Программа "Школа лидера"
рабочая программа на тему
Курс «Школа лидера» имеет решающее значение для подготовки успешных специалистов, работающих в сферах «Человек – человек». Необходимость введения курса обусловлена тем, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме, в процессе делового общения. Характер делового взаимодействия оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров, пресс-конференций и презентаций. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс
имени Виктора Талалихина»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Школа лидера
Дополнительные образовательные услуги
Автор: Антонова Ольга Петровна
Москва, 2014 год
Актуальность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс «Школа лидера» имеет решающее значение для подготовки успешных специалистов, работающих в сферах «Человек – человек». Необходимость введения курса обусловлена тем, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме, в процессе делового общения. Характер делового взаимодействия оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров, пресс-конференций и презентаций. Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализовывать комфортно-психологическое общение, стратегии и тактики, способствующие достижению сотрудничества и компромисса. Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег, руководителей, особенностей их репрезентативных систем, умение составлять успешные в деловых контактах рабочие группы и коллективы, овладение приемами влияния на партнеров по деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный опыт, который позволит стать успешным профессионалом в различных сферах деятельности. Кроме того, знания данной учебной дисциплины позволят исследовать имидж всех членов профессионального коллектива, выявить их личностные качества, с одной стороны, повышающие успешность фирмы, а с другой, - затрудняющие профессиональный рост и негативно влияющие на имидж предприятия; помогут формированию привлекательного как личностного, так и группового имиджа. Курс тесно связан и опирается на такие дисциплины как социальная психология профессиональная этика, социология, конфликтология, физиогномика, психодиагностика, имиджелогия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи учебного курса Данный курс преследует цель научить студентов пониманию человека в системе отношений с самим собой, другими людьми, с окружающим миром, особенностей построения деловых контактов и их влияния на эффективность совместной деятельности. Учебный курс «Основы психологии и тренинга личностного роста» направлен на изучение студентами психологического своеобразия различных типов людей, понимание того, как характер человека влияет на его поведение и стратегию отношений с другими людьми, рассмотрение имиджа различных психологических типов, изучения бессознательных проявлений человеческой психики. Изучение дисциплины позволит будущим специалистам эффективно взаимодействовать в деловом мире, реализуя комфортное в психологическом плане общение и стратегии и тактики, ориентированные на достижение сотрудничества или компромисса, что в итоге приведет к успешности на профессиональном уровне. Кроме того, знания дисциплины обеспечат будущему специалисту умение формирования успешного имиджа как личностного, так и коллектива, в котором они будут трудиться. Изучение дисциплины предусматривает решение ряда образовательных задач: · усвоение базисных знаний о природе и сущности общения, его истоках и роли в жизни общества; · улучшение навыков позитивного общения на основе взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров, личного влияния; · изучение этических основ делового общения и формирования современной деловой культуры, деловой этики; · освоение психологии делового общения, тактических приемов на переговорах и техники аргументации, предотвращения конфликтных ситуаций; · анализ видов деловой переписки, особенности составления деловых документов; · теоретическое и практическое освоение методики организации и проведения деловых бесед, коммерческих переговоров, деловых совещаний, официальных приемов, брифингов, пресс-конференций и использования современных средств коммуникации; · рассмотрение вопросов делового этикета, бизнес-протокола и атрибутов делового общения; изучение исторических аспектов развития делового протокола. Особенности изучения курса Программа построена таким образом, что, прежде всего, рассматривается предмет и объект изучаемой дисциплины, факторы, детерминирующие поведение в деловом общении, психологические защиты, прослеживается их влияние на коммуникацию, изучаются основные теории личности, внесшие вклад в соционику. В дальнейшем подробно рассматривается теория личности К.Г. Юнга и выявленные им психологические типы в контексте их поведения в деловом общении. Подробно изучается имидж ряда психологических типов с рассмотрением их поведения в деловом взаимодействии и особенностей общения с другими психосоциотипами. Значительное внимание при изучении дисциплины направлено на освоение студентами психодиагностических методик, позволяющих не только исследовать имидж конкретного человека, но, прежде всего, понять особенности его делового взаимодействия, умения работать в команде. Требования к знаниям, умениям, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины.
