Работа службы постинтернатного сопровождения в МКОУ "Детский дом "Семья" г.Ноябрьск
статья по теме

Ремизова Ирина Валентиновна

Описание работы службы постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ "Детский дом "Семья" муниципального образования город Ноябрьск ЯНАО. Помощь выпускникам детского дома в социализации и интеграции в обществе после выхода из детского постинтернатного учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Служба постинтернатного сопровождения выпускников в

«МКОУ «ДД «Семья»

(выступление на ГМО 01.03.2016г.)

Особую актуальность в области социальной политики государства в период становления социально-ориентированной личности приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей. От того, насколько благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

        Одним из направлений работы педагогического коллектива МКОУ «Детский дом» с 2006 года является реализация программы социального сопровождения выпускников «Становление» (утверждена на заседании Опекунского совета УО г. Ноябрьска 26.03.2006г., протокол №7), авторы В.С. Белоцерковец, И.Н. Грунина.

Основной целью программы является оказание сопроводительной помощи выпускникам на этапе их социализации и самореализации, профилактика вторичного сиротства.  

На основании Указа Президента Российской  Федерации  от 28 декабря 2012г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в рамках реализации программы «Становление» был составлен комплексный план, позволяющий наладить межведомственное взаимодействие  для оказания  педагогической, юридической, социальной, медицинской и иной помощи   лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, с привлечением к сопровождению выпускников детского дома, кроме его работников, другие структурные подразделения города Ноябрьска. На данный момент заключены договора социального партнерства с Управлением социальной защиты Администрации г. Ноябрьска, с региональной общественной организацией «Центр поддержки и развития некоммерческих организаций Ямала», Центром занятости населения г. Ноябрьска, Некоммерческой организацией «Ноябрьская  Нотариальная палата Ямало-Ненецкого автономного округа», Окружным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», управлением ФСКН России по ЯНАО, МБУ «КЦСДОД и М» и т.д.

Так по заключенному Соглашению о взаимодействии между Управлением социальной защиты населения (УСЗН) Администрации города Ноябрьска и МКОУ детский дом «Семья» 05.12.2014г. в УСЗН была предоставлена информация о выпускниках детского дома «Семья», с целью обеспечения стабильного функционирования системы предоставления мер социальной поддержки выпускникам. От выпускников, нуждающихся в мерах социальной помощи было получено 40 заявлений и согласий на обработку сведений (персональных данных) в соответствии со статьей 9 ФЗ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

На сегодняшний день, из стен детского дома в самостоятельную жизнь вышли 90 выпускников. Успешность устройства наших выпускников в самостоятельной жизни всегда была достаточно высока, по состоянию на 01 марта 2016г., - 93 %.

Выход из детского дома означает для ребенка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первом плане - проблемы социальной адаптации. Чтобы сократить возникающие социальные проблемы, с воспитанником ведется активная работа по подготовке его к социализации в обществе (за полгода до выпуска).  Разрабатывается индивидуальный план сопровождения будущего выпускника, бланки для проведения экзаменационной недели, назначается комиссия по определению готовности воспитанника к самостоятельной жизни. Педагоги-наставники (в этой роли выступают опытные наставники -  воспитатели, помощники воспитателей) совместно с социальным педагогом по работе с выпускниками составляют и реализуют индивидуальный план сопровождения будущего выпускника. Итогом данной работы является «Зачетная книжка выпускника» -  документ, подтверждающий готовности выпускника к самостоятельной жизни. Так с использованием технологии составления и реализации индивидуального плана сопровождения прошли этап подготовки к самостоятельной жизни 4 выпускника.

           Одной из главных задач службы постинтернатного сопровождения является содействие в получении образования и повышение квалификации с учетом индивидуальных особенностей и возможностей выпускников детского дома поэтому, разработка индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности выпускника в целом продолжается и после выхода из интернатного учреждения.

Желающим получить высшее образование оказывают помощь в оформлении документов для поступления в ВУЗы. Положительно решается вопрос с организациями по оплачиваемой производственной практике. Почти все наши студенты обучаются на бюджетных местах.

Сегодня студентами ССУЗов являются 10 выпускников, что составляет 12%.  

