Особенности восприятия социального педагога школьниками.
статья на тему

Воробьева Мария Александровна

      Аннотация: в данной статье рассказывается о восприятии школьниками социального педагога.

     Abstract: this article describes the perceptions of students of a social pedagogue.

     Ключевые слова: социальный педагог, учащийся, восприятие, школьник, обучение.

     Keywords: social worker, student perception, student learning.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_osnovnaya.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия социального педагога школьниками.

Features of perception of social educator students.

      Аннотация: в данной статье рассказывается о восприятии школьниками социального педагога.

     Abstract: this article describes the perceptions of students of a social pedagogue.

     Ключевые слова: социальный педагог, учащийся, восприятие, школьник, обучение.

     Keywords: social worker, student perception, student learning.

     В психологической литературе процесс восприятия людьми друг друга обозначается как "социальная перцепция", "межличностное понимание", "межличностное восприятие".

     Термин "социальная перцепция" впервые был предложен Дж. Брунером в 1947 году. Первоначальное значение термина состояло в том, чтобы обозначать факт социальной детерминации перцептивных процессов. Позднее термин получает второе значение. Под социальной перцепцией понимается специфика восприятия социальных объектов: отдельных личностей, групп, объединений [1, с.5].

     Термин "межличностное восприятие", а позднее "межличностное понимание" ввёл А.А.Бодалев в конце 70-х годов. Это понятие распространяется на более узкий круг социальных объектов и определяется как восприятие, понимание и оценка человека человеком (А.А.Бодалев, 1982). При этом у субъекта восприятия складывается представление о намерениях, мыслях, эмоциях, способностях, установках и других характеристиках объекта.

     В настоящее время термины "социальная перцепция", "межличностное восприятие", "межличностное понимание " употребляются как синонимы [1].

     Анализ психологической литературы позволяет говорить о межличностном восприятии как о самостоятельном процессе, имеющем своё содержание, субъект и объект, механизмы и результат (или образ объекта восприятия).

     В современной педагогике и психологии ученику уже не отводится только пассивная роль объекта педагогического воздействия. Обращение к ребенку как к личности, формирующейся в процессе учебной деятельности, ставит новые научные задачи, связанные с более концептуальным его изучением в социуме, в системе межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 
    Построение нового типа отношений не возможно без достижение взаимопонимания всех участников педагогического процесса. 
В психолого-педагогической литературе широко исследованы многие вопросы восприятия педагогами учащихся, показана его роль в учебно-воспитательном процессе и в формировании педагогических способностей. Проблема восприятия и понимания социального педагога учащимися остается же малоизученной. 
    Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. 
    Таким образом, общение между учеником и социальным педагогом мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как межличностное восприятие друг друга.     Изучение межличностного восприятия получило большое развитие еще в 70-х годах XX века в трудах социальных психологов, таких как Р. Абельсон [2]. В 80 -е годы отечественные специалисты Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Л.А. Петровская уделили много внимания разработке теории "социальной перцепции", восприятия человека человеком. 
Тогда же отечественные психологи и педагоги занимающиеся вопросом педагогического общения стали непосредственно обращать внимание на особенности восприятия учениками педагогов, среди них можно отметить И.Ф. Гончарова, Ю. Синягина, А.А. Бодалева, Л.И. Маленкову [2]. 
    С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение товарищей: действия и поступки, характеризующие их как учеников. Перед ним раскрывается возможность увидеть поведение других людей с новых сторон. Это ведет к тому, что содержание формирующихся у учащегося понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, у него развивается умение все более глубоко и правильно расшифровать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом [3, с. 213-214].

     Отношения «социальный педагог - ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема. Социальный педагог должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие социального педагога на ученика было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь, но и обратную, восприятия воспитанника социальным педагогом.

     При организации общения с учеником социальный педагог должен учитывать то психологическое состояние, в котором находится ребенок. Чтобы общение состоялось, ученику необходимо перейти из одного психологического состояния в другое. Поэтому, как правило, какое-то резко предъявленное требование к ученику рождает в нем недовольство и сопротивление. В организуемом общении появляется нежелательная напряженность, и оно может не состояться.

     Условно говоря, общение может быть постоянно в горизонтальной плоскости (когда социальный педагог и ученик на равных) и вертикальной (социальный педагог выше ученика). Возможно и желаемое для ученика (он выше социального педагога). Так называемое горизонтальное общение социальный педагог со школьниками педагогически плодотворно, вертикальное же всегда провоцирует их на сопротивление организуемому воздействию. Чтобы осуществлять «горизонтальное общение», нужно, во-первых, мысленно ставить себя рядом с учеником, а во-вторых, вести себя с ребенком так, чтобы не возвышаться над ним и не смотреть на него сверху вниз. Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним социальный педагог.

