Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". автор : Руководитель физической культуры Прокопов В.В.
статья на тему

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". Статья содержит обзор научно - исследовательского материала за последние годы, а также рассматривает проблему вредных привычек, гиподинамии и их влияние на современных студентов. Так же в статье содержится материал по основам профилактики влияния факторов риска на студентов. 

Статья размещена в сборнике докладов 5-й международной научной конфененции "Высшее образование для 21 века"  Москва, Московский гуманитарный университет. 13 - 15 ноября 2013 года.

Автор: руководитель физической культуры ГБПОУ Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий "Царицыно" Прокопов Вячеслав Владимирович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Научная статья Прокопова В.В.68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: руководитель физической

Культуры ГБПОУ Московского

колледжа управления, гостиничного

бизнеса и информационных

технологий«Царицыно»

Прокопов В. В,

  Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов

средних специальных учебных учреждений

 

     Сегодняшний уровень цивилизованности страны определяется не только развитием космической техники, электроники и уровнем атомной энергетики, но и продолжительностью жизни населения, являющейся одним из наиболее обобщенных показателей здоровья человека. Здоровье нации – это определенная норма потока смены поколений, сохраняющая определенный  уровень достаточности здоровья. Здоровье – репрезентатор социальной, экологической, духовной, экономической норм развития любой цивилизации. Здоровье нации – это высокий уровень экономики и обороноспособности страны. Здоровье нации тесно связано с нормой развития общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта. [3,9].

     В последние десятилетия все чаще стали говорить о наступлении эры «болезней цивилизации», особенно заболеваний сердечно – сосудистой системы. Не случайно говорят об эпидемии этих болезней, вышедших на первое место в структуре заболеваемости населения мира. Не случайно эти заболевания называют «болезнями цивилизации» ( точнее – болезни от цивилизации ). Речь идет о преобладании расстройств, связанных с научно – техническим прогрессом, нарушениями экологического равновесия, в конечном счете с интенсивными изменениями условий и образа жизни современного человека в экономически развитых странах. Любопытно, что еще А. П. Чехов говорил о такого рода болезнях. Свой рассказ «Случай mania grandioga» он начинает следующим образом: «Что цивилизация, помимо пользы, принесла человечеству и страшный вред, никто не станет сомневаться. Особенно настаивают на этом медики, не без основания видящие в прогрессе причину нервных расстройств, так часто  наблюдаемых в последние десятки лет» [3,12].

      Болезни цивилизации прямо или опосредованно связаны с развитием современного мирового сообщества. Так, образ жизни и поведение населения преобразовались или преобразуются в связи с урбанизацией, химизацией и другими искусственными изменениями внешней среды, в связи с интенсификацией производственных процессов. В свою очередь, эти факторы способствуют неадекватным нейроэмоциональным реакциям, психологическим и иным стрессам, резким изменениям баланса питания, информационным перегрузкам, физической обездвиженности. Таким образом, болезни цивилиза – ции – не фатальная предопределенность, а следствие деяния самих людей. Следовательно, профилактика этих заболеваний вполне реальна. Болезни цивилизации зависят главным образом от воздействия факторов внешней среды. Речь идет о воздействии комплекса факторов, и прежде всего о совокупности экзогенных, социально – экономических факторов и изменившемся образе жизни. [3,21].

     Образ жизни – это комплекс наиболее существенных и типичных характерис – тик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности ( активности ) людей, непосредственно воздействующих на их здоровье. В научное определение организма должна входить и среда, так как без последствий существование организма было бы невозможным. Здоровый образ жизни – непременное условие здоровья человека. Отмечается большая зависимость между заболеваемостью и образом жизни человека [3,201].

     По – видимому, факторами риска следует называть такие факторы, которые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов, по – видимому, целесообразно выделить две основные группы факторов риска, имеющих важное значение для проведения профилактических мероприятий [3,32].   