Обучается заочно в ВУЗе – одна выпускница – 1%.

На дневном отделении в ВУЗе - один выпускник – 1%.

 Уровень образования:

- высшее профессиональное образование имеют – 12 чел. – 14%;

- среднее профессиональное образование – 17 чел. – 19%;

- начальное профессиональное образование с получением полного    общего образования – 6 чел. – 7%

- начальное профессиональное образование без полного общего    образования – 31 чел.  – 34%

- полное общее образование 11классов без профессионального образования - 3 чел. – 3%

- 8-9 классов без профессионального образования – 16 чел. – 18%  

Таким образом, студенты составляют 13%.

Высшее и среднее профессиональное образование имеют 32% выпускников.      

Одним из главных направлений постинтернатного сопровождения является - оказание помощи выпускникам в трудоустройстве и контроль их адаптации в трудовом коллективе. Администрация ходатайствует о приеме на работу выпускников, о постановке их на учет в Центр занятости населения, осуществляется связь с руководителями предприятий города, где работают наши выпускники. Отслеживается соблюдение трудового законодательства выпускниками и администрациями организаций. Оказывается, при необходимости, помощь в разрешении конфликтных ситуаций на работе. С выпускниками проводятся индивидуальные беседы об их профессиональных возможностях и перспективах профессионального роста.

Среди них можно отметить 6 выпускников, которые проработали на одном предприятии более 10 лет; 7 человек – более 5 лет; 20 выпускников – более 1 года. 12 выпускников начинали свой трудовой путь непосредственно в детском доме, 3 человека работают у нас и в настоящее время. На данный момент:

- работают постоянно – 47чел. -  52%

- работают периодически или подрабатывают – 5 чел. – 6%

- в отпуске по уходу за детьми – 7 чел. –8%

-состоят в ЦЗН, как безработные – 2чел. – 2%

            - выехали за пределы г. Ноябрьска – 16 чел. - 18%

- домохозяйки - 2 чел. – 2%

           За 2015 год по достижению 18-летнего возраста в самостоятельную жизнь вышли четыре воспитанника. Одна воспитанница выпустилась в феврале 2016года.  2 выпускника состоят на учете в ЦЗН. Три выпускника продолжают обучение в ССУЗах. Прежде, чем определиться с выбором профессии с воспитанниками была проведена диагностика, цикл консультаций со специалистами Центра занятости населения. Обязательным условием при выборе будущей профессии, является желание воспитанника.

Педагогом-психологом был проведен курс занятий по теме «Профессии, которые мы выбираем». Цель данного мероприятия: знакомство с видами профессий востребованных в городе Ноябрьске. Государственная молодежная политика. Приоритетные направления.

Библиотекарем детского дома был подготовлен стенд для воспитанников с подробной наглядной информацией о видах профессий, об актуальных профессиях в регионе и городе Ноябрьске. Представлены буклеты различных учреждений города, предоставляющих услуги профессиональной ориентации.

          Одной из ключевых задач, отражённых в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой Указом Президента РФ ОТ 01.06.2012 года № 761 является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе. В рамках выполнения этой задачи на базе детского дома с 01.01.2014 г. было создано структурное подразделение «Центр помощи семье и детям», одной из служб которого является «Служба постинтернатного сопровождения выпускников».  Детский дом, в рамках работы Центра организует комплексное индивидуально-ориентированное сопровождение выпускников: заключает договоры с выпускниками на основании их заявлений, изучает условия жизни, составляет Акты обследования жилищно-бытовых условий, определяет реестр услуг, организует работу по оказанию конкретной помощи нуждающимся выпускникам.

   С января 2014 года с выпускниками заключено 43 договора на постинтернатное сопровождение, социальным педагогом по сопровождению выпускников подготовлено 43 индивидуальных плана дальнейшей работы.

  В составе Службы постинтернатного сопровождения выпускников функционирует Отделение постинтернатной адаптации выпускников (далее Отделение), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте, до 23 лет. В исключительных случаях услуги могут предоставляться лицам указанной категории в возрасте 23 лет и старше.

