научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"
статья на тему

Ольга Михайловна Ивченко

научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Ивченко Ольга Михайловна

                                                               руководитель физического воспитания

                                                         ГБПОУ ИО «Тайшетский промышленно –

                                                                 технологический техникум

                                                                 г. Тайшет, Иркутской области

Концепция здоровьесбережения:

от теоретических предпосылок к практической реализации

Социальный заказ для преподавателя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях профессионального обучения.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период 2010 - 2015г. одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, организация мониторинга здоровья.

Перед преподавателем физкультуры стоит проблема поиска системы методических подходов в подборе и использовании комплексов упражнений для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках и в спортивно – массовых мероприятиях.

В статье ставится задача подбора комплекса упражнений и рассмотрения  эффективности его использования в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры.

Целью статьи является анализ результатов педагогического эксперимента по сохранению и укреплению здоровья на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, проводимого  с обучающимися профессионального образования в течении 3 лет через подбор и внедрение комплексов общеразвивающих  упражнений, спортивных и подвижных игр, а так же спортивно – массовых мероприятий.

Полученные  результаты  исследования показали, что в течение проводимого эксперимента достигнуты положительные сдвиги  в укреплении и сохранении здоровья обучающихся. Следовательно проводимый эксперимент реализован  правильно, что привело к повышению работоспособности и уменьшению отсутствия обучающихся на уроках по болезни.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, критерии физического воспитания,  мониторинг и компоненты здоровья, позитивные тенденции.

Мы, материалисты, —

люди светлой жизнерадостности,

мы — люди здоровья,

 и поэтому мы признаем

гигантское значение физкультуры.

 Луначарский А. В.

Анализируя письмо Министерства образования России от 26 августа 2002 года  №13-51-104/13 за подписью Заместителя министра Е.Е.Чепурных, делаешь вывод, что «обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; организация рационального питания учащихся система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни».

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху.

Физическое развитие и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста — значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.

Критериями успешной организации физического воспитания, а значит и сохранения и укрепления здоровья обучающихся является обобщение и использования  теоретического и практического опыта преподавателей на уроках физкультуры  и во внеурочной деятельности.

Низкий уровень здоровья значительно влияет на  качество обучения обучающихся, ведь  в современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных  и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной,  временной и динамической точности движений и т.п. Все эти качества в теории и методики физического воспитания связывают с понятием здоровья.

И вследствие этого возникает необходимость поиска комплексов общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках физической культуры через развитие их физических способностей.

 «Физическими качествами принято называть врождённые (унаследованные генетически) морфофункциональные  качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности».  [8, с.74].  Гужаловский А.А. отмечает зависимость работоспособности от уровня физических качеств: «чем выше уровень развития физических качеств, тем выше работоспособность человека» [1, с.8]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения можно с помощью развития физических способностей.

Наиболее полно представить картину здоровья каждого обучающегося можно выделив несколько компонентов здоровья:

- соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека;

- физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма;

- психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта;

- нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.

 Для определения исходного уровня состояния здоровья обучающихся используем медицинские карты и данные мониторинга, проводимого с целью оценки уровня здоровья обучающихся и определения основных приоритетов дальнейшего развития деятельности учреждения в области здоровьесбережения. Задачами мониторинга являются:

- формирование базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье обучающихся, необходимой для прогнозирования дальнейшего развития учреждения и корректировки её здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;

- ведения  сравнительного анализа по годам, что позволяет отследить динамику здоровья обучающихся;

- выявления факторов, влияющих на здоровье обучающихся.

Регулярное исследование физического развития детей и молодежи в образовательных учреждениях проводится на основании Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Для количественных и качественных оценок здоровьесберегающих технологий был проведен педагогический эксперимент в Тайшетском промышленно – технологическом техникуме.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что количество обучающихся, характеризующихся низким уровнем здоровья составляет 16,3% от их общего числа. К группе со средним уровнем здоровья относится 74,4%, к группе здоровых – 9,3%. Анализ медицинских карт показал, что годовая заболеваемость достаточно высока: практически не болеют всего 11,2% всех обучающихся, а 45,7% болеют очень часто.

Главный признак здорового человека – регулярная физическая активность.