              В настоящее время существуют следующие факторы риска:

1) Действие фактора насыщенности эмоциональными стрессами и конфлик –  тами на организм характеризуется тем, что эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конкретные ситуации. Как временное явление стрессовая реакция необходима, но если она не ограничена временем, то катаболический метаболизм может привести к разрушительным последствиям. При длительности стресса каждый подъем энергии приводит к определенному разрушению Чем меньше тренированность организма, тем, следовательно, в большей мере возникает состояние максимальной мобилизации функций мышечной и сердечно- сосудистой систем. Но именно для нетренированного организма, обладающего недостаточными резервными возможностями, такая мобилизация может оказаться непосильной. Образуется замкнутый порочный круг. Меньшая тренированность усиливает состояние напряжения и в то же время приводит к тому, что организму трудно выдержать это состояние. В этом причины того, что полезные в принципе для организма состояния отрицательных эмоций в условиях жизни современного человека становятся одним  из факторов поражения сердечно – сосудистой системы        [3,50].

2) Очень большим минусом для здоровья современного человека является фактор физической обездвиженности. Мышечная деятельность является врожденным фактором, важнейшим условием совершенствования как двигательных, так и вегетативных функций. Двигательное развитие не происходит само собой с достижением определенного возраста. Двигательное развитие – это результат движений. Оно достигается большим количеством движений. Существует крылатое выражение И. А. Аршавского: «Человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни».   Двигательный голод и некоторые болезни века побудили по – новому осознать жизненный смысл двигательной активности, особенно в тех оптимальных формах, которые несет физическая культура, которая в наш век все больше признается едва ли не единственным средством неутилитарного плана. Сегодня, используя все имеющиеся средства, необходимо формировать общественное мнение и показывать не только все то положительное, что обществу в целом и каждому человеку в отдельности может дать физическая культура. Вместе с этим на конкретных примерах нужно показывать то, что общество теряет в результате отсутствия у части населения привычки и осознанной потребности регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом. Мы являемся свидетелями бурного роста алкоголизма, наркомании и преступности. В нашей стране насчитывается 36 миллионов алкоголиков. По сведениям МВД, до 12 миллионов граждан потенциально способны совершить уголовные преступления. Физическая культура и спорт на сегодня – один из немногих сфер, которые, не будучи слишком обременительными для государства, способны своими специфическими средствами эффективно аккумулировать невостребованную энергию молодых людей, особенно учащихся подростков и юношей [3,66].

3) Фактор нерационального питания несет в себе источник различных болезненных состояний, низкой физической и умственной работоспособности, сокращения продолжительности жизни. «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не живет до ста лет. Поль Брегг считает, что 99 % больных страдают из – за неправильного, неестественного питания» [2,86].

4) Существует еще множество факторов, которые отрицательно влияют на здоровье человека, еще один из них – это проблема экологического дисбаланса. Одной из самых острых проблем современности является загрязнение природной среды и пищевых продуктов многообразными токсическими веществами. В ходе эволюции человек имел контакты только с теми веществами, которые входят в состав пищи, питьевой воды и воздуха. Именно эти соединения сформировали системы обмена веществ и нейтрализации опасных веществ. И вот спустя сотни тысяч лет появляется и бурно развивается производство совершенно новых веществ, ранее не встречавшихся живому организму. Независимо от их назначения, выгодности, уровня опасности все они истинно чужеродны для человека.

5)  Что касается генетического фактора, то мировая статистика свидетельствует, что число детей, рождающихся с различной степенью физиологической незрелости, приближается к 90 %. Это значит, что абсолютно здоровым рождается в среднем лишь один ребенок из десяти. Эти бывшие физиологически незрелые дети будут первыми кандидатами на атеросклероз, сахарный диабет, ишемическую болезнь. Предопределенная еще в период внутриутробного развития пониженная сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды обезоруживает человека перед лицом грозных болезней цивилизации         [3,28].

      Данные официальной статистики и результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним [1,30].

6) Курение – один из основных факторов риска формирования расстройств здоровья и одна из основных причин случаев смерти, которые можно было бы предотвратить. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что  чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких патологий, как хронический бронхит, эмфизема, сердечно – сосудистые заболевания, рак легкого. Однако, с точки зрения подростка, курение представляет потенциальную или весьма отдаленную опасность для здоровья.      С другой стороны, информация о риске снижения функциональных возможностей дыхательной системы при курении может произвести достаточно сильное впечатление, особенно на школьников, ориентированных на занятия спортом или другими видами активной физической деятельности [1,31].