Отделение   предоставляет услуги в стационарных условиях детского дома, обеспечивает возможность временного проживания до момента разрешения сложившейся трудной жизненной ситуации выпускника.

Отделение расположено в одном из освободившихся помещений детского дома, которое используется для временного проживания выпускников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: это временное отсутствие жилья перед выпуском из детского дома, серьёзные проблемы в семейной жизни и др. Несмотря на то, что 100% наших выпускников обеспечиваются жильём, необходимость в таком резервном жилом помещении очень актуальна. Для обеспечения нормальных условий проживания выпускников в Отделении и в рамках межведомственного взаимодействия благотворительным фондом «Наша инициатива» 01.07.2014г.  была предоставлена бытовая техника на общую сумму 21 980 рублей.

За период функционирования Отделения там проживали 11 выпускников: одна из них - инвалид с детства -   выпускница 2013г.: было необходимо подремонтировать, обставить мебелью, выделенную девушке квартиру, обеспечить всем необходимым, понаблюдать за умением самостоятельно вести хозяйство, не опаздывать на практику, вовремя платить по счетам и т.д.

 Выпускница 2011г. с ребёнком 3х лет. Её необходимо было изолировать от сожителя, который принимал наркотики, привёл в её квартиру своего отца, освободившегося из мест заключения, перенёсшего инсульт. Оба не работали, жили на средства девушки. Квартира была в антисанитарном состоянии, много было и других проблем. За месяц проживания в отделении мы помогли ей привести в порядок жильё, провести дезинфекцию, поменять входную дверь, поставить замок, помогли ей получить паспорт, встать на учёт в ЦЗН, определить ребёнка в детский сад. Оказали материальную помощь. Её жизнь нормализовалась, надеялись, что все её беды остались в прошлом, но в октябре 2015 года эта выпускница опять была принята в отделение, т. к. в ее жизни произошли новые неприятные события, она с помощью «черных риелторов» чуть было не лишилась жилья, которое получила по договору соц. найма. Благодаря бдительности социальных педагогов, сделку удалось предотвратить, но квартиру пришлось ремонтировать заново, так как все было вынесено, вплоть до сантехники. С декабря 2015г. ее жизнь вошла в нормальное русло, спонсоры помогли приобрести новую мебель (шкаф-купе и комод). Девушка вышла замуж, родила второго ребенка. Но, мне, как социальному педагогу по работе с выпускниками, еще тревожно за эту молодую семью, хотя девушка достигла уже 23 летнего возраста. Пока не известно, как сложится ее жизнь, и не наделает ли она в ней новых ошибок.  

В настоящее время в Отделении не проживают выпускники, значит на данный момент у них все благополучно.

Для оказания помощи выпускникам в овладении социально-жизненными навыками, для успешной социально-психологической адаптации и интеграции было принято решение о создании института наставничества.

С 23.10.2014г. приказом директора детского дома двенадцать выпускников, имеющих проблемы в адаптации закреплены за наставниками из числа сотрудников. Педагоги-наставники руководствуются в своей деятельности Положением о наставничестве, ведут необходимую документацию, 25 числа текущего месяца предоставляют ежемесячный отчет заместителю директора по УВР, курирующему работу по постинтернатному сопровождению выпускников. Для подготовки и обучения педагогов-наставников к работе с выпускниками в детском доме 26.11.2014г. был организован и проведен научно-практический семинар «Наставничество как технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где был показан алгоритм индивидуального сопровождения выпускника наставником.

Для педагогов-наставников заместителем директора по УВР Чистяк М.А. разработаны буклеты «Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников», «Методика контактного взаимодействия наставника с выпускником», позволяющие установить доверительные отношения с выпускником на всех стадиях взаимодействия.

Создание Отделения и наставничества уже дало свои положительные результаты. Во-первых, выпускники обрели значимого взрослого, к которому можно обратиться за помощью, получить совет, поддержку. Во-вторых, получили возможность раскрыть свои способности, реализовать себя в различных видах деятельности. Так, Милана, проживая в Отделении постинтернатной адаптации смогла принять участие в XXVII городском фестивале народного творчества «Таежные зори» и стала победителем в номинации «Хореография». Получила специальный приз (фотоаппарат) и диплом «За активную жизненную позицию».

