Реализация исследовательской деятельности обучающихся
статья на тему

Ольга Николаевна Поступинская

Статья содержит основные принципы реализации проектной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prektirovanie.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация исследовательской деятельности обучающихся

О.Н.Поступинская, преподаватель географии

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно.

 В процессе реализации исследовательской деятельности дети учатся определять цели познавательной деятельности, самостоятельно выбирать необходимые источники информации и оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими участниками исследовательского процесса.

Проведение исследований по изучению природы, истории, экономики своего государства и родного края является эффективной формой образовательной работы с детьми.

Исследовательская деятельность служит эффективным способом активизации познавательной деятельности и способствует творческому развитию. Приучает обучающихся работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом, развивая тем самым у них критический подход к источникам информации, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности. У детей формируется чувство сопричастности заботам не только своего государства, но и родного края и ответственность за его благополучие.

Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, [3].

Объекты и явления для проведения исследовательской работы должны быть доступными и соответствовать интересам учащихся, их возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.

Система работы по развитию исследовательских умений обучающихся включает следующие компоненты:

  1. выбор темы исследования;
  2. научное руководство темой;
  3. работа с научной литературой;
  4. выбор и освоение методики исследования;
  5. выполнение исследовательской работы;
  6. оформление работы;
  7. защита исследовательской работы, [1].

Одной из особенностей исследовательской деятельности учащихся является принцип деятельностного подхода, который воплощается, прежде всего, через самостоятельную работу учащихся. При этом учитываются возрастные и психологические возможности учеников. Роль научного руководителя, а именно руководство.

Для успешной организации работы мною была составлена памятка для обучающихся, в которой отражена последовательность этапов исследовательской работы.

Памятка

Основные этапы исследовательской работы

1. Выбор темы исследования, поиск проблемы.
2. Постановка цели и задач.
3. Выбор объекта и предмета исследования.
4. Знакомство с литературой, интернет – источниками, статистикой.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Выбор и освоение методов сбора материала.
7. Проведение исследования и обработка полученных материалов.
8. Анализ результатов работы, формулировка выводов.
9. Оформление результатов исследования.
10. Демонстрация результатов (составление презентации, защита работы).

*При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала.

*Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений.

 *Вспомогательный материал должен размещаться в приложении.

В презентации к данной статье демонстрируются результаты одной из исследовательских работ студентов.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет приблизить обучение и учебную деятельность к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Использование исследовательской деятельности позволяет решать такие задачи, как дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативных, организаторских способностей; готовности к информационной компетентности.

Литература

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.
  3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы 20.11.2003 № 2-34-20.