     Один из ключевых моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание, о нём заботятся. Формы установления личного контакта довольно многообразны: внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика, а также тактильный контакт (мягкое касание, рукопожатие). Социальный педагог, владеющий этой палитрой форм, устанавливает личный контакт почти с каждым ребенком. А количество таких контактов определяет последующее качество его общение с учащимися. Правильный взгляд на детей подразумевает учет их небольшого жизненного опыта.

     Отношения в педагогической деятельности между социальным педагогом и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений социального педагога и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель.

     Чем старше возраст, тем отчетливее проявляется понимание человеком человека. Большое значение имеет интуиция -- способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных моральных и эстетических чувств: эмпатии, сопереживания, сочувствия [4]. 

     Младшие школьники безоговорочно признают авторитет социального педагога. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с социальным педагогом своими заботами, переживаниями, домашними событиями.

     Младшие школьники видят в социальном педагоге в основном положительные качества личности и свойства характера, проявляя в то же время достаточную проницательность в восприятии отрицательных качеств и свойств. Последнее связано с преодолением «эффекта ореола», свойственного большинству учащихся младшего школьного возраста, а также с ростом критичности подростков по отношению к взрослым.

     В отношении мальчиков и девочек к социальному педагогу существенных различий нет. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутри классные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес социального педагога, к жалобам на что-либо, однако это имеет скорее характер единичной реакции на какое-либо конкретное событие, редко обобщается и в целом не отражает отрицательного отношения к общешкольным и внутри классным делам. Напротив, мальчики менее склонны к оценке каких-либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Тем не менее в ряде случаев именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система отрицательного отношения к школе [5].

     Воспитание мальчиков является в школе, в общем, более трудной задачей для социального педагога, не только лишь потому, что среди последних абсолютное большинство составляют женщины, но и в связи с указанными выше психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, среди них в большей степени распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. Поэтому знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И трудности, связанные с воспитанием школьников мужского пола, никак не могут оправдать имеющиеся здесь недостатки.

     С взрослением учащихся увеличивается степень обобщенности отражения субъектных и личностных особенностей социальных педагогов. Наряду с называнием особенностей поведения и относительно несложных, внешне представленных качеств отмечаются и сложные интегративные свойства личности социального педагога

     С взрослением учащихся общие количества фиксирований коммуникативных свойств и особенностей поведения социальных педагогов несколько сокращается, что связанно с развитием умения выделять более обобщенные черты их личности. При этом количество фиксирований отрицательных коммуникативных качеств («придирчивость», «несправедливость» и др.) возрастает.

     С четвертого по шестой класс увеличивается внимание учащихся к воспитательной деятельности социального педагога. Этот факт вызван возрастающей общественной активностью младших подростков, их направленностью на общественно полезную деятельность и общение, развитием потребности самоутверждения в коллективе сверстников [6].

     Об усилении интереса младших подростков к миру другого человека свидетельствует увеличение с их взрослением количества фиксирований эмоционально-динамических качеств социальных педагогов и попыток обобщенного оценивания личности. Растет разнообразие и полнота этих оценок.

     В исследуемый возрастной период повышается сензитивность учащихся к тому, как к ним относятся социальный педагог.

      Развернутость понимания социального педагога у девочек растет с четвертого по шестой класс интенсивнее, чем у мальчиков, причем у шестиклассников для большинства групп качеств различия статистически значимы. Количество негативных характеристик социального педагога у мальчиков уменьшается, а у девочек - устойчиво увеличивается.

     Педагогическая деятельность — сложнейший вид человеческой деятельности. Поэтому актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных качеств социального педагога, повышение его мастерства. В физическом облике выделяется рост, тип телосложения, пол, возраст, раса. А.А.Бодалёв (1982) отмечает, что в разных видах взаимодействия физический облик и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль.  Новые социальные запросы общества актуальность этой проблемы не снижают, а наоборот обостряют и наполняют новым содержанием. Наряду с такими характеристиками как профессиональные и личностные качества, не менее важную роль в педагогической деятельности играет имидж педагога – его внешние и внутренние характеристики. Имидж начинается с момента формирования первого впечатления о себе.

     Наиболее информативными внешними признаками, по мнению исследователей, являются: особенности мимики (В.А.Лабунская, 1977;М.В.Ласко, К.Д.Шафранская, В.Ф.Шендрик, 1977; Т.А.Репина, 1975).

