Мое понимание толерантности
классный час на тему

Материал для проведения классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_ponimanie_tolerantnosti.docx466.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мое понимание толерантности

     

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть.

Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

  • В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
  • В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
  • В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
  • В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
  • В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться  к позициям и ценностям других людей.

Заключение
Надо учитывать, что существенность различий, входящих в толерантные отношения, не лежит на поверхности, не бросается в глаза, она открывается лишь по-настоящему пытливому уму. Субъекты толерантного отношения должны как можно лучше (полнее и глубже) знать друг друга в этом гарантия их полноценной статусной отнесенности к другим людям.
На рефлексию работает, прежде всего, наука, ее влияние, ее авторитет. Наука, конечно, не всесильна и не имеет монополии на истину. Тем не менее в сравнении с другими "учителями жизни" она наиболее объективна. Ее суждение во всех наших мирских делах самое беспристрастное, на него вполне можно полагаться. Наука – это рациональность (как инструментальная, так и коммуникативная), обеспечивающая надежную навигацию в бурном море современной жизни. Ее выводы, разумеется, приходится подправлять – оценкой, чувством справедливости, другими диспозициями человеческой природы, но именно подправлять, а не ограничивать или отменять.

Мое понимание толерантности

     «Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и

     профессиональном образовании и образовательной области технологии»

      Актуальность проблемы толерантности связана  с  тем,  что  сегодня  на

первый  план  выдвигаются  ценности  и  принципы,  необходимые  для   общего

выживания  и  свободного  развития  (этику  и  стратегию   ненасилия,   идею

терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею  диалога  и

взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

     

     «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет

от культуры войны к культуре мира», – так говорится в  Декларации  принципов

толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

      Толерантность – это миролюбие, терпимость  к  этническим,  религиозным,

политическим,  конфессиональным,   межличностным   разногласиям,   признание

возможности равноправного существования «другого»

       Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире

разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не

нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не

уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на

основе признания иного.

        2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом  толерантности.  Это  объяснимо,

ибо события,  происходящие  в  мире,  часто  носят  характер  межэтнических,

религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

     Президентом  России  В.В.  Путиным  разработана  программа  «Воспитание

молодого  поколения  в  духе   толерантности».   Программа   направлена   на

формирование   толерантного   сознания    и    профилактики    национального

экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

     Таким образом, проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной

проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в

обществе  в  целом.  Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо

воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя

корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что

очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те  понятия,

без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

        Действительно,   образовательная   деятельность   является   главным

средством развития толерантности в обществе, как  отмечается  в  «Декларации

принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности  в

самом  широком  понимании  является  индивидуальный  уровень,  так  как  эта

индивидуальная  добродетель  содержит  в  себе  все  прочие  аспекты   бытия

толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

    Признание  -  это  способность  видеть  в  другом  именно  другого,  как

носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание -

это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир

одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя

и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые

создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры

достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного

ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества,

условие гармоничных отношений в обществе.

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\4483189_jpg.jpeg

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\icon48x48.jpg

ГБОУ СПО Григорополисский сельскохозяйственный техникум

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\GRA1.388652.5.3.jpg

СОЧИНЕНИЕ

На тему: «Моё понимание толерантности»

Работу выполнила студентка группы 122-А-2

Булекова Оксана Вячеславовна

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\a03401d989246a5d3b173ab685da68c9_615crop.jpg

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\67490677_c0fbe8502792.jpg

C:\Users\ГСХТ\Desktop\Сыромятникова Л.В\толерантность\47a9fcc4562b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль лингвострановедения в понимании экономических текстов на английском языке

Как заставить студента техникума изучать иностранный язык, работать с текстом по специальности?  Чем его мотивировать? Что ему может быть интересно и значимо? Увидеть и осознать связь иностранног...

«Формирование понимания значения науки, техники и производства в кружках технического творчества»

Целью работы обучающихся в кружке технического творчества является развитие кругозора, интересов, склонностей, способностей, разумная организация их свободного времени. Она позволяет  полнее удов...

Женский таз в акушерском понимании (презентация к занятию)

Презентация к  теоретическому занятию по теме "Женский таз в акушерском понимании"...

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духов­ным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими об­щественную жизнь поколений.В настоящ...

«Умеем ли мы общаться и как добиваться понимания»

Модуль практического занятия классного часа...

Упражнения по формированию понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка с...