Под руководством педагога-наставника Тузикова А.В. выпускник Влад в городских соревнованиях по плаванию в зачет VII Спартакиады молодежи ЯНАО занял второе место. Артур продолжает принимать активное участие в спортивной жизни города среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соревнованиях по шашкам, шахматам и занял призовые места на городском, окружном, Всероссийском уровне (г. Нальчик).

 Так как с 2008года количество выпускников увеличилось (было 63 человека, а теперь 90), то существует реальная необходимость в помощи педагогов-наставников, которые решают различные вопросы своих подопечных (обустройство быта, своевременность оплаты коммунальных услуг, оформление жилищной субсидии, погашение долга за коммунальные услуги, правильность хранения личных документов, самостоятельное оформление различных документов, организация досуговой деятельности, приготовление пищи, выполнение хозяйственно-бытовых дел, соблюдение и выполнение культурно-гигиенических навыков, постановка детей на очередь в детский сад, установка счетчиков и т.д.)

Все выпускники, закрепленные за педагогами–наставниками, в рамках проведения Единого Дня правовой помощи детям (21.11.2016г.) получили консультативно-правовую помощь от участников мероприятия.

Немаловажное значение при адаптации выпускников детского дома в социуме является связь со средствами массовой информации. С помощью телевидения, радио, печатных изданий мы знакомим жителей города с выпускниками, их успехами и неудачами. Взаимное сотрудничество со СМИ позволяет обратить внимание городского сообщества на проблемы выпускников детского дома из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так в 2014год теле агентством МИГ были представлены видеосюжеты о выпускнице Любе (получившей собственное жилье), о встрече с участниками автопробега «Газовое сердце России», предоставившими подарки нашим выпускникам (комплекты постельного белья, чайники). В общественно-политической газете ЯНАО «Красный север» № 26 от 05.04.2014г. был представлен репортаж на тему: «У Любы все получится!». Телепередача «Новости нашего города» - представила репортаж «Во взрослую жизнь со спокойным сердцем и надеждой на будущее». Городская газета «Слово Нефтяника» 08.08.2014г. № 33 представила статью «С жизнью один на один».

Организации, частные предприниматели, жители города принимают активное участие в жизни воспитанников и выпускников детского дома, помогают решать их бытовые и жизненные проблемы, так за 2014г. была оказана материальная адресная помощь на общую сумму 70 тысяч рублей (вещами, продуктами, мебелью и предметами первой необходимости).

Воспитанник детского дома вышедший в самостоятельную жизнь не остается один на один со своими проблемами. Мною, как социальным педагогом по работе с выпускниками и педагогами-наставниками отслеживается учебная деятельность (если выпускник проходит обучение), оказывается помощь в устройстве на работу (если закончил обучение и получил специальность), т.е. ведется сопровождение выпускника до полной социализации в обществе.

 В рамках реализации программы «Становление» мной разработаны программы – «Школа молодых родителей» и «Школа выпускника», которые планируется внедрить в 2016-2017 учебном году.  Разработана брошюра «Тебе выпускник!», автор Ремизова И.В. Регулярно обновляются списки выпускников, с учетом их жизненных перемен, ведется журнал консультаций, в котором фиксируются проблемы выпускников, пути их решения и результаты. Ведется учет выпускников-инвалидов, учет выпускников, которые обучаются в ВУЗах и ССУЗах, учет уровня образования выпускников и своевременное получение всех стипендий и пособий, положенных по законодательству. Проводится учет жилых помещений, которые либо находятся в собственности у выпускников, либо получены по договорам социального и специализированного найма жилого помещения. Надо отметить, что раньше жилые помещения предоставлялись в собственность выпускникам, что создавало немало проблем, т.к. выпускники их продавали и оставались на улице. Благодаря внесенным предложениям со стороны администрации детского дома в городскую Думу, ситуация с выделением жилых помещений изменилась (если раньше квартиры выпускникам предоставлялись в собственность, то теперь предоставляются в специализированный наём), что создаёт препятствие для необдуманной продажи квартиры. В настоящее время все выпускники обеспечены жилыми помещениями. Также проводится контроль оплаты за коммунальные услуги выпускниками, ежемесячно после 10 числа каждого месяца, я запрашиваю квитанции в ЕРИЦ и ситуация с оплатой решается в индивидуальном порядке. С эксплуатационными конторами и «Северной энергетической компанией ведется работа по заключению договоров на рассрочку платежей по ЖКУ и электроэнергии. Проводится много бесед по ведению здорового образа жизни. Помогаем в трудоустройстве и постановке на учет в ЦЗН.