Знать: -теоретические основы психологии делового общения; -психологическое своеобразие различных типов людей, особенности их общения; -стили и виды общения; -виды конфликтов, стратегии выходов из конфликтных ситуаций; -алгоритм составления резюме, портфолио. Уметь: -составлять малые социальные группы с учетом знаний о типах личности и стилях отношений, складывающихся между ними; -освоить методики психологической диагностики, необходимые для организации работы успешных деловых групп и коллективов; -уметь проводить математическую обработку полученного при психодиагностических исследованиях материала; -составлять резюме и портфолио при приеме на работу; -грамотно выстраивать самопрезентацию при приеме на работу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем и сроки изучения курса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассчитан на 2 блока по 36 часов (ознакомительный, основной), из которых 19 лекционных, 53 часа практических занятий и самостоятельную работу студентов, в процессе которой осваивают изучаемый теоретический материал. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение самостоятельных работ. Лекционные занятия Проводятся в аудитории оборудованной доской в объеме 19 часов. Практические занятия Проводятся в объеме 53 часа. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена особенностью построения практических занятий и самостоятельной работы студентов. На занятиях студенты дискутируют в объеме лекционного и изучаемого самостоятельно материала, осваивают входящие в программу обучения психодиагностические методики, обучаются их анализу и математической обработке для проведения факторного и сравнительного анализа полученных в процессе психодиагностических исследований результатов. Блок (основной)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного курса 1.Основные принципы и понятия дисциплины «Эффективность делового общения». Общение как социально-психологический феномен. Понятия «общение» и «коммуникация». Функции общения. Виды общения: по уровням, по видам взаимодействия. Средства общения. Вербальные и невербальные системы значений. Проблема пространственно-временной организации общения. Кинесика и другие подструктуры невербальной коммуникации. Этапы общения. 2. Общение как обмен информацией. Стили общения. Структура общения. Информационная сторона общения. Коммуникативные барьеры в коммуникации. Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий. Основы трансактного анализа. Перцептивная сторона общения. Феномены межличностного и межгруппового восприятия. 3. Конфликты и пути их разрешения. Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия. 4. Деловое общение: виды, тактики и стратегии организации. Виды делового общения. Деловая беседа. Основные этапы и психологические сложности организации и проведения деловой беседы. Деловые переговоры. Тактики ведения переговоров. Деловые совещания. Дискуссии. Убеждающая коммуникация. Особенности поведения менеджеров в деловом общении. 5. Этика делового общения. Деловой документооборот. Этический контекст человеческого общения. Круг проблем этики. Мораль и этические регуляторы поведения и профессиональных взаимоотношений. Моральные категории, принципы и нормы профессиональной этики. Противоречия между этикой и бизнесом, болевые точки российского предпринимательства. Профессиональные и корпоративные этические кодексы. 6.Прием на работу: собеседование, портфолио, резюме. Прием на работу в современной профессиональной сфере. Требования к соискателям. Собеседование. Составление резюме. Требования к составлению портфолио. 7.Техники эффективных продаж и общение с клиентами. Ключевые факторы успеха продаж. Продажа товаров и продажа услуг: сходство и различие. Как правильно готовиться к продажам. Самое трудное: переговоры о цене. Лояльность клиентов и клиентская пирамида. Типы трудных клиентов и их психологические особенности. Создание условий для долгосрочных отношений с клиентами. 8.Межличностное общение. Как влиять на собеседников. Как привлечь к себе всеобщее внимание. Как сделать так чтобы тебя слушали. Как поддерживать увлекательную беседу длительное время. Приемы вызова симпатии, доверия и интереса. Голос и взгляд, их роль в общении. Методы создания увлекательной и манящей манеры речи. 9.Искусство публичных выступлений. Работа с аудиторией. Подготовка публичного выступления. Содержание и композиция публичного выступления. Методы экспресс-диагностики состояния аудитории. Способы удержания внимания аудитории. Методы управления аудиторией. Техники убеждения: рациональные и эмоциональные аргументы. Структурирование процесса общения с конкретными аудиториями. Преодоление сопротивления аудитории. Приемы эффективного реагирования на агрессивную, недоброжелательную или невозмутимую аудиторию. 10.«Букварь для руководителя» (Управленческие навыки ) Умение общаться как основа успешного бизнеса. Особенности делового общения.Эффективный деловой имидж и правила поведения в бизнес-среде. Стили руководства и лидерства в организациях. Как общаться с руководителями, подчиненными, клиентами, партнерами, конкурентами. Приемы «ведения» партнеров по общению. Методы «коленного рефлекса» и способы «игры на эмоциях». [a]Поурочный план дисциплины «Школа лидера» Блок ознакомительный
|
Блок основной
№ п\п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Тема 7: Техники эффективных продаж и общение с клиентами | 2 |
2. | Практическое занятие№1. Игро-тренинговое занятие: «Ключевые факторы успеха продаж» | 2 |
4. | Практическое занятие№2. Игро-тренинговое занятие: «Как правильно готовиться к продажам» | 2 |
5. | Практическое занятие№3. Игро-тренинговое занятие: «Подстройка и пристройка в общении» | 2 |
7. | Тема 8: Межличностное общение | 2 |
