Проект: «Проектно-исследовательская деятельность как стимул повышения компетенций молодых специалистов СПО» Номинация "Больше, чем профессия"
проект на тему

      Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

   Мною была разработана Программа курса проектной деятельности на 2006-2016 учебный год, направленная на развитие проектных и исследовательских компетенций деятельности студентов СПО. Казалось бы, что «бумажная волокита» не может принести пользы. Но, увлекая детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, я защищаю их, пускай на короткий миг, но все-таки, сохраняю им жизнь, уберегая от негативного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.proekt_2016_goda._bolshe_chem_professiya.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЭЛЕКТРОГОРСКОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
========================================================

Ф.и.о. участника

Карнизова Наталья Владимировна

Название проекта:

«Проектно-исследовательская деятельность как стимул повышения компетенций молодых специалистов СПО»  

Номинация:

«Больше, чем профессия»

2016

Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………..  3

Раздел 2. Обоснование проекта……………………………………………….. 8

Раздел 3.  Заключение………………………………………………………….20

Раздел 4.  Библиография……………………………………………………….24

Раздел 1. Пояснительная записка

   Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

   Мною была разработана Программа курса проектной деятельности на 2006-2016 учебный год, направленная на развитие проектных и исследовательских компетенций деятельности студентов СПО. Казалось бы, что «бумажная волокита» не может принести пользы. Но, увлекая детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, я защищаю их, пускай на короткий миг, но все-таки, сохраняю им жизнь, уберегая от негативного воздействия.

   Направление  деятельности – общеинтеллектуальное. По содержательной тематической направленности программа является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой или индивидуальной в зависимости от степени одаренности студентов; по времени реализации – долгосрочной.

   Программа рассчитана на 10 лет и предполагает изучение данного курса студентами, вовлеченными в  проектную и исследовательскую деятельности.

   Программа разработана с учетом требований  следующих нормативных и методических документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в актуальной редакции, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на 01.09.2015 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.).

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189; с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.).

4. Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистякова С.Н. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. Серия: Работаем по новым стандартам.

   Программа курса проектной деятельности  направлена непосредственно на достижение личностных и метапредметных результатов, однако формирующиеся в процессе освоения программы универсальные действия могут существенно повысить и предметные результаты студентов.

   С учетом требований стандарта содержание программы ориентировано на становление личностных характеристик выпускника 9 класса, в числе которых обозначены следующие: активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; осознающий важность самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

   Содержание учебного материала курса и планируемые формы организации научной деятельности позволяют создать условия для достижения метапредметных результатов, включающих освоение студентами межпредметных понятий и универсальных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления научной деятельности и организации сотрудничества с преподавателем и оппонентами по исследованиям.

   Реализация программы предполагает организацию тесного взаимодействия с родителями студентов в части выявления интересов детей, предпочтений родителей, построения индивидуального научного маршрута студента, при необходимости - привлечения родителей к совместной проектной и научно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи курса

Цель курса: привлечение детей-сирот и детей, состоящих на учете в КДН; развитие проектных и исследовательских компетенций студентов посредством овладения методами научного познания, приемами организации и проведения учебного исследования, умением самостоятельно спланировать и реализовать собственную деятельность и представить результаты своего труда.

Задачи курса:

Отвлечение студентов от негативной деятельности посредством формирования представлений о проектной и исследовательской деятельности. Развитие познавательных способностей  студентов. Знакомство со структурой, правилами оформления, представления и защиты проектной и исследовательской работы. Приобретение опыта самостоятельной деятельности исследовательского характера. Формирование мотивации активного участия в проектной и исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.

   Цели и задачи курса отражают тождественные им результаты освоения данной программы, а именно:

  • формирование универсальных  действий студентов  через:

- освоение социальных ролей, необходимых для проектной и исследовательской деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами методологией познания, развитие продуктивного воображения;

- развитие компетентности общения;

  • овладение студентами продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- основных этапов, характерных для проектной и исследовательской работы;

- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;

  • развитие творческих способностей и инновационного мышления студентов на базе:

- предметного и метапредметного содержания;

- владения приёмами и методами проектной и исследовательской деятельности, творческого поиска решений поставленных задач;

  • общение и сотрудничество студентов с оппонентами по исследованиям.

 Тематический план курса

   Тематический план курса представлен тремя модулями, так как студенты обучаются 3 года. Первый модуль «Организация проектной деятельности» предназначен для изучения на первом курсе, второй модуль «Организация исследовательской деятельности» изучается на втором курсе, третий модуль «Апробация курса на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах» начинается на третьем курсе.

пп

Темы занятий

Количество часов

Общее количество часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

1

Введение

4

2

2

2

Структура проектной деятельности

10

3

7

3

Этапы организации проектной деятельности

17

5

12

4

Презентация результатов проектной деятельности

10

4

6

5

Подведение итогов изучения курса по первому году обучения

5

1

4

ИТОГО:

46 часов

15

31

6

Введение в программу второго года обучения

4

2

2

7

Структура исследовательской деятельности

8

3

5

8

Информационное обеспечение научного  исследования

7

2

5

9

Организация научного исследования

15

4

11

10

Презентация результатов исследовательской деятельности

9

4

5

11

Подведение итогов изучения курса по второму году обучения

3

1

2

ИТОГО:

46 часов

16

30

12

Введение в программу третьего года обучения

3

2

1

13

Апробация на городском уровне

10

7

3

14

Апробация на областном уровне

13

9

4

15

Апробация на всероссийском и международном уровнях

16

13

3

16

Подведение итогов изучения курса по третьему году обучения

4

2

2

Итого:

46 часов

33

13

Всего за 3 года:

138 часов

64

74

Раздел 2. Обоснование проекта

Первый год обучения

1.Введение (4 ч.) Цели и задачи курса. Правила организации занятий и их специфика. Стартовая самодиагностика с проверкой по эталону: определение уровня владения студентами приемами проектной деятельности. Постановка студентами  личных целей и задач при изучении данного курса. Определение  сферы интересов в проектной деятельности.

