Методические выступления
статья по теме

Иванов Виктор Викторович

Методические выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти у студентов.

Когда студент попадает в учебное заведение, то первое время полностью отдаётся учебе. В его голове появляется огромное количество новой информации, которую необходимо разложить по полочкам и обязательно «переварить». С непривычки сделать это очень сложно, поэтому на первой сессии не стоит удивляться, если в голове преобладает сплошная «каша».

Вот тут и начинаются провалы в памяти, которые для самого студента становятся истинной неожиданностью. Когда из головы необходимо достать что-то важное, а оно просто исчезло, начинается паника, а итоговая оценка, как правило, снижается не на один балл. Объяснить такие провалы в памяти легко и просто, вот как раз на эту тему стоит поговорить подробнее.

1. Растерянность. Есть та категория студентов, которые, несмотря на свое прилежное обучение, в период сессии не могут собраться и взять себя в руки. Причин такому состоянию множество, в частности, пристальный взгляд преподавателя, непрочность знаний по конкретному вопросы, напряженная обстановка в аудитории, да что там говорить – даже желание покушать и урчание в животе заметно путают мысли.

2. Паника. Многие учащиеся вузов панически боятся экзаменов, а при ответе на важные вопросы их мысли и вовсе путаются. Одного только взгляда преподавателя вполне достаточно, чтобы память напрочь отшибло, а говорить о положительной оценке за экзамен в данном случае уж точно не приходится.

3. Притворство. Однако имеются и те студенты, которые попросту делают вид, что сильно нервничают и все забыли. На самом деле они просто не подготовились, но при экзаменационной комиссии театрально изображают волнительные провалы в памяти и тщетные попытки их восполнить.

4. «Передоз» информации. Бывают и такие ситуации, когда студент настолько тщательно подготовился к экзамену, что голова от полученной информации стала не только «закипать», но и постепенно очищать мозг от полученной информации.

Многие называют такое явление «зазубрить», когда студент при качественно изучении материала экзаменационных билетов в самый ответственный момент понимает, что все забыл. Так что избыток знаний до добра тоже не доведет.

5. Специфический склад ума. Лично я встречала таких выпускников вуза, которые блестяще разбирались в том или ином предмете, но на экзамене перед экзаменационной комиссией не могли произнести ни одного внятного слова. Такой подступивший ступор лично я никогда не могла понять, но опять-таки факт остается фактом.

Так что теперь становится понятно, что способности памяти порой преподносят студенту самые неожиданные сюрпризы, причем не в самый подходящий для этого момент.

Так что в таких ситуациях обязательно требуется тренировка ума, и чем скорее, тем лучше! В противном случае можно не только стипендии лишиться, но и оказаться в числе претендентов на вылет.

Как быстро и правильно тренировать память?

Когда у меня возникают проблемы с памятью, я всегда вспоминаю родную бабушку, которая после 60 лет резко увлеклась кроссвордами; хотя до этого терпеть не могла это занятие. Когда же в один прекрасный день я поинтересовалась, в чем причина ее нового хобби, рассказала о колоссальной пользе кроссвордов для памяти.

Оказывается, ученые доказали, что такие ребусы и шарады способны предотвратить развитие старческого склероза, который, по сути, является необратимым спутником пенсионного возраста. Вот моя старушка и начала таким способом тренировать память, отчаянно сражаясь с первыми признаками старости.

Так что одним из способов, как студенту развить память, могу предложить кроссворды, которые сегодня, как известно, преобладают в свободной продаже. Однако есть и более легкие тренировки, не требующие дополнительных финансовых затрат, но хорошо известные в медицинском мире.

Официальные методы тренировки памяти

Метод Айвазовского. Для его выполнения необходимо пять минут свободного времени, которые посвятить внимательному изучению того или иного предмета. Его требуется рассмотреть в самых мельчайших подробностях, а после закрыть глаза и в таком же виде отобразить в своем сознании используя все моменты, нюансы и подробности.

