Реализация блочно-модульного обучения на уроках физика
методическая разработка на тему

Третьякова Наталья Дмитриевна

Как показал многолетний опыт в преподавании физики, блочно-модульный методявляется весьма эффективным и перспективным, в том числе с точки зрения использования его при работе по Федеральным стандартам 3-го поколения СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnoe_obuchenie.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация блочно-модульного обучения на уроках физики.


        Как показал многолетний опыт    в преподавании физики, блочно – модульный метод является весьма эффективным и перспективным, в том числе с точки зрения   использования его при работе по Федеральным  стандартам 3 – го поколения СПО.

Основным преимуществом этого метода является  перераспределение времени внутри блока. Не секрет, что на любом традиционном уроке в основном говорит преподаватель и основой преподавательской деятельности являются  лекционные и комбинированные уроки. Большую  долю урока занимает объяснение нового материала и лишь небольшая часть времени отдана актуализации знаний и закреплению нового материала

Технология модульного обучения позволяет преподавателю оперировать всеми типами уроков: 
- изучение нового материала; 
- комплексное применение знаний; 
- обобщение и систематизация знаний; 
- комбинированный урок ;
- учетно-контрольный урок.

Преподаватель может моделировать уроки, используя различные формы, при этом активизируя деятельность обучающихся.

Данная технология позволяет  дифференцированно подходить к процессу обучения, можно предложить обучающимся индивидуальную деятельность или работу в парах и группах. При этом повышается мотивация к изучению физики.

Блочно – модульное  обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому обучающимся  выбрать свою самостоятельную и посильную траекторию обучения. Обучающиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, изготовлении наглядных пособий и т. д.

Такая технология помогает развивать различного рода умения и навыки:

- внимательно читать тексты;

- выделять главное и обобщать прочитанное;

- формулировать проблемы и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- заниматься исследовательской работой;
- участвовать в проектной деятельности развивая свои коммуникативные навыки;

- контролировать себя и осуществлять взаимоконтроль.

Блочно – модульное  обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность преподавателю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности обучающихся.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

- повысить мотивацию изучения предмета;

- повысить качество знаний;

- повысить уровень образовательного процесса в целом.

Недостатки блочно – модульного  обучения заключаются в том, что педагогическая  технология подходит не ко всем темам, предусмотренным  учебными программами; материал учебника недостаточно информативен; возникает необходимо готовить большой объем печатной продукции к уроку.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера преподавателя в способности обучающегося.

Рабочая программа по физики делится на следующие блоки:

1.Механика

2.Молекулярная физика и термодинамика

3.Основы электродинамики

4.Колебания и волны

5.Элементы квантовой физики

        6. Эволюция Вселенной  

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

                 

Приведу пример  модуля -  «Основы электродинамики»,

Блок 1 Электрическое поле

Блок 2 Законы постоянного тока

Блок 3 Электрический ток в различных средах

Блок 4 Магнитное поле

Блок 5 Электромагнитная индукция.

Рассмотрим блок 2   «Законы  постоянного тока»

 

1 модуль

Формирование новых знаний

Лекция

Электрический ток. Сила тока.

Условия существования  эл. тока

Лекция

Закон Ома для участка цепи. Эл.цеп.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

Лекция

Работа и мощность постоянного тока.

Закон Ома для полной цепи

2 модуль

Отработка умений и навыков

 

Обобщение материала

Отработка теоретических знаний по теме «Законы постоянного тока»

Решение задач

Решение задач на тему:

«Сила тока. Закон Ома для участка цепи»

Решение задач

Решение задач на тему:

«Параллельное и последовательное соединение проводников»

Решение задач

Решение задач на тему:

«Закон Ома для полной цепи. ЭДС.»

3 модуль

Экспериментальные исследования

Лабораторная работа

Лабораторная работа по теме:

«Параллельное и последовательное соединение проводников»

Лабораторная работа

Лабораторная работа по теме:

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

4 модуль

Контроль и проверка знаний и умений

Контрольная работа

 

Контрольная работа в тестовой форме

          1 модуль

Цель – формирование знаний, организация работы по усвоению обучающимися понятий, научных фактов предусмотренных учебной программой.

Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся с понятиями…  Дать представление о явлениях… Активизировать познавательную деятельность

Развивающая: Формировать умение работы с литературой. Приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.

2-3 модули

Цель – вырабатывать у обучающихся умения и навыки отвечать на поставленные вопросы, решать задачи по данной теме, составлять электрические цепи, проводить экспериментальные опыты,

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательная: Вырабатывать умения решать задачи, научить составлять электрические  схемы и читать их.

Развивающая: Научить работать с дополнительной литературой, справочниками и другими источниками информации. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

4 модуль

         Цель – осуществление контроля обучения, продолжение систематизации знаний, выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умения работать с тестовыми заданиями.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность анализировать.

          Модульный урок даёт возможность получить много оценок   за все виды устных и письменных работ. Получив неудовлетворительную оценку, обучающийся может самостоятельно исправить её, доработав материал. Обычно за урок обучающийся получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения и за практическую часть.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач.

 Данная технология предполагает, что обучающийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Преподаватель  при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность обучающихся.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний для того, чтобы сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля обучающиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе.

Модуль

Вид работы

Формы контроля

1. Механика

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

2. Молекулярная физика.

Термодинамика

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

3. Электродинамика

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

4.Колебания и волны

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

5. Элементы квантовой физики

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

6. Эволюция Вселенной

Реферат

Поиск информации научно-технического содержания

Проверка преподавателем

Выступление на занятии. Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".

Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника".  ...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

Блочно-модульная технология преподавания математики в колледже.

Ведущей идеей технологии является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково-творческого. Каждый обучающийся учится на своем уровне сложности, что обеспечивает личностно – диффе...

Элементы проблемного обучения на уроках физики

23.05.22г.    Элементы проблемного обучения на уроках физики.Актуально и применимо в прцессе обучения ....

Элементы проблемного обучения на уроках физики.

  20.09.2023год.  Элементы проблемного обучения на уроках физики.Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробуд...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...