Родительское собрание "Мы идем в 5 класс"
материал на тему

"Мои родительские университеты. Особенности формирования личности ребенка в младший подростковый возраст и возможные трудности при переходе в 5 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perehod_v_5_sobranie.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания в четвертых классах МОУ СОШ №3им.В.Н. Щеголева:

"Мои родительские университеты. Особенности формирования личности ребенка в младший подростковый возраст и возможные трудности при переходе в 5 класс"

Цели и задачи:

- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,

- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.

Оборудование:  презентация по теме собрания, плакат радуга, анкеты, задания для выполнения родителями, ладошки, памятки для родителей.

Анкета для детей

Фамилия, имя: ………………………………………………………………

  1. Школа для меня – это …
  2. Классный руководитель для меня – это человек, который …
  3. Мои одноклассники – это …
  4. Предметы, которые мне нравятся, это …
  5. Предметы, которые мне не нравятся, это …
  6. В нашем классе ….новеньких учеников.
  7. Сейчас меня учат …..учителей, а в 5 классе будут учить…… педагогов.

Анкета для родителей

ФИО ………………………………………………………………………………

  1. Школа, в которой учится мой ребенок, это …
  2. Классный руководитель моего ребёнка – это человек, который…
  3. Одноклассники моего ребенка, это …
  4. Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку, это …
  5. Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это …
  6. В классе моего ребёнка……новых учеников.
  7. В 5 классе  моего ребёнка будут учить…. педагогов, а в 4 классе …..педагогов.

Форма проведения: заседание родительского клуба   -доверительный разговор за «круглым столом»

Ход собрания

  1. Выступление классного руководителя.

Здравствуйте, взрослые!
День необычный сегодня на свете.
Приветливо осень стучится в окошко -
Сегодня встречаемся не понарошку.
У нас собрание  мам и пап,
Но вы не хмурьте брови:
Здесь не прочтут морали вам,
Не причинят вам боли.
Мы будем все общаться,
Друг друга понимать,
Надеюсь, настроение и улыбку
Вы не забыли взять.

- Обсуждение выбранного цвета.

Родители выбирают цвет при входе в зал это чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

- Упражнение «Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Обязательные условия комплимента:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
  3. Тот, к кому обращались, должен обязательно поблагодарить за комплимент.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами начинаем с комплимента?» Далее следует короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: «Для того чтобы у всех было хорошее настроение».

Самым главным предметом нашего сегодняшнего разговора являются дети. Какими они вам представляются, мы сейчас узнаем.

Методика «Силуэт»

 

Группам раздаются рисунки с изображением силуэта человека.

За две минуты группы дорисовывают лицо, показывая тем самым, как выглядят дети в 5 классе, по их мнению, а также на этом же листочке записывают не менее 5 прилагательных, которыми можно охарактеризовать пятиклассников.

Затем обмениваются полученными результатами.

Сообщение темы собрания

- А мы поговорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной в старшую, и как их к этому подготовить, какую посильную помощь можно оказать пятикласснику в первые самые сложные дни. Сегодня мы строим откровенный разговор, мы хотим, чтобы вы пообщались, поговорили о проблемах открыто, мы призываем вас к активному участию.

Совсем скоро заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся может быть отношения с педагогами.

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. 

В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней».

Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к учителю.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Но, с другой стороны, …

Существенные психологические изменения 5-го класса:

  • занятия теперь проходят в в разных кабинетах.
  • В расписании появились названия незнакомых предметов (алгебра, физика, история).
  • И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

 2. Выступление учителей предметников.

Учителя-предметники  обращают внимание на требования, которые они предъявляют для учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.

3.Выступление заместителя директора по учебной работе Чемерикиной Г.А.

4.  Выступление классного руководителя

Результаты анкетирования  «Незаконченные предложения»

Какие "плюсы" несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в психологическом плане это развитию личности ребёнка? 

Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. 

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребёнок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждаётся в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребёнок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих.

Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток - это ребенок, становящийся взрослым.

  1. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

Ситуация 2. Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: особенности развития ребенка с 11 летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях с взрослыми и здесь недопустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя с взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что также обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Ситуация 3.  Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

Мнение:  вступая в младший подростковый возраст,  дети больше начинают ориентироваться на  себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.

Таким образом, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни».

  1. Рефлексия.

Упражнение «Ладошка успеха»

– На листе бумаги обведите свою ладошку и напишите вместе с родителями в пальчиках ладони 5 причин (качеств, достоинств), которые  помогут добиться успехов в учёбе.
– А в центре ладошки, уважаемые родители, напишите своему ребёнку пожелание, которое поможет ему учиться!

– Спасибо за работу. Желаю счастья вам и вашим детям, а так же взаимопонимания в семье.

Памятка родителям

1.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
2.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
3.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
4.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
5.
Не следует  ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка,

6.Приучайте ребенка к самостоятельности : он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.
7.Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 6 классов "Поощрение и наказание"

Задачи:1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье....

Родительское собрание в 3 классе

"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому" Цели и задачи:- показать, что воспитание – это единый  неразрывный  процесс взаимодействия семьи и школы;-рассмотреть значение взаимопоним...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Родительское собрание в 5-6 классах

Роль книги в развитии интеллектуальныхи личностных качеств человекаФорма проведения – круглый стол.Задачи собрания:1. Показать родителям значение книги, литературы в воспитании детей.2...

Родительское собрание во 2 б классе. Нормы оценок.

Ознакомление родителей с нормами оценок......

Первое родительское собрание во 2-ом классе

Как родителям реагировать на первые оценки ребенка? Ознакомить родителей с нормами оценок, и советами психологов можно и нужно....