Если студент дополнительно обладает художественными способностями, то готовую картинку будет лучше всего перенести на бумагу, чтобы потом можно было внимательно сравнить с оригиналом и выполнить в уме так называемую «работу над ошибками».

Этот научный метод прекрасно тренирует зрительную память, а повторять предложенное упражнение можно по несколько раз в день (чем чаще, тем лучше). Аналогичным образом действуют и таблицы Шульте, но студенту вовсе необязательно влезать в такие дебри.

Метод чтения вслух. Иногда у студентов менее развита слуховая память, что создает определенные трудности на лекциях при записи важных конспектов. Если учащийся понимает присутствие проблемы, то должен заняться тренировкой именно этого вида памяти. Для этого требуется больше читать вслух, а после пересказывать про себя полученную информацию.

Аналогичным образом действуют стихи, которые желательно каждый раз учить наизусть. Если посвятить таким несложным тренировкам пару по несколько минут в день, то по истечению данного срока прогресс будет уже очевиден.

Простые способы тренировки памяти

Заставить студента рисовать по памяти картины, когда он конспект с трудом ведет, задача не из легких. Что же говорить о стихах наизусть, когда домашнее задание начинается выполняться лишь в преддверье зачетной недели! Нет, это все способы больше подходят для сознательных студентов, но никак не для современных лоботрясов, для которых учеба в вузе – это больше игра под названием «Верю – не верю».

Однако в любом случае тренировать память надо, и простых способов для этого предостаточно:

Способ первый. Каждый раз по дороге в вуз рекомендуется прокладывать для себя совершенно новый маршрут, которым после окончания пар и возвращаться домой. Если утром запомнить дорогу туда, а вечером воспроизвести без ошибок путь обратно, то можно смело считать, что проблемы с памятью уже окончательно решены.

Способ второй. Сегодня в интернете имеется достаточное количество онлайн – игр на концентрацию внимания, которые позволяют не только тренировать память, но и логическое мышление, воображение и силу воли.

Например, в известной Игре «Кот Том» имеется мини – игра под названием «Память», которая как раз и позволяет тренировать память и уметь сосредотачивать внимание.

Способ третий. Если вы попадаете в незнакомую компанию, где с вами все знакомятся, то основной тренировкой памяти станет запоминание всех новых имен. Когда люди рассосутся, необходимо каждого нового знакомого провести взглядом и про себя вспомнить его имя.

Для больше экстрима не помешает подойти к нему и лично обратиться, проверяя способности своей памяти. Пару неудобных ситуаций при ошибках, и резервы памяти очень быстро восстановятся.

Способ четвертый. Хорошей тренировкой памяти становится воспроизведение синонимов или антонимов. Для себя требуется выбрать одно слово, а после подобрать к нему максимальное количество приближенных по смыслу и в корне противоположных значений.

Здесь лучше всего говорить вслух, поскольку так память гораздо лучше работает и запоминает.

Способ пятый. Достать колоду карт и выложить из нее пять карт картинками вверх. Хорошенько запомнить все изображения и их последовательность, а после перевернуть картинками вниз.

Затем говорить название карты и проверять себя. Чем больше изображений будет отгадано, тем лучше у студента показатели памяти. Постепенно можно усложнять себе задачу, а доставать из колоды не 5, а уже 7 или 9 карт (смотря по своим возможностям).

Для чего нужна каждому студенту хорошая память?

На самом деле все эти способы тренировки памяти доступны каждому студенту только в том случае, если в его существовании и учебе не главенствует матушка Лень. Если задаться целью, то уже через пару дней проблема будет окончательно решено, да и комплексы относительно своей «девичьей памяти» сразу же отойдут на второй план.

Каждый студент должен понимать, что память – это та важная шпаргалка, которая выручит в самую трудную минуту. К тому же не стоит забывать о любимой пословице всех учащихся в вузе лоботрясов: «Не знал, но вспомнил».

