Выступление Применение инновационно-образовательных технологий
статья на тему

Плотникова Ирина Анатольевна

Выступление Применение инновационно-образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение инновационно – образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического  сопровождения ФГОС нового поколения 

Плотникова И.А., преподаватель математики

(Слайд№1)

                                                  «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»

                                                                              (народная мудрость)

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования, введение новых стандартов обучения.

Одним из средств такого развития являются инновационно – образовательные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения ( примером служит деятельностная  технология, на которой мы остановимся подробнее), технологию проектного обучения и компьютерные технологии. (Слайд№2)

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у студентов умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Человек в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Преподаватель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует закрепление нового материала, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат)? Конечно, объектом.

Чаще всего  вышедший из колледжа выпускник не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах  образования  ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

  В стандартах нового поколения большое значение придаётся    

деятельностному подходу к обучению.  

При реализации деятельностной технологии обучения 

происходит следующее: (Слайд№4)

1) обучающийся опирается на зону ближайшего развития;

2)обучающийся  действует как субъект собственной учебной деятельности;

3)обучение  нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) обучение развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Рассмотрим основные положения деятельностной технологии (Слайд№5)

Современный урок – это урок,  на котором применяются  инновационные образовательные технологии,  это урок, характеризующийся следующими признаками: (Слайд№6)

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Соблюдение каких обязательных  условий требует деятельностная технология  обучения:

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

 Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести обучающихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска.

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)

При деятельностном подходе к обучению основные усилия преподавателя  должны направляться на помощь обучающемуся  не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу

Четвертое условие связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

5. Практикоориентированность получаемых умений и навыков

Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у обучающихся  знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее самоутверждение в процессе деятельности обучающихся в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Понятно, что для успешного методического сопровождения ФГОС нового поколения необходимо изменять структуру урока. Надо

построить и провести урок, чтобы обучающийся стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов.  Ведь главной целью в преподавании для нас является залог успешности каждого урока, чтобы наши подопечные полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе студент не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности.   Задача преподавателя при введении нового материала заключается  в организации коллективно-поисковой деятельности обучающихся, чтобы они сами «докопались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. (Слайд№7)

     Проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого, развивать индивидуальные познавательные способности,  помочь ему познать себя стоит перед каждым из нас. Я уверена, что именно   деятельностный  метод обучения поможет решить эту проблему.  

 В заключении хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения любой дисциплине,  надеюсь, что выше изложенный мною материал будет полезен всем преподавателям, работающим в нашем колледже.

Технологии проектного обучения

Для чего нужен метод проектов?

 • Научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению.

 • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

 • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

 • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

  • В этом месте мне хочется озвучит прекрасную китайскую мудрость: (Слайд№8)
  • Я слышу – я забываю,
  •   я вижу – я запоминаю,
  •  я делаю сам – я усваиваю

Это очень точно раскрывает смысл метода проектов.

 Из исследований известно, что обучающиеся удерживают в памяти:

 - 10% от того, что они читают;

 - 26% от того, что они слышат;

 - 30% от того, что они видят;

 - 50% от того, что они видят и слышат;

 - 70% от того, что они обсуждают с другими;

 - 80% от того, что основано на личном опыте;

 - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

 - 95% от того, чему они обучаются сами.

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг.

 Проект – это «пять П». (Слайд№9)

 1. Проблема - Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

 К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов используются крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).

 Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в программе или с приложениями математики в науке и практике.

 Примерами могут служить проекты по следующим темам:

 - Практическое применение логарифмической и показательной функций

-   Что дает мне синус ?

- Проценты! Зачем они нам ? и т.д.

 2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий студента и преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи.

 Участников проекта можно разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.

 3.Поиск информации - обязательное условие каждого про преподавателя екта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант, преподаватель корректирует последовательность действий в каждой работе.

 4. Продукт-  результат работы – Студенты,  уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Преподаватель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (прекрасно, если в реальной жизни).

 В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, создание математического диктанта и др.

 Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.

 Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

 5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую проводится  в форме конкурса, выставки, презентации.

 При защите студенты демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Студенты с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.

 В заключение можно провести рефлексию. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? и т.д.

Мы видим ,что технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности обучающегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.  

Очевидно, что эта технология в полной мере помогает реализовать все задачи ФГОСов нового поколения.  

Немного о синквейне

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

 2 строка – два прилагательных.

 3 строка – три глагола.

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 Например, синквейн на тему «Государство»

 Государство: (Заголовок)

 Независимое, правовое. (Два прилагательных)

 Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

 Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

 Защита. (Резюме)

 Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

 Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

 …Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

 Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Желаю Вам Успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные образовательные технологии и методы их реализации

Приглашаем деканов, проректоров по учебно-методической работе, заведующих кафедрами, преподавателей вузов и колледжей стать участниками межрегионального семинара "Инновационные образователь...

Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не ...

Презентация Применение инновационно-образовательных технологий

Презентация Применение инновационно-образовательных технологий...

Работа ПЦК естествознания и физвоспитания по развитию инновационной образовательно – профессиональной среды как фактора внедрения современных технологий обучения учителя новой школы

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашего колледжа....

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постуиндустриального или информационного.По сравнению с прошлым веком условия жизни, формирования и обучения личности...

«Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения»

Связь  ИКТ и новых информационных тех­нологий  в обучении...

Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"

В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....