Главные вкладки

    Эстетическое воспитание на уроках художественной обработки швейных изделий в коррекционной школе VIII вида
    статья на тему

       Уроки художественной обработки швейных изделий удовлетворяют не только образовательной потребности, но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эстетическое воспитание на уроках художественной обработки швейных изделий                                                                             в коррекционной школе VIII вида

         Воспитание личности как целостный педагогический процесс немыслимо без эстетического аспекта, и прежде всего - эстетической культуры личности. Большинство ученых, занимающихся проблемами формирования личности школьника (Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Т.П. Голубева, Н.В. Ефремичева, Б.И. Ивасив, И.Ф. Исаев, Н.В. Киреева, B.C. Кузин, H.A. Лепская, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, З.П. Морозова, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна Ю.Н. Усов, и др.), связывают воспитание эстетической культуры с предметами эстетического цикла, главным образом - с уроками музыки и изобразительного искусства. При этом не учитываются возможности других предметов, в частности предмета, который дает возможность формировать эстетическую культуру школьника в процессе трудовой деятельности, в процессе создания практически полезных предметов домашнего обихода, - то есть художественного труда. Урок, в котором соединяется красота и польза, где в непосредственной практической деятельности, направленной на обработку материала, развивается чувственная и интеллектуальная сферы личности, наиболее удовлетворяет не только образовательной потребности, но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности.

         Одним из основных средств реализации задач уроков труда, направленных на формирование эстетической культуры, является использование «эстетических сигналов» (модифицированная идея Ю. А. Филипьева) как необходимого педагогического условия. Под «эстетическими сигналами» понимаются определённые импульсы, которые использует педагог для успешного формирования эстетической культуры учащихся. Они содержат в себе элементы эстетической информации, с помощью которой учитель воздействует на чувственно – эмоциональную и деятельную сферы личности учащегося.

      На уроках трудового обучения выделяются две группы эстетических сигналов:   словесные и наглядные.

    Словесные «эстетические сигналы»:                                                                                                               сигналы – сообщения, сигналы - напоминания, сигналы - стимулы

    1. Сигналы – сообщения – это эстетическая информация, которую учитель предлагает учащимся на уроках, содержащая импульсы, цель которых – воздействие на сознание школьников, ведущее к формированию эстетической культуры личности. Для этого используются сообщения, рассказы учителя, беседы с учениками. Вся информация должна быть понятной, доступной  и интересной. Необходимо вносить в сообщения образность, сказочность. Такая информация подаётся с учётом предыдущих знаний и опыта, имеет элементы красочности, художественности:  «Летела над Землёй волшебная Жар – птица и там, где она роняла свои яркие перья, рождались на свет мастера и мастерицы, из рук которых выходят  воздушные вологодские кружева, сказочная Гжель и Хохлома, белая  Мстерская вышивка, цветная Александровская гладь, Таруская перевить»; «С 18 века вышивание становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета. Сколько замечательных художников вдохновляли мастерицы:  «Крестьянская девушка за вышиванием» А. Г. Веницианова, «Золотошвейка» В. А. Тропинина, «За вышиванием» В.Э. Борисова  -  Мусатова». Такие сигналы – сообщения служат для пополнения запаса эстетических знаний и чувственных представлений. Кроме того, сигналы – сообщения способствуют организации эстетической деятельности в классе. Примером такого сигнала может быть побуждение педагогом учащихся к эстетической организации рабочего места: «Для того чтобы нам было приятно работать, чтобы изделие получилось красивым, чтобы у вас было хорошее настроение, которое вы можете передать и в вашем изделии, необходимо расположить все материалы и инструменты на столе аккуратно и красиво. В таком случае, когда вы будете смотреть на свой рабочий стол, у вас будет появляться желание работать, вам будет приятно трудиться за таким столом, ваше рабочее место будет вызывать у вас хорошее настроение, приятные чувства.» Т. о. сигналы – сообщения служат для пополнения запаса эстетических знаний и чувственных представлений.
    2. Сигналы – напоминания. На уроках труда учителю часто приходится обращаться к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам учащихся. В процессе формирования эстетической культуры эти моменты носят определённый характер. В течении всего урока учитель обращается к классу и отдельным учащимся с напоминаниями для закрепления эстетической информации. В начале урока эти фразы – напоминания актуализируют знания учащихся (носят организационный характер): они могут содержать сведения об истории возникновения и развития различных видов промыслов, о ранее изученном теоретическом  и  практическом материале, о приобретённом уже жизненном опыте, об эстетике рабочего места и др. В момент самостоятельной практической работы сигналы – напоминания имеют чувственно – эмоциональный характер, накладывают отпечаток на эстетическое отношение к совершаемым действиям, что делает их эстетически ценными, влияющими на мировосприятие: «Мягкая игрушка должна быть аккуратной, отражать задуманный художественный образ», «Стежки в вышивке должны быть одной длины, плотно прилегать друг к другу, повторять контур рисунка», «Что на месте лежит – само в руки бежит». Эстетические сигналы, имеющие чувственно – эмоциональный характер, способствуют также созданию эмоциональной атмосферы в классе, что во многом способствует формированию всех компонентов эстетической культуры личности. Немаловажными являются сигналы – напоминания, используемые при подведении итога урока.
    3. Сигналы – стимулы. Основным видом сигналов – стимулов являются вопросы, которые направлены на активизацию в первую очередь эстетической деятельности, на формирование эстетического опыта, на развитие эстетического мышления и воображения, на побуждение к эстетической деятельности, на возникновение и развитие эстетических интересов. Например, вопрос, подводящий учащихся к выбору правильного цветового решения, активизирует знания  о цвете и цветовых сочетаниях; поскольку такой вопрос несёт в себе определённую эстетическую информацию или направленность, он настраивает обучающихся на эстетическую деятельность,                                          активизирует чувство прекрасного.                                                                                                              Сигналы – стимулы могут представлять собой предложение  учителя выполнить какое – либо эстетическое действие, побуждение к сотворчеству: «А давайте попробуем  сделать на этом изделии контрастную обтачку», «Давайте проверим вместе – какая отделка будет смотреться лучше», «Давайте попробуем взять для этого изделия лёгкую ткань светлых тонов», и т. д.

