Программа "Школа лидера"
рабочая программа на тему

Антонова Ольга Петровна

    Курс «Школа лидера» имеет решающее значение для подготовки успешных специалистов, работающих в сферах «Человек – человек».  Необходимость введения курса обусловлена тем, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме, в процессе делового общения.  Характер делового взаимодействия оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров,  пресс-конференций и презентаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dou_shkola_lidera.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс

 имени Виктора Талалихина»

Рабочая программа

учебной дисциплины

Школа лидера

 

Дополнительные образовательные услуги

Автор: Антонова Ольга Петровна

        Москва, 2014 год


Актуальность

    Курс «Школа лидера» имеет решающее значение для подготовки успешных специалистов, работающих в сферах «Человек – человек».  Необходимость введения курса обусловлена тем, что до 70 % управленческих решений принимаются руководителями в устной форме, в процессе делового общения.  Характер делового взаимодействия оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров,  пресс-конференций и презентаций.

       Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализовывать комфортно-психологическое общение, стратегии и тактики, способствующие достижению сотрудничества и компромисса.

        Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег, руководителей, особенностей их репрезентативных систем, умение составлять успешные в деловых контактах рабочие группы и коллективы, овладение приемами влияния на партнеров по деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный опыт, который   позволит стать успешным профессионалом  в различных сферах деятельности.

       Кроме того, знания данной учебной дисциплины позволят исследовать имидж всех членов профессионального коллектива, выявить их  личностные качества, с одной стороны,  повышающие успешность фирмы, а с другой, - затрудняющие профессиональный рост и негативно влияющие на имидж предприятия; помогут формированию привлекательного как личностного, так и группового имиджа.

        Курс тесно связан и опирается на такие дисциплины как социальная психология профессиональная этика, социология, конфликтология,  физиогномика, психодиагностика, имиджелогия.

Цели и задачи учебного курса

Данный курс преследует цель  научить студентов пониманию человека в системе отношений с самим собой, другими людьми, с окружающим миром, особенностей  построения  деловых контактов и их влияния  на эффективность совместной деятельности.

          Учебный курс «Основы психологии и тренинга личностного роста» направлен на изучение студентами психологического своеобразия различных типов людей, понимание того, как характер человека влияет на его поведение и стратегию отношений с другими людьми, рассмотрение имиджа различных психологических типов, изучения бессознательных проявлений человеческой психики.

   Изучение дисциплины позволит будущим специалистам эффективно взаимодействовать в деловом мире, реализуя комфортное в психологическом плане общение и стратегии и тактики, ориентированные на достижение  сотрудничества или компромисса, что в итоге приведет к успешности на профессиональном уровне.

     Кроме того, знания дисциплины обеспечат будущему специалисту умение формирования успешного имиджа как личностного, так и коллектива, в котором они будут трудиться.

Изучение дисциплины предусматривает решение ряда образовательных задач:

·  усвоение базисных знаний о природе и сущности общения, его истоках и роли в жизни общества;

·  улучшение навыков позитивного общения на основе взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров, личного влияния;

·  изучение этических основ делового общения и формирования современной деловой культуры, деловой этики;

·  освоение психологии делового общения, тактических приемов на переговорах и техники аргументации, предотвращения конфликтных ситуаций;

·  анализ видов деловой переписки, особенности составления деловых документов;

·  теоретическое и практическое освоение методики организации и проведения деловых бесед, коммерческих переговоров, деловых совещаний, официальных приемов, брифингов, пресс-конференций и использования современных средств коммуникации;

· рассмотрение вопросов делового этикета, бизнес-протокола и атрибутов делового общения; изучение исторических аспектов развития делового протокола.

Особенности изучения курса

        Программа построена таким образом, что, прежде всего, рассматривается предмет и объект изучаемой дисциплины, факторы, детерминирующие поведение в деловом общении, психологические защиты, прослеживается их влияние на коммуникацию, изучаются основные теории личности, внесшие вклад в соционику. В дальнейшем подробно рассматривается теория личности К.Г. Юнга и выявленные им психологические типы в контексте их поведения в деловом общении.    

      Подробно изучается имидж ряда психологических типов с рассмотрением их поведения в деловом взаимодействии и особенностей общения с другими психосоциотипами.

