна, структурная коса) на учебной манекен-голове с последующими комментариями. На данном этапе студенты обобщают знания по технологии выполнения прически, называют средства, необходимые для выполнения элементов (инструменты, приспособления, моделирующие и укладочные средства).

Перед выполнением практического задания участники подбирают комплект из инструментов, приспособлений, моделирующих и укладочных средств, которые понадобятся им для выполнения практического задания, обосновывают свой выбор в устной форме, а педагог напоминает студентам правила техники безопасности.

Педагог приглашает по одному представителю из группы на жеребьёвку, чтобы выбрать образ и модель для выполнения прически в соответствии с образом («Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух») и студенты приступают к выполнению практической работы, во время которой, педагог осуществляет целевые обходы с целью оценивания и корректировки практической деятельности обучающихся.

По завершении выполнения практического задания каждая микрогруппа приступает к демонстрации причесок для дальнейшего создания образов «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух». Педагог и работодатели (группа экспертов) в это время оценивают выполненную работу по следующим критериям:

  • соблюдение норм времени;
  • качество выполненной прически;        
  • подбор элементов отражающих инд. характер формы прически;
  • наличие элемента новизны и творчества;
  • соответствие модели прически образу.

Экспертная группа подводит итог теоретической и практической части урока по выполнению прически для создания образа. Объявляются результаты выполнения заданий каждой группы (элементы новизны и творчества, что удалось или, на что следует обратить внимание). Полученные данные заносятся в итоговую таблицу.

Далее выполняется заключительный этап по созданию образов: выполняется макияж и подбирается одежда. После чего происходит демонстрация законченных образов, фотосессия.

После подведения итогов занятия педагог объявляет тему следующего урока.

Таким образом, на занятии учебной практики в игровой форме студенты учатся создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы; организовывать собственную деятельность; анализировать рабочую ситуацию;  нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. У студентов формируются общие и профессиональные компетенции, которые в дальнейшем будут применять в своей профессиональной деятельности при разработке и выполнении художественных образов для подиума, журналов.

Список литературы:

  1. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 245 с.
  2. Инновационные технологии в процессе подготовки компетентного специалиста http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/12_2010/06.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство»  07.05.2014 год, №466.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)

Моделирование индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся  в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения) В последнее время в школьной практи...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...

кейс- технологии в работе мастера производственного обучения

рассуждения на тему "Использование кейс- технологий в учебном процессе как соввременной формы обучения"...