Формы и методы работы мастера п/о с родителями
методическая разработка на тему

 

Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности куратора к этой работе.Куратору необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии студента. Отсюда содержанием взаимодействия куратора с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_kuratora_s_roditelyami.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство профессионального образования,

подготовки и  расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Формы и методы работы мастера п/о с родителями».

Дьячковская Анна Николаевна- куратор гр. «Сварщик»

ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум».

2016 г.

Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности куратора к этой работе.Куратору необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии студента. Отсюда содержанием взаимодействия куратора с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.
Куратору следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований колледжа и семьи по отношению к личности студента. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее; 
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; 
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. 

Вся деятельность куратора с родителями обучающихся в нашем техникуме представлена следующими направлениями: 

  • изучение семей и условий семейного воспитания; 
  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; 
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • взаимодействие с родительским комитетом;
  • совместная деятельность родителей и обучающихся.

      По форме работа с родителями бывает коллективной и индивидуальной. Изучение семей и условий семейного воспитания
в Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, кураторы посещают семьи и знакомятся с ними в естественной и неформальной обстановке.
      В ходе посещения кураторы выясняют условия, созданные для домашних занятий студента, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг студентов, каков его круг общения. Кураторы стараются понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовать жизнь и деятельность в семье.        В ходе, таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным, не начинать характеристику студента с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов, не превращаться в сплетника.
После посещения и изучения семей кураторы составляют социальный паспорт группы.
       Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для преподавателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, преподаватель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

       Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход куратора должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. 
       Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе. На первом же родительском собрании кураторы знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.На последующих родительских собраниях кураторы информируют родителей об уровне сплоченности и организованности группы, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них студентов.
          Психолого-педагогическое просвещение родителей
Самая распространенная форма работы преподавателя с родителями – это родительские собрания. Родительские собрания проводятся 4 раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в группе, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с колледжем, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии студента, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.
        Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности студента. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждой группе кураторы делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.
        Взаимодействие с родительским комитетом для повышения эффективности обучения и воспитания студентов в группе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе группы, колледжа. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с куратором и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании студентов группы.  Совместная деятельность родителей и студентов
это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность студента; улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и студентов. Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий.

        Родители помогают куратору в подготовке внеурочных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижена, особенно в мероприятиях. Но даже единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Все рассмотренные направления, формы и методы работы куратора с родителями и обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса техникума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.

  Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ

Статья на тему:ТЕМА«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕ­ВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ»...

Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограни...

Активные формы и методы работы на уроках вокала.

Уроки вокала - это обязательное творчество. Какими методами можно активировать деятельность учащихся......

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...