        Значительное внимание при изучении дисциплины направлено на освоение студентами психодиагностических методик, позволяющих не только исследовать имидж конкретного человека, но, прежде всего, понять особенности его делового взаимодействия, умения работать в команде.

Требования к знаниям, умениям, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины.

 

Знать:

-теоретические основы психологии делового общения;

-психологическое своеобразие различных типов людей, особенности их общения;

-стили и виды общения;

-виды конфликтов, стратегии выходов из конфликтных ситуаций;

-алгоритм составления резюме, портфолио.

Уметь:

-составлять малые социальные группы с учетом знаний о типах личности и стилях отношений, складывающихся между ними;

-освоить методики психологической диагностики, необходимые для организации работы успешных деловых групп и коллективов;

-уметь проводить математическую обработку полученного при психодиагностических исследованиях материала;

-составлять резюме и портфолио при приеме на работу;

-грамотно выстраивать самопрезентацию при приеме на работу.

Объем и сроки изучения курса

Рассчитан на 2 блока по 36 часов (ознакомительный, основной), из которых 19 лекционных, 53 часа практических занятий и самостоятельную работу студентов, в процессе которой осваивают изучаемый теоретический материал.

Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

        Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение самостоятельных работ.

Лекционные занятия

 Проводятся в аудитории оборудованной доской в объеме 19 часов.

Практические занятия

Проводятся в объеме 53 часа.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена особенностью построения практических занятий и самостоятельной работы студентов.  

На занятиях студенты дискутируют в объеме лекционного и изучаемого самостоятельно материала, осваивают входящие в программу обучения психодиагностические методики, обучаются их анализу и математической обработке для проведения факторного и сравнительного анализа полученных в процессе психодиагностических исследований результатов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Блок (ознакомительный)

п/п

Наименование

тем

Всего

часов

Количество часов

в том числе

лекции

практическая работа

Основные принципы и понятия дисциплины «Эффективность делового общения»

2

1

1

Общение как обмен информацией. Стили общения.

8

2

6

Конфликты и пути их разрешения

8

2

6

Деловое общение: виды, тактики и стратегии организации

4

2

2

Этика делового общения. Деловой документооборот.

8

2

6

Прием на работу: собеседование, портфолио, резюме.

6

2

4

Итого

36

11

25

    Блок (основной)

п/п

Наименование

тем

Всего

часов

Количество часов

в том числе

лекции

практическая работа

Техники эффективных продаж и общение с клиентами

8

2

6

Межличностное общение

10

2

8

Искусство публичных выступлений. Работа с аудиторией.

10

2

8

«Букварь для руководителя» (Управленческие навыки ).

8

2

6

Итого

36

8

28

Содержание учебного курса

1.Основные принципы и понятия дисциплины «Эффективность делового общения».

Общение как социально-психологический феномен. Понятия «общение» и «коммуникация». Функции общения. Виды общения: по уровням, по видам взаимодействия. Средства общения. Вербальные и невербальные системы значений. Проблема пространственно-временной организации общения. Кинесика и другие подструктуры невербальной коммуникации. Этапы общения.

2.  Общение как обмен информацией. Стили общения.

Структура общения. Информационная сторона общения. Коммуникативные барьеры в коммуникации. Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий. Основы трансактного анализа. Перцептивная сторона общения. Феномены межличностного и межгруппового восприятия.

3.   Конфликты и пути их разрешения.

Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия.

4.  Деловое общение: виды, тактики и стратегии организации.

Виды делового общения. Деловая беседа. Основные этапы и психологические сложности организации и проведения деловой беседы. Деловые переговоры. Тактики ведения переговоров. Деловые совещания. Дискуссии. Убеждающая коммуникация. Особенности поведения менеджеров в деловом общении.

5.  Этика делового общения. Деловой документооборот.

Этический контекст человеческого общения. Круг проблем этики. Мораль и этические регуляторы поведения и профессиональных взаимоотношений. Моральные категории, принципы и нормы профессиональной этики. Противоречия между этикой и бизнесом, болевые точки российского предпринимательства. Профессиональные и корпоративные этические кодексы.

6.Прием на работу: собеседование, портфолио, резюме.

Прием на работу в современной профессиональной сфере. Требования к соискателям. Собеседование. Составление резюме. Требования к составлению портфолио.

7.Техники эффективных продаж и общение с клиентами.