   По данным научных исследований, в настоящее время в Российской Федерации девушки наиболее часто приобщаются к курению в возрасте 13 – 14 лет. За последнее десятилетие возраст начала курения у подростков снизился на 1 – 2 года. С 13 – до 17 лет частота курения среди юношей возрастает в 3,5 раза, среди девушек – почти в 17 раз. По данным длительных наблюдений, распростра –  ненность курения среди подростков младшего возраста ежегодно увеличивается в среднем на 1 %, старшего возраста на 2 %  [1,31].

   Анализ причин курения показывает, что формирование данной привычки наиболее часто отмечается среди детей, члены семьи, сверстники или друзья которых курят, а также среди работающих подростков и совмещающих учебу с работой. Об этом свидетельствуют и данные о большей распространенности курения среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Так, более 60 % юношей и 40 % девушек – учащихся ПТУ и колледжей курят постоянно [1,31].

   Кроме того, установлено, что некоторые психологические черты, сформировавшиеся под воздействием определенных социальных условий, способствуют приобщению подростков к курению. К таким личностным чертам относятся отсутствие ясных жизненных целей и социальных установок, а также желание как можно раньше приобщиться к «взрослым» стереотипам поведения    [1,31].

   7) За последние 30 – 40 лет во всем мире увеличилось число подростков, употребляющих алкогольные напитки. Психологические особенности подросткового возраста, психическая неуравновешенность в сочетании с внешними факторами и образом жизни формируют определенные условия, способствующие или препятствующие приобщению подростков к употреблению спиртных напитков. На возникновение у молодых людей этой привычки большое внимание оказывают так называемые микросоциальные факторы или факторы внешнего окружения: отношение к алкоголю в семье, среди сверстников, образовательный уровень семьи и лиц, составляющих круг общения, и другие. Значительные и быстрые социально – экономические и культурные перемены, произошедшие за последние годы в нашей стране, привели к очень выраженному росту распространенности среди подростков употребления алкоголя, о чем с очевидностью свидетельствуют данные ряда научных исследований [1,32].

   За период с 1987 по 1997 годы частота употребления спиртных напитков подростками старшего возраста увеличилась почти на 50 %, причем среди девушек эта тенденция несколько более выражена. В настоящее время возраст приобщения подростков к алкоголю снизился и составляет 11 – 12 лет. Уже в 13 – 14 лет выявляется значительное число подростков, регулярно и часто употребляющих спиртные напитки. С возрастом тенденции к увеличению распространенности употребления алкоголя среди подростков нарастают. В конце 90-х годов часто употребляют алкоголь 10 % юношей и 2,2 % девушек 13 – 15 лет, а также более 15 % юношей и почти 10 % девушек 16 – 17 летнего возраста. Эти данные свидетельствуют о том, что для значительной части подростков велика вероятность привыкания к алкоголю. В последние годы в России количество таких подростков значительно увеличилось. По данным Минздрава Российской Федерации, за пятилетие ( 1993 – 1997 гг. ) число детей до 17 лет с впервые выявленным злоупотреблением алкоголем, стоящих на профилак –  тическом учете в специализированных медицинских учреждениях возросло на    20 % [1,33].

   Частое употребление подростками алкоголя, даже при отсутствии алкогольной зависимости, может способствовать возникновению в ближайшем и отдаленном будущем серьезных расстройств здоровья ( хронической недостаточности питания, снижения сопротивляемости организма инфекциям, цирроза печени, онкологических заболеваний ), а также формированию различных психических нарушений, девиантных ( отклоняющихся ) форм поведения и, в целом, образа жизни, сопряженного с риском для здоровья [1,33].

