Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
статья на тему

Жесик Надежда Борисовна

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В своем поручении Минобрнауки России президент говорит о стратегической политике в сфере образования призванной «…подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны». По этой причине профессиональная ориентация молодых людей является одной из основных образовательных задач любого общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Становление молодого специалиста в                              

Федеральном казенном профессиональном

образовательном учреждении

«Кунгурский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В своем поручении Минобрнауки России президент говорит о стратегической политике в сфере образования призванной «…подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны». По этой причине профессиональная ориентация молодых людей является одной из основных образовательных задач любого общеобразовательного учреждения.

    Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации готовит специалистов среднего звена уже 85 лет. На сегодняшний день наше образовательное учреждение выпускает бухгалтеров, специалистов по документационному обеспечению управления и архивистов, архивариусов. Кунгурский техникум-интернат – это специализированное образовательное учреждение, которое дает путевку в жизнь  людям с ограниченными возможностями здоровья. В техникуме-интернате создана доступная среда для всех групп инвалидности. Возрастные ограничения для поступления отсутствуют. Все обучение ведется по индивидуальным программам, кроме обучения студенты проходят комплексную реабилитацию. Одна из основных задач всего коллектива техникума-интерната – адаптация и успешная социализация студентов с ОВЗ в обществе. Большое внимание уделяется работе по формированию профессиональных навыков. Основная цель: разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, социальной активностью, целеустремленностью, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, социальной ответственностью и качествами гражданина-патриота.

Таким образом, приоритетными задачами  профориентационной работы являются:

удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

формировать способности к профессиональной деятельности в современных условиях и потребности в достижениях и самостоятельном принятии решений, и развитие  предприимчивости.

формировать способности студентов к саморазвитию профессиональных качеств, стремления к поиску нового и способности находить нестандартные решения жизненных проблем,

изучать  личностные качества студентов в целях профориентации;

 формировать устойчивые профессиональные интересы, намерения. Профориентационная работа в техникуме-интернате ведется в нескольких аспектах:

- педагогический (предметные недели, научно-практические конференции, олимпиады, составление и защита бизнес-планов, деловые игры, праздники выбранной профессии, встречи со специалистами и выпускниками). Учебные занятия проводятся с учетом физических особенностей студентов, учитывая их интересы. Формы проведения учебных занятий разнообразны: лекция-дискуссия, лекция-консультация, семинар, круглый стол, диспут, деловые и ролевые  игры, мозговой штурм. Ведущие преподаватели в техникуме-интернате имеют профильное образование, что позволяет более качественно подготовить будущих специалистов;

- социальный (учебная и производственная практика). Производственная практика проходит в организациях и на предприятиях по профилю специальности. По ряду объективных причин, а именно, по отсутствию доступной среды в здания, некоторые выпускники не имеют возможности трудоустройства. Получив базовые профессиональные знания в техникуме-интернате, они открывают свое дело или занимаются частной практикой, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

- медицинский (комплексная реабилитация). Наряду с обучением, каждый студент два раза в год обязательно проходит комплексную реабилитацию, которая включает  в себя медицинское, психологическое сопровождение. Комплексная реабилитация проводится в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, которые составляются специалистами техникума-интерната при поступлении и корректируются ежегодно.

- психологический.

Работа психолога начинается прежде всего с абитуриентами.

Диагностика профессиональных намерений и предпочтений абитуриентов; выявление наклонностей, способностей и возможностей абитуриентов с ОВЗ для выбора специальности и соответствующих методов обучения в техникуме.

Составление индивидуальной карты сопровождения. Предпрофессиональная социально-психологическая адаптация: психологическая поддержка и помощь, развитие социально-коммуникативных навыков. Вовлечение первокурсников в групповые мероприятия с целью создания коммуникативных связей и развития готовности к активному обучению.

Психологический аспект профориентационной работы – состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности. В рамках программы психологического сопровождения «Тропинка к собственному Я» проводится диагностика личностных и профессиональных качеств студента с последующей просветительской и коррекционной работой.

Студенты в обязательном порядке проходят диагностический минимум  по наличию определенных качеств личности.  

Используемый диагностический инструментарий в рамках данного направления работы состоит из методик определения личности:

  • Тест М. Люшера. Тест на определение эмоционального состояния;
  • Методика «Лесенка» - позволяет определить актуальный уровень самооценки;
  • Тест IQ (Г. Айзенк, Д. Векслер) – определение интеллектуального уровня развития;
  • Диагностика тревожности ( методика Спилберга, Филлипса);
  • Методика « Социометрия»;
  • Диагностика мотивации М. Р. Гинзбурга;Лусканова;
  • Методика изучения самооценки (Т.В Дембо ;С.Я Рубинштейн).
  • Межличностных отношений (Методика Рене Жиля);
  • Исследование агрессии по методике Б.Дарки.

