Мое понимание толерантности
классный час на тему
Материал для проведения классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_ponimanie_tolerantnosti.docx | 466.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мое понимание толерантности
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть.
Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:
- В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
- В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
- В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
- В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
- В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Заключение
Надо учитывать, что существенность различий, входящих в толерантные отношения, не лежит на поверхности, не бросается в глаза, она открывается лишь по-настоящему пытливому уму. Субъекты толерантного отношения должны как можно лучше (полнее и глубже) знать друг друга в этом гарантия их полноценной статусной отнесенности к другим людям.
На рефлексию работает, прежде всего, наука, ее влияние, ее авторитет. Наука, конечно, не всесильна и не имеет монополии на истину. Тем не менее в сравнении с другими "учителями жизни" она наиболее объективна. Ее суждение во всех наших мирских делах самое беспристрастное, на него вполне можно полагаться. Наука – это рациональность (как инструментальная, так и коммуникативная), обеспечивающая надежную навигацию в бурном море современной жизни. Ее выводы, разумеется, приходится подправлять – оценкой, чувством справедливости, другими диспозициями человеческой природы, но именно подправлять, а не ограничивать или отменять.
Мое понимание толерантности
«Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и
профессиональном образовании и образовательной области технологии»
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею
терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и
взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет
от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов
толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,
политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание
возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не
уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на
основе признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо,
ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических,
религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание
молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на
формирование толерантного сознания и профилактики национального
экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной
проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в
обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо
воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя
корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что
очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия,
без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным
средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации
принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в
самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта
индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия
толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как
носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание -
это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир
одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя
и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые
создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры
достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного
ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества,
условие гармоничных отношений в обществе.
ГБОУ СПО Григорополисский сельскохозяйственный техникум
СОЧИНЕНИЕ
На тему: «Моё понимание толерантности»
Работу выполнила студентка группы 122-А-2
Булекова Оксана Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль лингвострановедения в понимании экономических текстов на английском языке
Как заставить студента техникума изучать иностранный язык, работать с текстом по специальности? Чем его мотивировать? Что ему может быть интересно и значимо? Увидеть и осознать связь иностранног...
«Формирование понимания значения науки, техники и производства в кружках технического творчества»
Целью работы обучающихся в кружке технического творчества является развитие кругозора, интересов, склонностей, способностей, разумная организация их свободного времени. Она позволяет полнее удов...
Женский таз в акушерском понимании (презентация к занятию)
Презентация к теоретическому занятию по теме "Женский таз в акушерском понимании"...
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.В настоящ...
«Умеем ли мы общаться и как добиваться понимания»
Модуль практического занятия классного часа...
Упражнения по формированию понимания речи
Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка с...
Реферат студента Хайытова Т.Я. на тему "Н.А. Бердяев и его понимание свободы"
Творческая работа студента...