Индивидуальная работа с родителями
материал на тему

Новикова Марина Германовна

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют  училище и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества училища и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую училищем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Воспитателя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление  деятельности.

В основе взаимодействия семьи и  воспитателя  лежат  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе  воспитателя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_roditelyami.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Формы и методы работы воспитателя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют  училище и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества училища и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую училищем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Воспитателя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление  деятельности.

В основе взаимодействия семьи и  воспитателя  лежат  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе  воспитателя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Встречи с родителями — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Воспитатель беседует с родителями о его характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, выписка из приказов, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон.

Общение с помощью интернет ресурсов: скайп, социальные сети, переписка с помощью электронной почты

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собранийорганизационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения,тематическиесобрания-диспутыитоговые  и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется воспитателем.

Общешкольные   родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Родительские собрания  внутри отделения проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы отделения, планирование воспитательной работы в отделении, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с училищем, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

 

Родители учащихся юридически не входят в  коллектив училища и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе  училища. Они своего рода социальные заказчики, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в жизни училища.  

Организация совместных досуговых мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и вечера, посвященные Международному женскому дню 8 марта, Дню Матери, Новому году, и концерты художественной самодеятельности. Посещение соревнований. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы
 досуга: совместные праздники,  подготовка концертов, спектаклей, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на

приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. 

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " индивидуальная работа с родителями

Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в техникуме и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее со...

План индивидуальной работы с родителями

План индивидуальной работы с родителями необходим каждому классному руководителя...

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями

Забота воспитателя о создании в отделении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с пои...

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Организация индивидуальной работы работы со студентами

Журнал индивидуальной работы со студентамиЖурнал учета достижений и взысканий обучающихся...

Статья «Работа с родителями как важный компонент воспитательной работы в УДОД»

В статье описываются индивидуальные и коллективные формы взаимодействия с родителями учащихся студии "АккСи+"...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...