Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на зарубежном опыте
статья на тему

Урукова Альбина Гурьевна

опыт дуальной формы обучения в системе профессионального образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение  Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на зарубежном опыте.

                                                                                                      Материал подготовили

                                                                                                      преподаватели спецдисциплин

                                                                                                      Федорова Т.П. и Урукова А.Г.

Чебоксары, 2016г.

Введение

            Об острой необходимости пересмотра подходов в подготовке рабочих кадров власть и общественность говорят не первый год. Время требует использования инновационных технологий, новых материалов, увеличения производительности труда, высоких темпов возведения объектов. Обучение в основном происходит в составе бригад или методом наставничества на стройплощадке, где можно получить только практические знания. Кое-что такие рабочие могут сделать, но у них нет базовых знаний о строительных материалах и технологическом процессе. В результате отсутствие необходимой профессиональной компетенции у рабочего приводит к увеличению стоимости работ из-за их низкого качества, брака, который придется устранять за счет работодателя.

           В повышении уровня подготовки строителей, казалось бы, напрямую заинтересован бизнес. Но это в теории, а на практике руководителям предприятий некем заменить работников, направленных на обучение. Опытные каменщики и монтажники давно объединились в бригады и занимаются поиском заказов. В результате они не числятся в качестве штатных рабочих на предприятии, поэтому направлять на обучение работодатель не может.  

        Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира.  Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке.

 При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение. Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.

          Для повышения качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных  рабочих кадрах   необходимо ставить следующие задачи:

-развивать материально-техническую базу учебного заведения совместно с социальными партнерами; 

-внедрять в профессиональную подготовку студентов передовые приемы и методы организации труда; 

-заинтересовать социальных партнеров совместно планировать направления взаимодействия в подготовке  рабочих кадров; 

-повышать у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности); 

        Выполнение перечисленных задач должны привести к ожидаемому результату в виде  постоянно, эффективно работающего союза: работодатель - образовательное учреждение – студент.

Подготовка рабочих кадров-требование времени

          Наиболее остро стоящие вопросы в подготовке рабочих кадров для современного производства:

-каким требованиям должен удовлетворять специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован?

-как подготовить конкурентоспособного специалиста, не имея  высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать?

       Введенные в действие в 2013 году федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования направлены на освоение профессиональных и общих компетенций.

В нашем техникуме по направлению «строительство» обучаются студенты по следующим профессиям:

  • Мастер общестроительных работ
  • Мастер отделочных строительных работ
  • Мастер сухого строительства
  • Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
  • Сварщик  

       Обучение по названным профессиям ведется по 4-7 профессиональным модулям, в объем которых включаются 50% часов лабораторных и практических работ.

 Освоение профессиональных компетенций по профессиональным модулям невозможно без наличия лабораторного оборудования. Для приобретения которого необходимо привлечь социальных партнеров(работодателей), что повысит уровень подготовки квалифицированных кадров. Согласно требованиям ФГОС  третьего поколения

образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.  Создать такую обширную  базу проблемно- необходимо участие социальных партнеров.

         В настоящее время образовательные учреждения  и строительные организации сходятся во мнении, что работодателей надо активнее привлекать к участию в прогнозировании потребности в рабочей силе, что подразумевает более тесное их взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями. Однако, такое сотрудничество не должно сводиться лишь к формированию требований к уровню подготовки, а включать и финансовую поддержку данного процесса, помощь в укреплении учебно-материальной базы.

        Чтобы заинтересовать работодателя в таком сотрудничестве, подготовку кадров по основным рабочим профессиям для каждого крупного строительного предприятия планируется сосредоточить в одном базовом  учебном заведении. Это позволит учитывать специфику предприятий и применяемого там оборудования при обучении студентов, использовать их производственную базу для проведения практики. Целенаправленная подготовка кадров повысит заинтересованность работодателя в укреплении учебно-материальной базы конкретного учебного заведения и комплектовании групп обучения.

Зарубежный опыт в системе   профессионального образования

        Качественное изменение кадровой ситуации на рынке труда в первую очередь зависит от продуманной профориентационной работы, активного участия в ней предприятий, саморегулируемых организаций и органов как местного самоуправления, так и  федеральных властей.

