Особенности воспитательной работы с юными спортсменами
методическая разработка на тему

Блинова Ирина Игоревна

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности  юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности  юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов  играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Патриотическое воспитание

Целью национально-патриотического воспитания является содействие воспитанию у молодого поколения чувства патриотизма, формированию личности на принципах духовности, нравственности, толерантности, обеспечения создания условий для интеллектуального, культурного и физического развития, реализации научно-технического и творческого потенциала молодых граждан, а также содействия эффективной деятельности центров патриотического воспитания молодежи.

Основная идея заключается в мотивации общественной активности молодого поколения. Это станет залогом неравнодушия как сегодняшнего, так и будущих поколений граждан. Лучшей мотивацией к общественному труду является чувство гордости за свою страну, сопереживание за прошлое, сопричастность к созиданию ее настоящее и будущее. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи является главным приоритетом молодежной политики, сформировать целостную систему, направленную на обеспечение процесса национально-патриотического воспитания. Процесс национально-патриотического воспитания является важной составляющей национальной безопасности. Реализация единой комплексной программы патриотического воспитания молодых граждан обеспечивает основательную мотивацию молодежи к труду на пользу родины.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства любви к родине, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальную, экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, право.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,

Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.

Нравственное воспитание

Развитие демократического общества, возможно, лишь на принципах гуманистической морали, признании человека высшей ценностью. Это требует внимания к моральному и физическому здоровью молодежи, привлечение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, спорту и воспитание соответствующих нравственных качеств. Однако на современном этапе развития нашего государства наблюдается подмена приоритетов: нивелирование моральных ценностей на пользу материальному обогащению и стремлению добиться успеха и признания в обществе любой ценой. Также усилились проявления пессимизма, крайнего эгоцентризма, снижение уровня нравственной культуры в молодежной среде.

Такая ситуация обусловливает необходимость совершенствования содержания, форм и методов воспитания моральных качеств в юношеском возрасте, актуализирует необходимость перехода от авторитарных к гуманистическим принципам воспитания.

Актуальность этой проблемы обусловливается и тем, что в современном физическом воспитании и спорте преобладает авторитарный подход к развитию личности. При таком подходе педагог формирует у ученика надлежащее поведение, которое регулируется страхом наказания или, наоборот, с ожиданием поощрения. На смену авторитарному подходу должно прийти гуманистическое, основанное на ценностном отношении к ребенку как к главной цели педагогического процесса, уважении ее достоинства как условия личностного становления и способности свободно делать нравственный выбор в пользу добра, ответственности, справедливости и других общечеловеческих добродетелей.

Ведущую идею современной гуманистической морали заключается в отношении к человеку как высшей ценности, как к цели, а не средства, сформулировал немецкий философ И. Кант. В центре его философии - человек, его достоинство и судьба. Он уверял, что все нужно делать для человека, во имя ее. Основой взаимоотношений между людьми, на его взгляд, должен быть фундаментальный моральный принцип – «категорический императив».

Эффективность воспитания нравственных качеств учащихся в спортивно-тренировочной деятельности обусловлена не только стилем и качеством воспитательной деятельности тренера. На наш взгляд, необходимо предоставить внимание потому, что сам тренер является носителем определенных моральных ценностей. Через них он передает ученикам не только профессиональные знания и умения, но и свой жизненный опыт, свои убеждения, взгляды на жизнь, моральные установки и принципы. Воспитание должно происходить на основе личностно ориентированного взаимодействия с учащимися.

Тренеру необходимо действовать в соответствии с принципом сотрудничества, раскрывать, всесторонне изучать и учитывать положительные нравственные потребности и стремления учащихся.

Да, у каждого из парней есть такие стремления и устремления:

• в самореализации и самоактуализации;

• получать удовольствие от занятий любимым делом, которым является спорт;

• ощущать психологический комфорт, находясь в спортивном коллективе;

• осознавать перспективу дальнейшего личностного и профессионального роста.

На фоне поддержки позитивных устремлений и устремлений, тренеру в позитивной и доброжелательной форме необходимо формировать положительные нравственные представления учащихся о необходимости быть ответственным за результаты собственных поступков, уважение к окружающим и себе, построение дружеских и доброжелательных отношений с окружающими, стремление быть справедливым в оценке собственных действий и важных событий, мужественно придерживаться моральных принципов на спортивной площадке и за его пределами.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание направлено на формирование спортивного трудолюбия, стремление достигать высоких результатов, творческой активности и самостоятельности. Основной задачей трудового воспитания детей спортивной секции, как составляющей нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов и способностей к виду спорта, предпочтений, способностей к другим видам деятельности человека, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задач, объединении детей в рабочие подгруппы) и моральная мотивация детского труда. Следует отказаться от авторитарности, жесткой регламентации трудовой деятельности, чаще организовывать работу с небольшими группами детей в атмосфере открытости, доброжелательности, взаимопомощи, творческого поиска.

Трудовое воспитание направлено на формирование творческой трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и труду в условиях рыночных отношений, формирование в учащихся понимания общих основ современного производства, умение включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природных богатств.

Самовоспитание и перевоспитание

Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.

Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.

Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.

Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств ( целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).

При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.


Список литературы

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М., Просвещение, 1980
  2. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2000.- 120 с.
  3. Петров В.К.: Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004
  4. Система подготовки спортивного резерва. Под ред. Никитушкина В.Г., М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юные ученые-товароведы"

Данная  работа  содержит план работы кружка "Юные ученые-товароведы"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...

Особенности воспитательного процесса в семье

Манера поведения, взаимоотношения в семье, выбор друзей – все начинается в детстве. Семья определяет жизненный маршрут ребенка. Каждый родитель в ответе за то, чтобы проблемы, возникшие на пути ребенк...

План работы кружка «Юный геодезист»

План работы кружка «Юный геодезист»...

Особенности воспитательной работы в общежитии техникума

Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.

Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...

Средства и методы восстановления, активный отдых юных спортсменов

Средства спортивной подготовки: vСоревновательные упражнения;  vСпециально-подготовительные упражнения; vОбщеподготовительные упражнения;  vЕстественно-оздоровительные ср...