Ключевые факторы успеха продаж. Продажа товаров и продажа услуг: сходство и различие.        Как правильно готовиться к продажам. Самое трудное: переговоры о цене. Лояльность клиентов и клиентская пирамида. Типы трудных клиентов и их психологические особенности. Создание условий для долгосрочных отношений с клиентами.

8.Межличностное общение.

Как влиять на собеседников. Как привлечь к себе всеобщее внимание.        Как сделать так чтобы тебя слушали. Как поддерживать увлекательную беседу длительное время. Приемы вызова симпатии, доверия и интереса. Голос и взгляд, их роль в общении. Методы создания увлекательной и манящей манеры речи.

9.Искусство публичных выступлений. Работа с аудиторией.

Подготовка публичного выступления. Содержание и композиция публичного выступления. Методы экспресс-диагностики состояния аудитории. Способы удержания внимания аудитории. Методы управления аудиторией. Техники убеждения: рациональные и эмоциональные аргументы. Структурирование процесса общения с конкретными аудиториями. Преодоление сопротивления аудитории.        Приемы эффективного реагирования на агрессивную, недоброжелательную или невозмутимую аудиторию.

10.«Букварь для руководителя» (Управленческие навыки )

Умение общаться как основа успешного бизнеса. Особенности делового общения.Эффективный деловой имидж и правила поведения в бизнес-среде. Стили руководства и лидерства в организациях. Как общаться с руководителями, подчиненными, клиентами, партнерами, конкурентами. Приемы «ведения» партнеров по общению. Методы «коленного рефлекса» и способы «игры на эмоциях».

[a]

Поурочный план дисциплины «Школа лидера»

Блок ознакомительный

№ п\п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Тема 1: Основные принципы и понятия дисциплины «Эффективность делового общения».

1

2.

Практическое занятие№1. Игро-тренинговое занятие: «Вербальное и невербальное общение. Жесты»

1

3.

Тема 2: Общение как обмен информацией. Стили общения.

2

4.

Практическое занятие№2. Проведение тестирование: «Мой стиль общения», обработка результатов. Проведение игры по общению с разными стилями коммуникации.

2

5.

Практическое занятие№3. Игро-тренинговое занятие: «Подстройка и пристройка в общении»

2

6.

Практическое занятие№4. Игро-тренинговое занятие: «Обратная связь и ее функции в коммуникации»

2

7.

Тема 3: Конфликты и пути их разрешения.

2

8.

Практическое занятие№5. Игро-тренинговое занятие: «Выбор стратегии реагирования в конфликте»

2

9.

Практическое занятие№6. Игро-тренинговое занятие: «Способы выхода из конфликтных ситуаций»

2

10.

Практическое занятие№7. Игро-тренинговое занятие: «Универсальные алгоритмы решения конфликтных ситуаций во время переговоров»

2

11.

Тема 4: Деловое общение: виды, тактики и стратегии организации.

2

12.

Практическое занятие№8. Игро-тренинговое занятие: «Динамика переговорного процесса. Тактические приемы ведения переговоров на разных этапах»

2

13.

Тема 5: Этика делового общения. Деловой документооборот.

2

14.

Практическое занятие№9. Игро-тренинговое занятие: «Стратегии устных деловых коммуникаций»

2

15.

Практическое занятие№10. Игро-тренинговое занятие: «Стратегии письменных деловых коммуникаций»

2

16.

Практическое занятие№11. Игро-тренинговое занятие: «Этикет и протокол официальных мероприятий»

2

17.

Тема 6: Прием на работу: собеседование, портфолио, резюме.

2

18.

Практическое занятие№12. Игро-тренинговое занятие: «Составление резюме м портфолио»

2

19.

Практическое занятие№13. Игро-тренинговое занятие: «Собеседование у работодателя. Алгоритм успешного самопрезентации»

2

Итого:

36

Блок основной

№ п\п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Тема 7: Техники эффективных продаж и общение с клиентами

2

2.

Практическое занятие№1. Игро-тренинговое занятие: «Ключевые факторы успеха продаж»

2

4.

Практическое занятие№2.  Игро-тренинговое занятие: «Как правильно готовиться к продажам»

2

5.

Практическое занятие№3. Игро-тренинговое занятие: «Подстройка и пристройка в общении»

2

7.

Тема 8: Межличностное общение

2

8.