       Обратимся к зарубежному опыту, а именно к системе профессионального образования в Германии, которая высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Работодателям выгодно сотрудничать с образовательными учреждениями и на своих мощностях готовить молодые кадры, несмотря на то, что компании тратят собственные средства.

 Дуальная система профессионального обучения в Германии

    Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух учреждениях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в профессиональной школе (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Оба учреждения являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза.

  Дуальная система по своей сути означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве.

 В основу обучения положен принцип взаимосвязи теории с практикой. По окончании обучения  по учебным программам профессиональной подготовки, ученик сдает квалификационный экзамен. По результатам квалификационного экзамена выдается сертификат от работодателя.

      Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза или ссуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии.

     Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. На теоретическую и практическую части отводится примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, – результативность. Срок, на который рассчитаны германские программы дуального обучения, варьируется в промежутке от двух до трех с половиной лет. 

         В 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. Пилотные проекты реализуются в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях. Регионы-участники отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ). В некоторых из них уже определены колледжи, которые станут инновационными площадками. Например, в Ульяновской области этот статус получат техникум приборостроения, авиационный и технический колледжи. Выбраны они не случайно, а потому, что способствуют развитию основных направлений промышленности региона. По такому же принципу отбираются участники эксперимента и в других субъектах федерации. В Красноярском и Пермском краях это будут колледжи, осуществляющие подготовку кадров для машиностроительной отрасли, в Калужской области – для предприятий автомобильной промышленности, в Ярославской – для фармацевтической и двигателестроения.

        Предполагается, что регионы-участники пилотного проекта получат административную и методическую помощь АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда РФ, консультационную помощь Всемирного банка и поддержку Российско-Германской внешнеторговой палаты. 

           В  России должна быть дуальная система профессионального образования. Ситуация, вызванная увеличением иностранных инвестиций и ростом промышленного производства, выявила недостатки российской системы профобразования. Систему образования определяет и финансирует государство. Не все российские предприятия готовы инвестировать финансовые ресурсы в систему профобразования, хотя именно этого требует дуальная система.  

В чем сложность внедрения дуального обучения  в России?

        В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.  Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ.

       Главная задача, которую необходимо решить системе образования — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

       В феврале 2015 года  в Торгово-промышленной палате РФ прошел семинар, на котором демонстрировался пермский опыт развития дуального обучения. Наработками заинтересовались представители 30 регионов. И еще: на основе анализа пилотных проектов будут подготовлены рекомендации по изменению законодательства и совершенствованию системы управления профессиональным образованием. Может быть, этим самым и будет заложено начало пути, который приведет к решению основной (инвестиционной) проблемы.

Источники информации

     1.  Бюллетень национального объединения строителей. Национальное объединение

          строителей: Москва, 2013г.

     2.  Статья Татьяны Барминой, заместителя директора НП СРО «Объединение

          строителей астраханской области»;

     3. www.firo.ru/?page_id=11952

     4. news-vendor.com/news/450343

     5. Аналитическая справка по мероприятию 3.1: proftech.ntf.ru/node/112

     6. Аналитическая справка по мероприятию 3.1: proftech.ntf.ru/node/112

     7. kremlin.ru/news/19625

     8. Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании».

     9. http://www.myshared.ru/slide/907449/. Дуальная система профессионального    

        образования в Германии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

«Подготовка квалифицированных кадров для транспортного кластера в соответствии с потребностями экономического развития региона»

Образовательные организации и бизнес – сообщество нуждаются друг в друге. Только путем тесного взаимодействия можно добиться должного качества профессионального образования выпускников, обеспечи...

статья Повышение качества подготовки педагогических кадров СПО

Статья преподавателя колледжа "Повышение качества подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования в условиях Ресурсного центра"...

Совершенствование модели подготовки кадров в колледже посредством конкурсов профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся, создают условия для формирования профессиональных компетенций и направлены на поготовку технически грамотных высококвалифицированных специалист...

Статья "Компетентностно - ориентированное задание как современное средство оценивания качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов"

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результ...

Статья "Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства"

Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эфф...