8. | Практическое занятие№5. Игро-тренинговое занятие: «Психологические комплексы в общении, пути преодоления» | 2 |
9. | Практическое занятие№6. Игро-тренинговое занятие: «Как стать «душой компании»» | 2 |
10. | Практическое занятие№7. Игро-тренинговое занятие: «Техники обнаружения лжи. Как узнать обман по голосу, словам, динамике движений» | 2 |
11. | Практическое занятие№8. Игро-тренинговое занятие: «Работа с реальными ситуациями и психологическими проблемами участника курса» | 2 |
12. | Тема 9: Искусство публичных выступлений. Работа с аудиторией. | 2 |
13. | Практическое занятие№9. Игро-тренинговое занятие: «Формирование профессиональных качеств голоса» | 2 |
14. | Практическое занятие№10. Игро-тренинговое занятие: «Психология публичного выступления» | 2 |
15. | Практическое занятие№11. Игро-тренинговое занятие: «Логика и техника публичной речи» | 2 |
16. | Практическое занятие№12. Игро-тренинговое занятие: «Публичное выступление: оценка и анализ ошибок» | 2 |
13. | Тема 10:«Букварь для руководителя» (Управленческие навыки). | 2 |
14. | Практическое занятие№13. Игро-тренинговое занятие: «Основы деловой коммуникации» | 2 |
15. | Практическое занятие№14. Игро-тренинговое занятие: «Мотивирование подчиненных» | 2 |
16. | Практическое занятие№15. Игро-тренинговое занятие: «Формирование поддержки и преодоление сопротивления со стороны персонала» | 2 |
Итого: | 36 |
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. / 3-е издание. – М., 2009. – доступ в сети Интернет: Электронная библиотека PSYLIB – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. / Перевод А.А. Грузберга. – К.: PSYLIB, 2004. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/berne02/
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов. – М., Harvard Business Review, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/
- Десять правил ведения переговоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://soc.lib.ru/su/445.rar
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.koob.ru/docenko_e/
- Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992.
- Каймакова М.В. Коммуникации в организациях. Текст лекций. – Ульяновск: УГТУ, 2008. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=58874&file=152.pdf
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск, 2009.
- Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., 2009 – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kreger/
- Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж: НПО „МОДЭК", 2011. – 176с. – доступ в сети Интернет: http://silva-metod.ru/file/item/_id-225/; либо: http://www.twirpx.com/file/54782/
- Майерс Д. Изучаем социальную психологию. // Библиотека Ихтика. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihtik.lib.ru
- Психические типы в бизнесе и политике. // Омский Форум.Ру. – Чудеса науки. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://forum.omsk.ru/showthread.php?tid=48135
- Психологические проблемы самореализации личности. // Московский психотерапевтический журнал. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/links/p9.shtml
- Розанова В.А. Психология управления. – М., 2011. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz
- Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – М., 2011. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/scott_gini_graham/
- Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – М., 2012.
- Социальная психология: Хрестоматия. / под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. – М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/belinskaya_e_p/socialnaya_psihologiya
- Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д, 2013.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011 - 416 с. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/stolyarenko_l_d/psih_del_obsh
- Управление персоналом: словарь-справочник. // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm
- Харрис Т.А. Я – ок, Ты – ок. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/harris/harris_ja_ok_ti_ok
- Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2009. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cialdini/influation_psihology
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – СПб, 2010. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cherednichenko_i_p/
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-246115-1366701363.jpg)
Сценарий конкурса "Лидер XXI века"
Сценарий проведения конкурса " Лидер XXI века". Включает в себя творческие, интеллектуальные конкурсы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-244285-1366650849.jpg)
Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»
Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...
Статья. Деятельность лидеров политических партий в Иркутской губернии (1901 – 1917 гг.)
Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Партия отражает интересы определенной социальной группы. При написании исследовательской работы за основу были взяты пар...
Деятельность лидеров политических партий в Иркутской губернии (1901 – 1917 гг.)
Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Партия отражает интересы определенной социальной группы. При написании исследовательской работы за основу были взяты пар...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-411154-1416223083.jpg)
Программа ученического самоуправления в общежитии Профессионального училища "Лидер"
Ученическое самоуправление в общежитии - это сложный, но очень важный процесс социализации обучающихся. А главное - реализация программы дает возможность быть профессионально грамотными, коммуни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-879025-1484655685.jpg)
Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом
Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...