    Наглядные «эстетические сигналы»

       К ним относятся сигналы, воспринимаемые визуально: выставки работ, схемы,                            технологические карты, шаблоны, образцы изделий, экспозиционный раздел мастерской.

    1. Схемы, шаблоны, используемые на уроках должны быть понятными, подробными, эстетичными.
    2. Образцы изделий прежде всего должны быть доступны и понятны, материал, из которого сделана поделка, - узнаваем, формы – правильными, пропорциональными. Также необходимым требованием является аккуратность выполнения, оригинальность, ярко выраженное художественное начало. Образец должен привлекать ученика, нравиться ему, пробуждать желание приобщиться к художественно – трудовой деятельности.
    3. Выставки работ, выполненные в технике различных видов декоративно – прикладного искусства, имеют не последнее значение. Выставочные экземпляры несут в себе такие импульсы, которые способствуют формированию эстетических потребностей и мотивов (хочу такую же поделку, потому что она очень красивая, яркая, её можно подарить…). Такие изделия способствуют формированию эстетического вкуса, эстетического  отношения, являются образцом, а значит, способствуют формированию основ эстетического идеала.
    4. Экспозиционный раздел мастерской составляют разнообразные наглядные пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала. Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумного украшательства помещения, загромождения его многочисленными стендами, витринами, таблицами, которые лишь рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность. Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем к ней коридоре, холле. В ней можно выделить две части: постоянную и временную. Постоянная экспозиция включает материалы длительного пользования - правила поведения в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и личной гигиены, рекомендации по научной организации труда учащихся, пословицы и поговорки типа: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Малому делу — большая дума». «Точи инструмент острей — работать будет веселей», «Терпение и труд все перетрут» и т.п. Во временную экспозицию входят материалы, которые необходимы лишь при изучении той или иной темы программы. Это могут быть таблицы, некоторые инструктивные материалы, технологические карты изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками из периодических изданий об изобретениях, внедрении новой техники и технологии и т.п. Стенды и планшеты необходимо располагать не ниже 0,9 м от пола и не выше 2,2 м. На стене помещают 5 - 6 планшетов. Поверхности, на которых размещены наглядные пособия, должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона; это нужно, чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшеты размещают на рейках, щитах, плитах из искусственных материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрации и текст дополняют друг друга, образ снимает нагрузку с текста, облегчая его восприятие и усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1 м в условиях достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать 150—180 знаков. Любая экспозиция — постоянная или временная — должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться чистке. Лучше, если тексты, схемы, таблицы и другие компоненты экспозиции будут помещаться под стеклом или прозрачной пленкой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...

    Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

    Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

    Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела

    В статье отражены методы, материалы, используемые на уроках швейного дела, служащие для коррекции недостатков мышления, речи, памяти учащихся; развитию их коммуникативных способностей для успешной соц...

    Конспект урока по чтению для коррекционной школы VIII вида ( 2 класс) В. Сухомлинский "Вьюга"

    Конспект урока будет интересен учителям, работающим в коррекционных школах VIII вида с детьми с особенностями  развития. Урок разработан для детей, которые обучаются в 6 классе. Особое внима...

    «Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу». Выступление на педагогическом свете-09.01.2014

    В выступлении раскрываются проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустр...

    Повышение мотивации на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

    Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интелл...