Конспект НОД "Как узнать птиц?", старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия на тему

Оськина Наталья Александровна

Данный конспект поможет педагогу сформировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развить умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель; доказательно строить суждения; воспитать интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uznat_ptits.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста

 по теме «Как узнать птиц?». 

Цели: формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

Материалы: фонограмма «Звуки леса, голоса птиц».  Картинки с изображение различных живых существ.  Модели разных ног, клювов птиц. Картинки с изображением еды для птиц.   Картина с изображением леса, пруда.  Маленькие картинки с изображением разных птиц. По 2 листа бумаги на каждого ребенка.   Перья птиц, веер.  Презентация «Кто как поёт».  Медали «Юный орнитолог».

Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц. Рисование и выполнение аппликации  по теме «Птицы». Знакомство с материалами энциклопедий.

Ход НОД:

Вос - ль: Ребята, а вы любите гулять в лесу.

Ответы детей.

Вос - ль: Я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей.

Фонограмма: звуки леса, голоса птиц.

Вос-ль: Ребята, что вы услышали? (Голоса каких живых существ вы услышали?)

Ответы детей.

Вос - ль: Посмотрите, здесь много картинок с изображение различных живых существ. Давайте вы выберите из них картинки с изображением птиц и вывесите их на мольберт.

Дети выполняют.

Вос - ль: Ребята, а почему вы решили, что на этих картинках изображены птицы?

Ответы детей.

Вос - ль: Вы правильно сказали, что у всех птиц,  изображенных на этих картинках,  есть голова, хвост, крылья, клювы, лапки, они покрытии перьями.

Этим все птицы похожи друг на друга. А есть ли что то, что птиц отличает друг от друга.

Ответы детей.

Вос - ль: Молодцы, ребята. Вы сказали, что у всех этих птиц разные лапы (ноги). А как вы думаете, от чего это зависит?

Ответы детей.

Вос - ль: Верно. Это зависит от того, где эта птица живет. Давайте посмотрим на вот эту картинку: как называется изображенная на ней птица?

Дети: Цапля.

Вос - ль: Как вы думаете, почему у нее такие длинные ноги?

Ответы детей.

Вос - ль: Правильно, ребята. Она живет около водоема и ей нужны длинные ноги, чтобы ловить в воде лягушек. Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Дети, у меня есть модели разных ног птиц, давайте выберем модель, подходящую под изображение ног цапли.

Дети выбирают модель с длинными ногами.

Вос - ль: Посмотрим на эту картинку. Кто на ней изображен?

Дети: Утка.

Вос - ль: Какие лапы у утки.

Дети:  С перепонками.

Вос-ль: Почему у утки ноги с перепонками?

Дети: живет и плавает в воде.

Вос – ль: Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками. А какие еще птицы имеют перепонки на ногах, назовите.

Ответы детей.

Вос – ль: Давайте выберем картинку с изображением модели ног птиц с перепонками.

Дети выбирают.

Вос – ль: Осталась еще одна модель. А как вы думаете, каким птицам подойдет данная модель?

Дети: Птицам, живущим на деревьях (названия птиц).

Вос – ль: Правильно ребята. Маленькие короткие ножки, с цепкими коготками помогают им цепляться за веточки.

Игра «Рассели птиц».

Детям предоставляется картина с изображением леса, пруда. Также маленькие картинки с изображением разных птиц. Задача детей приклеить картинки на соответствующее им место. 

В – ль: Молодцы ребята правильно справились с заданием. Что ещё у птиц разного?

Ответы детей.

Вос - ль: Вы сказали, что у птиц разные клювы. Как вы думаете, почему  у них разные клювы.

Дети: У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу.

Игра «Накорми птицу».

Детям предлагается картинки с изображением ласточки, клеста (попугая), пеликана, цапли, рыбы, лягушки, комара, шишки. Дети распределяют картинки.

Вос - ль: Ребята, почему вы именно так распределили картинки?

Дети: У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест лягушек. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Вос - ль: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети: Нет.

Вос - ль: А давайте ребята подберем каждой из этих птиц, соответствующую ей модель клюва.

Дети выбирают.

Вос - ль: Ребята, а давайте мы с вами тоже немного побудем птицами.

Физминутка

Вот на ветках, посмотри,

(Опущенными руками хлопают себя по бокам)

Сказочные птицы

(Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки,

(Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке,

Головой вертят,

( Повороты головы влево - вправо)

Улететь хотят.

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

Вос - ль: Ребята, вот мы сейчас с вами представляли себя птицами и полетали, а может ли человек летать по-настоящему?

Дети: Нет.

Вос - ль: А как вы думаете почему?

Дети: У него нет крыльев, хвоста.

Вос - ль: Ребята у меня есть два листа бумаги: один скомкан, а другой нет. Как вы думаете, какой из них упадет на землю быстрее, если я их отпущу.

Ответы детей.

Вос - ль: Давайте вместе проверим это.

Воспитатель раздает детям по 2 листа бумаги, предлагает один скомкать, а другой оставить таким как есть, затем одновременно отпустить оба листа.

Вос - ль: Ребята, как вы думаете, почему не скомканный лист падал медленнее, чем скомканный?

Ответы детей.

Вос - ль: Правильно,  гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь, то же самое происходит с крылом птицы.

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост.

Вос - ль: С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.

Вос - ль: Ребята, а все ли птицы умеют летать?

Дети: Нет.

Вос - ль: Назовите таких птиц. (Можно с опорой на картинки). Предположите, почему эти птицы не летают.

Дети: Крылья маленькие, большой вес и т.д.

Вос – ль: Давайте посмотрим на картинки, что еще разного есть у птиц?

Дети: Оперение.

Вос – ль: Верно. Для чего нужны перья птице?

Ответы детей.

 Вос – ль: Чем пёрышки отличаются друг от друга?

Ответы детей.

Вос – ль: Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела. А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.


Просмотр презентации «Кто как поёт».

Вос – ль: Всё у птиц разное и ноги, и крылья, и клювы,  и перья,  и голоса, и живут они в разных местах, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:  (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

Вос – ль: Вы очень много знаете о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами – это ученые, которые занимаются изучением птиц.

Вручение знаков: «Юный орнитолог».

Вос – ль: Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

Конспект интегрированного мероприятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»

"Вся семья вместе, так и душа на месте" Семья- это самое ценное, что есть у человека. В каждой семье есть свои семейные традиции. Семейные традиции - это постоянно повторяющиеся события в семье, обыча...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)

Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старшая группа)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."

Конспект открытого логопедического занятия  по развитию  речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей)   «Шёл солдат на поб...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим островам"

Конспект НОД с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: закрепление полученных знаний де...