8) Также за последние десятилетия одной из ведущих медико – социальных проблем стала проблема распространения среди детей и подростков употребления наркотиков, лекарственных и токсических веществ, более раннее приобщение к ним. В связи с изменениями в политической и социальной сферах данная проблема для России в настоящее время приобрела огромное социально – экономическое и демографическое значение. По данным Минздрава Российской Федерации, в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. За последние 5 лет происходит значительное ежегодное увеличение количества детей, приобщающихся к употреблению наркотических и токсических веществ. Крайне тревожным является то, что среди детей до 14 лет за пятилетний период частота впервые выявленной наркомании возросла в 20 раз, токсикоманий в 15 раз [1,36].

   Следует отметить, что за последние годы большую популярность среди подростков получило одновременное употребление нескольких средств медикаментозного и немедикаментозного характера. Кроме того, растет распространенность такого вида токсикомании, как вдыхание различных летучих химических веществ. Зависимость в этих случаях формируется очень быстро и является наиболее трудно поддающейся лечению и реабилитации. Вдыхание паров химических веществ, даже однократное, может привести к необратимым изменениям центральной нервной системы, внутренних органов, а при высокой токсичности – к смертельному исходу. Медико – социальными исследованиями установлено, что росту наркомании и токсикомании среди подростков во многом способствуют определенные социальные и микросоциальные условия. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4 % подростков – наркоманов именно это является причиной приобщения к наркотикам [1,36].

   Правильный образ жизни доступен каждому человеку, его преимущества неоспоримы. Чтобы быть здоровым, необходимо разумно провести молодые годы. Сбережению и преумножению резервов здоровья содействует умеренность и воздержанность в образе жизни человека, жизнь, чуждая излишествам и извращениям  [3,230].

   Представленные данные свидетельствуют о том, что среди современных подростков широко распространены отдельные факторы риска. Выявленные тенденции свидетельствуют о неблагоприятном прогнозе состояния здоровья населения России в ближайшем будущем. В то же время эффективная, организованная на современном уровне профилактическая работа позволит снизить риск выраженного ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения [1,30].

   Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Под культурой понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура – это не только сумма нравственных начал. Очень часто люди ( а тем более студенты и подростки ) не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья они обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни [3,201]..

   Для наиболее эффективного влияния на состояние здоровья современных студентов средних учебных заведений необходимо принимать следующие меры:

  1. Для осуществления коррекции отклонений в физической подготовленности студентов и для профилактики заболеваемости, постановка физического воспитания должна основываться на личностно ориентированном подходе.
  2. Реализация личностно ориентированного подхода может осуществляться путем привлечения к разработке индивидуальных программ занятий самих студентов, что приведет к отчетливому осознанию ими цели занятий и путей ее достижения.
  3. Содержание каждого блока, алгоритма составления индивидуальной программы, коррекции физической подготовленности студентов должна определяться самим студентом с помощью преподавателя, исходя из его индивидуальных отклонений в состоянии здоровья и физической подготовленности.
  4. Для оптимизации процесса коррекции физической подготовленности с использованием индивидуальных программ целесообразно применение комплекса информационных средств, к которым могут относиться компьютерные программы, различного рода методические указания и контрольно – нормативный инструментарий.
  5. В результате проведения экспериментальных исследований различного характера – доказано, что применение индивидуальных коррекционных программ, разрабатываемых с участием самих студентов, не только обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, но и способствует улучшению психоэмоционального состояния и повышению теоретической грамотности [4,9].

                                                Литература.

  1. Баль Л. В. Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5 – 9 класс: Учебно – методическое пособие – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 192 с. – ( Здоровьесберегающая педагогика ).
  2. Брэгг П. С. Нервная сила. – М.: «Траст», 1991. – 91 с.
  3. Лисовский В. А., Евсеев С. П., Голофеевский В. Ю., Мироненко А. Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебное пособие – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.
  4. Семенова Л. А., Шлыков П. В. Научно – теоретический журнал № 1 – 2011.Теория и практика физической культуры. // Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по информатике для студентов средних специальных учебных заведений

В данной методической разработке собраны кроссворды и сканворды по всем основным  темам и разделам учебной дисциплины: " Информатика"....

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". В статье рассматриваются проблемы здоровья современной учащейся молоде...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД .06 Физическая культура по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД.06 Физическая культура созданы на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...