Практическое занятие№5. Игро-тренинговое занятие: «Психологические комплексы в общении, пути преодоления»

2

9.

Практическое занятие№6. Игро-тренинговое занятие: «Как стать «душой компании»»

2

10.

Практическое занятие№7. Игро-тренинговое занятие: «Техники обнаружения лжи. Как узнать обман по голосу, словам, динамике движений»

2

11.

Практическое занятие№8. Игро-тренинговое занятие: «Работа с реальными ситуациями и психологическими проблемами участника курса»

2

12.

Тема 9: Искусство публичных выступлений. Работа с аудиторией.

2

13.

Практическое занятие№9. Игро-тренинговое занятие: «Формирование профессиональных качеств голоса»

2

14.

Практическое занятие№10. Игро-тренинговое занятие: «Психология публичного выступления»

2

15.

Практическое занятие№11. Игро-тренинговое занятие: «Логика и техника публичной речи»

2

16.

Практическое занятие№12. Игро-тренинговое занятие: «Публичное выступление: оценка и анализ ошибок»

2

13.

Тема 10:«Букварь для руководителя» (Управленческие навыки).

2

14.

Практическое занятие№13. Игро-тренинговое занятие: «Основы деловой коммуникации»

2

15.

Практическое занятие№14. Игро-тренинговое занятие: «Мотивирование подчиненных»

2

16.

Практическое занятие№15. Игро-тренинговое занятие: «Формирование поддержки и преодоление сопротивления со стороны персонала»

2

Итого:

36

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. / 3-е издание. – М., 2009. – доступ в сети Интернет: Электронная библиотека PSYLIB – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm 
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. / Перевод А.А. Грузберга. – К.: PSYLIB, 2004. -  [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/berne02/ 
  3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. – М., Harvard Business Review, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/ 
  4. Десять правил ведения переговоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://soc.lib.ru/su/445.rar
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.koob.ru/docenko_e/ 
  6. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992.
  7. Каймакова М.В. Коммуникации в организациях. Текст лекций. – Ульяновск: УГТУ, 2008. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=58874&file=152.pdf 
  8. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск, 2009.
  9. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., 2009 – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kreger/ 
  10. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж: НПО „МОДЭК", 2011. – 176с. – доступ в сети Интернет: http://silva-metod.ru/file/item/_id-225/; либо: http://www.twirpx.com/file/54782/
  11. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. // Библиотека Ихтика. – [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://ihtik.lib.ru 
  12. Психические типы в бизнесе и политике. // Омский Форум.Ру. – Чудеса науки. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://forum.omsk.ru/showthread.php?tid=48135 
  13. Психологические проблемы самореализации личности. // Московский психотерапевтический журнал. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/links/p9.shtml 
  14. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2011. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz 
  15. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – М., 2011. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/scott_gini_graham/ 
  16. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – М., 2012.
  17. Социальная психология: Хрестоматия. / под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. – М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/belinskaya_e_p/socialnaya_psihologiya 
  18. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д, 2013.
  19. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011 - 416 с. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/stolyarenko_l_d/psih_del_obsh 
  20. Управление персоналом: словарь-справочник. // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm 
  21. Харрис Т.А. Я – ок, Ты – ок. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/harris/harris_ja_ok_ti_ok 
  22. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2009. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cialdini/influation_psihology 
  23. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – СПб, 2010. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cherednichenko_i_p/ 

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг. Как выявить лидеров.

Тренинговые упражнения является программой самообучения группы....

Сценарий конкурса "Лидер XXI века"

Сценарий проведения конкурса " Лидер XXI века". Включает в себя творческие, интеллектуальные конкурсы....

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...

Статья. Деятельность лидеров политических партий в Иркутской губернии (1901 – 1917 гг.)

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Партия отражает интересы определенной социальной группы. При написании исследовательской работы за основу были взяты пар...

Деятельность лидеров политических партий в Иркутской губернии (1901 – 1917 гг.)

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Партия отражает интересы определенной социальной группы. При написании исследовательской работы за основу были взяты пар...

Программа ученического самоуправления в общежитии Профессионального училища "Лидер"

Ученическое самоуправление в общежитии  - это сложный, но очень важный процесс социализации обучающихся. А главное - реализация программы дает возможность быть профессионально грамотными, коммуни...

Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом

Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...