А, чтобы вспомнить нужную информацию в самый нужный момент, как раз и требуется тщательно тренировать свою память и значительно расширять ее потенциальные возможности. Так почему бы не попробовать эти несложные, но реально действенные способы?

Вывод: Целью моей статьи было донести до понимания каждого студента сведения, насколько важна в учебе память, и насколько велики ее потенциальные возможности.

Теперь на страницах студенческого интернет – журнала советстуденту.рф имеется полезная и весьма востребованная информация, как студенту развить память. Ею обязательно стоит воспользоваться по случаю и без, проверив реальные способности своей памяти!

Теперь ты тоже знаешь, как студенту развить память быстро, легко, практично и в домашних условиях.



Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности студентов            на уроках.

Преподаватель: В. В. Иванов

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, но ещё важнее – хотя бы один раз сделать, такое возможно на уроках информатики и ИКТ. Применение компьютеров позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.  Успех в работе по активизации познавательной деятельности студентов зависит от позитивного характера, взаимного понимания и уважения взаимоотношений преподавателя и студентов, а также разнообразия видов и форм ведения урока, исключающие эффект "привыкания".

Средствами развлечения на уроках информатики и ИКТ могут выступать игры, видео, музыка, изображения, всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Поэтому для активизации познавательной деятельности студентов на уроке нужно предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде, то есть в виде: презентаций, с их помощью иллюстрируют материал. Чем больше участия принимает студент в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания и появляются умения, а если сделать несколько раз, развивается навык.

Бинарные уроки являются одним из средств активизации познавательной деятельности студентов. Мною совместно с преподавателем предмета «Сметы», был проведён такой урок в виде деловой игры по расчёту смет строительства автомобильной дороги. Студенты рассчитывали сметы в программе  «Excel». Студенты активно участвовали в подготовке и проведении урока, заинтересовались компьютерными расчётами смет, а также расчётами по другим специальным предметам. В практическую деятельность студентам был внесён соревновательный момент, и она обрела хотя бы временную значимость, создала необычную атмосферу во время деятельности, сделала урок нестандартным.

Участие в проектной работе позволяет студентам приобретать знания и умения в процессе выполнения усложняющихся практических заданий. При  этом идёт процесс саморазвития, характеризующийся мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности студентов.

Преподавателю нельзя устраняться от управления познавательным процессом во время работы студентов на компьютерах, обращая их внимание на главные объекты, ставя дополнительные вопросы и обсуждая их.  Необходимо контролировать темп практических работ, оказывать помощь нуждающимся. Дифференцированные домашние задания давать по способностям, активизируя познавательную деятельность каждого студента.  

Активизацией познавательной деятельности студентов является применение электронных учебников и обучающих программ. Благодаря звуковому и визуальному восприятию студент с интересом работает над тестами и заданиями, которые предлагаются компьютером, тем более его знания оценивает тоже компьютер. Электронный учебник - это интерактивный учебный материал, который может содержать любые виды информации - текст, изображения, звук, видео и т.п. При этом все элементы связаны между собой ссылками и при работе с одним материалом, всегда можно быстро просмотреть тематически с ним связанные. Тестирование на ПК выгодно отличается абсолютной объективностью в оценке знаний, компьютеры не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия.  Со стороны студентов наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку.

 Самостоятельная работа–ещё один путь повышения эффективности урока, активизации студентов. Она формирует способности принятия решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность студента. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции  создаёт у студентов иллюзию, что они всё знают и им нечему учиться. Значительная часть изучения сложного и «скучного» материала должна даваться студентам с помощью традиционных методов.  Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности студентов  заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

Методические выступления

Значение дорог во все временаКраткий анализ состояния сети автомобильных дорог РФ...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Методическое выступление "Передвижная дорожная лаборатория"

Оборудование передвижной лаборатории обеспечивает проведение видеосъемки, регистрации параметров проезжей части, земляного полотна, элементов обустройства и придорожной полосы дороги. Результаты камер...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....