На протяжении трех лет в Тайшетском промышленно – технологическом техникуме проводилась экспериментальная работа по сохранению и укреплению здоровья через развитие физических способностей обучающихся.

Целью педагогического эксперимента является подбор и внедрение в практику проведения уроков физкультуры комплексов общеразвивающих упражнений с учетом сложности двигательных действий и индивидуальных способностей обучающихся.

При составлении комплексов использовались гимнастические, акробатические, легкоатлетические и спортивно-игровые упражнения.

При этом необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и расслаблять после выполнения упражнения). Арсенал общеразвивающих упражнений всем известен: без них не проводится ни один урок физкультуры. Однако, как показали наши наблюдения, многие учащиеся не придают им должного внимания, выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений должна постепенно возрастать. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10 – 15 раз.

 К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения.

 Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища). Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. 

Более сложным является комплекс общей физической подготовки, применяемый на уроках, проводимых  способом круговой тренировки. Очень важным в этой части эксперимента явилась разработка «Дневника самоконтроля», с последующим занесением результатов обучающимися и сравнительным анализом. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся.

Также очень значимым и интересным является подготовка и проведение спортивно - массовых праздников. Количество обучающихся, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, за три года эксперимента  увеличилось на 21%, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности,  к появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

Наиболее эффективным и доступным средством оздоровления подростков являются подвижные и спортивные игры. Примером этого служит народная игра «Русская лапта». Как результат – групповые соревнования по Русской лапте. Эта игра не требует никаких особых условий и инвентаря, но очень эффективна.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями  [8,  с.39-40].

Неотъемлемой частью эффективности физических упражнений являются гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями [8, с.40].

После внедрения общеразвивающих упражнений, комплекса силовых упражнений, спортивных и подвижных игр было проведено повторное исследование уровня здоровья обучающихся.

По результатам эксперимента можно проследить определенную динамику изменения в состоянии здоровья: количество обучающихся с низким уровнем здоровья сократилось на 5%, количество обучающихся со средним уровнем здоровья увеличилось 4,5%, а здоровых стало больше на 1,9%.

Сохранение и укрепление здоровья является позитивной тенденцией, которая доказывает преимущество внедрения разработанных общеразвивающих и силовых комплексов физических упражнений, спортивных и подвижных игр, а так же спортивно – массовых мероприятий в работу преподавателей физической культуры.

Все это дает основание сделать вывод о том, что реализуемая здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса является эффективной.

Литература

  1. Гужаловский А.А.- Развитие  двигательных  качеств у  школьников [Текст]:  /  А.А. Гужаловский, Минск. Нар. Асвета,  1978. – 146 с.
  2. Письмо Министерства образования России от 26 августа 2002 года  №13-51-104/13 за подписью Заместителя министра Е.Е.Чепурных.
  3. Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
  4. Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
  5. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в начальном профессиональном образовании: науч.-метод. Пособие/С.Г.Сериков. – СПб.: Учебно – методический центр комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, 1999. – 42с.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. [Текст]:/ Н.К.Смирнов,  М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  7. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. [Текст]:    Красноярск, 2006. – 126 с.
  8. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.    Теория и методика физ. воcпитания. и спорта [Текст]: / Ж. К. Холодов, Ученое   пособие   для студ. выш. учеб, зав. - М.: Издат - ий. Центр. 2000.- 480с.
  9. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростка/О.В.Хухлаева. – М.: Народное образование, 1996. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД в классе ансамблевого исполнительства

Статья направлена на формирование у детей социальных качеств, умение работать в творческом коллективе, слушать и слышать друг друга, находитьи преодолевать разногласия и т.д....

Реализация научно-методических подходов в обучении физике на уровнях среднего и профессионального образования.

На основе научно-методических разработок автора по модернизации содержания обучения физике на уровнях общего и среднего профессионального образования проведе...

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5

В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...

Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5

В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816 Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностью проводя...

Методическая разработка теоретического занятия с практической работой "Основные технические характеристики ЭВМ. Логические элементы ЭВМ"

Ознакомление учащихся по предметй технические средства автоматизации с основными техническими характеристиками электронно-вычислительных машин. Практическая работа: практическое ознакомление учащихся ...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...