По результатам диагностических исследований составляется психологического портрета. Далее идет индивидуальная (консультации с психологом) и групповая работа по развитию необходимых профессиональных качеств.

При изучении дисциплин «Деловая культура», «Профессиональная этика», «Деловая культура и психология делового общения»

включены темы:

1) Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности (необходимые профессиональные качества) и будущей самостоятельной жизни.

Кроме, выше изложенного, формируются и развиваются личностные качества, которые  можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к определенному виду деятельности. Это психические процессы:  восприятие, память, воображение, мышление  и  психические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия.

 Ко второй – психологические качества, характеризующие работника как личность: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.  

К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обояния:  коммуникабельность, эмпатичность,  красноречие и другие.

Студенты в обязательном порядке проходят диагностический минимум  по наличию определенных качеств личности.  

2) Психологические основы делового общения.                                              

На учебных занятиях (лекции, семинары, диспуты, дискуссии) определяются универсальные и этические правила делового общения, отрабатываются психологические аспекты делового общения, знакомство с языком невербального общения.

3) Этические нормы взаимоотношений. Имидж делового человека.

Поведенческий, речевой этикет. Внешний вид делового человека.

4) Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования.

Документы при поступлении на работу. Рекомендации, характеристики при поступлении на работу. Составление резюме, оформление визиток.

5) Культура общения в профессиональной среде: публичное выступление; требования к содержанию делового телефонного разговора.

Основная форма обрабатывания практических навыков – практикумы, например, «Публичное выступление: требование, содержание»,  «Правила оформления резюме» (структура, правила оформления документа, психологические нюансы составления документа), « Как успешно пройти собеседование», Корпоративная этика», «Деловые встречи и переговоры. Этикет переговоров».

Студенты приобретают психологические знания, формируют коммуникативные компетенции и навыки вербального и невербального взаимодействия, изучают основы эстетической и этической культур, делового имиджа, речевой этикет и основные требования к речи, публичного выступления, требования к ведению делового диалога по телефону. Формы реализации: тренинги, практикумы, уроки психологической разгрузки, мастер-классы, ролевые игры, диспуты: «Мой социальные роли», «Учимся эффективно планировать время»,    « Сам себе психолог: как доводить начатое дело до конца», «Ключ понимания: учимся владеть своими эмоциями», «Составление сценария жизни», «Колючка», « Правила служебного этикета», «Корпоративная культура: за и против», «Повышаем жизненный тонус», «Конфликт и пути его разрешения», «Быть собой», «Техника активного слушания», «Хочу  по жизни шагать уверенно», «Организация примет на работу», «Как успешно пройти собеседование».

Подготовка к самостоятельной жизни людей с ОВЗ через внеурочную

 деятельность: профессиональные курсы, предметные кружки и кружки по интересам. В техникуме активно работают два профессиональных кружка «Профессии бухгалтер», «Экономика, бизнес и я»

Цель  кружка «Профессия - бухгалтер»: расширения кругозора по содержанию дисциплин «Основ бухгалтерского учета», приобретения профессиональных компетенций у студентов по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Цель работы кружка: ««Экономика, бизнес и я»: получение практических навыков по составлению бизнес – плана собственного дела.

     Работа кружков базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Основ бухгалтерского учета», «Экономическая теория», «Основы права», «Экономика организаций (предприятий)» и др.

Занятия кружков позволяют расширить и углубить знания, развить профессиональные умения и навыки, полученные на учебных занятиях, привить любовь к избранной специальности.   Для проведения занятий используется сбор и обработка информации, разбор производственных ситуаций в игровой форме, конкурсные работы, дискуссии по актуальным проблемам бухгалтерского учета.

Регулярно, при прохождении производственной практики, наши студенты ведут активную профориентационную работу, посещая региональные пенсионные фонды, отделения социальной защиты, центры занятости населения, рассказывают о техникуме, о специальностях, которыми могут овладеть люди с ограниченными возможностями здоровья, об условиях проживания. Показывая на своем примере, как здорово учиться в Кунгурском техникуме-интернате.

 Результаты мониторинга трудоустройства выпускников позволяют сделать вывод о том, что наши студенты востребованы как специалисты и ведут активную профессиональную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

«РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных сп...

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Назина К.С., Пантелеева Е.Ю, Сазонова Ж.В., Савельева Ю.А.ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж»...

роль социально- музыкальных проектов в воспитании молодого специалиста учителя музыки

Повышение  профессиональных  знаний и умений  студентов специальности Музыкальное образование путем включения их в социально-музыкальные проекты , разработанные педагогами и учащимися...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...