Проводятся традиционные новогодние праздники для детей выпускников, вечера встречи выпускников. Выпускники приглашаются на разного рода мероприятия детского дома и мастер-классы. Производится оказание юридической помощи совместно с Юридическим бюро и компанией «Паритет». Оказывается помощь в сборе документов для оформления пенсий по инвалидности и по потере кормильца. Помощь в сборе документов по признанию жилья ветхим-аварийным, а также для постановки на очередь, как малоимущие граждане. В этом году получила собственное жилье по договору социального найма Светлана, выпускница 2004 года, которой была оказана помощь в постановке на очередь, как малоимущей 7 лет назад. В прошлом году получили квартиры по замене ветхого-аварийного жилья три выпускника Андрей, Виктория и Алексей, которым с моей стороны оказывалась как юридическая помощь, так и помощь в сборе документов.

Радует тот факт, что многие выпускники, становясь взрослыми, после проведения с ними определенной работы и бесед, желают продолжать образование в ВУЗах и ССУЗах. Так Анастасия, которая в свое время просто сидела дома, сначала пошла работать уборщицей в подростковый клуб, затем поступила в колледж профессиональных и информационных технологий на воспитателя в дошкольных учреждениях, а в дальнейшем на заочное обучение в педагогическом высшем учебном заведении, где сейчас обучается на 2-м курсе, получила возможность работать социальным педагогом в подростковом клубе.

Однако, есть и проблемы при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и дальнейшего их сопровождения при выпуске из детского дома. Хотелось бы на них остановиться подробнее:

- воспитание в выпускниках чувства ответственности за оплату коммунальных платежей, ведь, находясь на полном государственном обеспечении, им не понятно, что за все надо платить и своевременно. Поэтому у многих имеется большая задолженность за ЖКУ.

-незаинтересованность педагогов в повышении социальной компетенции подростка (реализация индивидуального плана сопровождения, подготовка к экзаменационной неделе, обустройство жилья при выпуске и т.д.);

-маленький процент педагогов-наставников, желающих работать с выпускниками (таковых в настоящее время 7 педагогов на 6 сопровождаемых выпускников до 23 лет – 30% и 2-х после 23-х лет – 9%. Выпускников до 23-х лет – 20 человек, что составляет 22%, а нуждаются в сопровождении еще 23 человека);

-повторное возникновение сложной жизненной ситуации у выпускника (Милана).

Предложения:

            - подготовку воспитанника к выпуску необходимо осуществлять за 1 год до выпуска с закреплением педагога-наставника за воспитанником (из числа воспитателей, работающих с данным ребенком);

             - расширить список педагогов-наставников, закрепленных за выпускниками;

      - продолжить работу с выпускниками (заключение договоров о сопровождении, реализация индивидуального плана устранения сложной жизненной ситуации);

       - утвердить и издать брошюру «Тебе выпускник!», автор Ремизова И.В.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....

Выступление на семинаре в рамках Фестиваля открытых дверей для специалистов службы сопровождения по теме: «Особенности проведения логопедических занятий в школе»

В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении общеобразовательных программ. Они поступают к нам по направлению ППЦ «Здоровье». Специфика проведения логопе...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...

Программа для организации работы с педагогами по мотивации участия в работе службы медиации, повышению навыков бесконфликтного общения и управлению конфликтами

Цель  программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в о...

Постинтернатное сопровождение воспитанников детского дома.

Описание работы постинтернатного сопровождения воспитанников детских домов...

Тестовое задание по теме "Организация работы службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда"

Тестовое задание по одной из тем МДК.03.01 "Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда" по специальности СПО 43.02.14 "Го...