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид социального педагога, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Имидж хорошего социального педагога в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального социального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа идеального социального педагога, можно расценивать как систему требований, предъявляемую учениками к имиджу педагога в современных условиях [7].

     В возрасте 8-9 лет положительно оценивают ориентацию социального педагога на внутренний мир учеников. Для них является важным положительное личное отношение социального педагога к ученикам. Интересно, что и внешность социального педагога, его причёска, одежда играют определённую роль при формировании  положительного отношения к нему у учащихся. А уровень его профессионального мастерства не столь важен для детей этой возрастной группы. В целом ученики этого возраста в общении с социальным педагогом занимают подчиненную позицию. Это согласуется с положением об учебной деятельности как ведущей деятельности этого возраста (Д.Б.Эльконин).

     Возрастной период 12-13 лет в силу объективных причин влечет за собой трудности в обучении и воспитании детей. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Учение как ведущая деятельность сменяется общением (В. А. Крутецкий). Эти особенности возраста отражаются и на восприятии школьниками социального педагога. При этом в любимом социальном педагоге важным представляется его отношение к ученикам. Внешние данные социального педагога особого значения не имеют при формировании положительного отношения к нему.

В общении с социальным педагогом подросткам важна компетентность педагога как специалиста, уровень его профессионального мастерства.      Подростки воспринимают социального педагога в пространстве личностно-ориентированного общения.

     Возрастному периоду 15-16 лет также присущи определенные физиологические и психологические особенности. Во-первых, школьникам предстоит выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной психофизической организации. Во-вторых, отмечается взаимное влечение полов, при котором особенности психофизического развития играют далеко не последнюю роль. Основными видами деятельности в этом возрасте становятся труд и учение (В. А. Крутецкий), что, безусловно, не может не сказываться на восприятии социального педагога и отношении к нему. Подростки 15-16 лет в социальном педагоге ценят его компетентность и профессиональное мастерство. Значимыми качествами социального педагога школьники считают нравственность, педагогическое мастерство и отношение социального педагога к учащимся [8].

    Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, - это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

     Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, является, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников социальный педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот социальный педагог работает.

     Итак, отношение школьников к социальному педагогу представляет собой сложный психологический феномен, в структуре которого выделяются оценочный и эмоциональный компоненты; каждый из этих компонентов характеризуется определенными показателями и претерпевает на протяжении периода обучения выраженную динамику. Оценочный компонент отражает специфику видения учащимися социального педагога, его личностных и профессиональных качеств. Эмоциональный компонент репрезентирует меру принятия учащимся социального педагога, интимно-личностного отношения к нему. Отношение школьников к социальным педагогам с возрастом меняется не только количественно, но и качественно, отражая этапы личностного развития учащегося. Отношение к социальному педагогу всякий раз специфически отображает достигнутый  школьниками к определенному возрасту уровень личностной активности и самостоятельности, понимания себя и окружающего мира. 

Список литературы

1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / [авт.-сост. Е. Н. Степанов, Н. Л. Амосенок, И. Ф. Горелик и др.] ; под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Творч. центр \"Сфера\", 2003. – 125 с. 

2. Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая.-М.:Аспект Пресс,1999.-475с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2006.

4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л.: Изд-во
ЛГУ, 1965.

5.  Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008. - с. 125.

6.  Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. - с. 137

7.  Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Владос, 2004.

8. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка, изд. 2. М., «Просвещение», 1965.

9.  Иванов, И.А. Социальная педагогика: учебное пособие / И.А. Иванов и др.; под общ. ред А.В. Иванова. – М.: Дашков и К, 2011. – 424с.

10. Вьюнкова, Ю. Какова воспитательная эффективность вашего стиля педагогического общения / Ю. Вьюнкова // Начальная школа. Приложение к газете \"Первое сентября\". – 2004. – № 24. – С. 29 – 30.
11. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 509 с.
12.  Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : НИИ шк. технологий, 2005. – 319 с.
13. Захарова, И. В. Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога / И. В. Захарова, Г. А. Стрюкова // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3—4. – С. 30—35.
14. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика/ В.И.Загвязинский, О.А. Селиванова.-М.:Юрайт,2012.- 405 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов....

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

АннотацияМетодическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В работе описано теорет...

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

ull;В период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Именно это служит базой для дальнейшей успешной учебы. ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ДОШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОРАСТНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Влияние художественной литературы на воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрыв...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТеЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

B статье рассматривается вопрос восприятия информации у детей с умственной отсталостью, благодаря которому создает определенный базис для знакомства с окружающим миром, формируется мышление и создаютс...