2.Структура проектной деятельности (10ч.) Проектная деятельность. Типы и виды проектов. Различные подходы к классификации проектов. Актуальность проекта. Цели и задачи проектной деятельности. Продукт проектной деятельности. Выбор темы проекта,  определение типа, вида, участников проекта. Определение конкретного пользователя продукта (результата) проекта. Анализ инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.

Промежуточный контроль: защита замысла проекта.

3.Этапы организации проектной деятельности (17 ч.) Этапы работы над проектом. Разработка плана работы по реализации проекта. Основные источники информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Составление списка литературы, необходимой для проекта. Формы организации проектной деятельности. Приемы и методы проектной деятельности. Выбор приемов и методов, адекватных для разных типов и видов проектов. Организация практической работы над реализацией замысла проекта. Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Соотнесение получившегося продукта с замыслом (ожидаемым результатом). Положительные и отрицательные результаты: равнозначимость результата. Ролевая игра «Защита».

Промежуточный контроль: защита (анализ и оценка) получившегося результата, рефлексия деятельности по подготовке проекта.

4.Презентация результатов проектной деятельности (10 ч.) Формы презентации результатов проектной деятельности. Письменный отчет. Устный отчет. Мультимедийная презентация.  Требования к оформлению и рекомендации по защите. Групповая и индивидуальная работа по подготовке защиты проекта. Групповые и индивидуальные консультации. Оформление результатов проектной деятельности в выбранной форме.

5.Подведение итогов изучения курса по первому году обучения (5 ч.) Итоговый контроль: защита проектных работ на Фестивале мультимедийных проектов среди студентов техникума. Круглый стол: обсуждение итогов проделанной работы. Соотнесение результатов изучения на первом курсе с целями и задачами курса и с индивидуальными целями и задачами, поставленными студентами.

Второй год обучения

6.Введение (4 ч.) Цели и задачи второго года обучения. Правила организации занятий и их специфика. Стартовая самодиагностика с проверкой по эталону: определение уровня владения студентами приемами исследовательской деятельности. Постановка личных целей и задач на данном этапе. Определение  сферы интересов в исследовательской деятельности.

7.Структура исследовательской деятельности (8 ч.) Исследовательская деятельность. Научное исследование. Актуальность исследования. Цели и задачи исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выбор темы научного исследования,   описание актуальности темы, формулирование гипотезы, определение предмета и объекта.

Промежуточный контроль: защита замысла научного  исследования.

8.Информационное обеспечение учебного исследования (7 ч.) Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Оформление поискового запроса. Справочно-поисковый аппарат. Поиск информации по ключевому слову в сети Интернет. Анализ надежности источников и проверка достоверности информации. Требования ГОСТ к оформлению списка литературы. Составление списка литературы, необходимой для учебного исследования.

Промежуточный контроль: предоставление списка литературы, необходимой для проведения  научного исследования

9.Организация учебного исследования (15 ч.) Методы. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического познания. Общелогические методы и приемы исследования. Изучение теории вопроса исследования. Правила и приемы работы с архивными материалами. Правила проведения лабораторных экспериментов. Планирование практической части исследования и реализация плана. Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Анализ результата исследования и соотнесение с замыслом: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Ролевая игра «Оппонент». Окончательная корректировка темы, предмета, объекта, гипотезы и методологического аппарата исследования.

Промежуточный контроль: защита (анализ и оценка) получившегося результата, рефлексия деятельности.

10.Презентация результатов исследовательской деятельности (9 ч.) Формы презентации результатов исследования. Научно-исследовательская работа как форма письменного отчета. Тезисы. Стендовый доклад. Мультимедийная презентация как иллюстрация результатов исследования.  Требования к оформлению и рекомендации по защите. Групповая и индивидуальная работа по подготовке защиты результатов исследования. Групповые и индивидуальные консультации. Оформление результатов исследования  в выбранной форме. Аргументация. Приемы корректного противостояния  точке зрения оппонента. Ролевая игра «Защита».

11.Подведение итогов изучения курса по второму году обучения (3 ч.)

Итоговый контроль: защита исследовательских работ на конкурсе НИР среди студентов техникума, представление работ на участие в городском конкурсе «Шаг в науку», в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня, проводимых как в очной, так и в заочной формах.

Круглый стол: обсуждение итогов проделанной работы. Соотнесение результатов изучения на втором курсе с целями и задачами курса и с индивидуальными целями и задачами, поставленными студентами.

Третий год обучения

12. Введение в программу третьего года обучения(3 часа). Цели и задачи третьего года обучения. Правила организации занятий и их специфика. Стартовая самодиагностика с проверкой по эталону: определение уровня владения студентами приемами исследовательской деятельности. Постановка личных целей и задач на данном этапе. Определение  сферы интересов в исследовательской деятельности. Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Анализ результата исследования и соотнесение с замыслом: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Ролевая игра «Оппонент». Окончательная корректировка темы, предмета, объекта, гипотезы и методологического аппарата исследования.

13. Апробация на городском уровне(10 часов). Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Анализ результата исследования и соотнесение с замыслом: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Окончательная корректировка темы, предмета, объекта, гипотезы и методологического аппарата исследования. Представление и защита работ на  городском конкурсе  «Шаг в науку».

14. Апробация на областном уровне(13 часов). Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Анализ результата исследования и соотнесение с замыслом: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Окончательная корректировка темы, предмета, объекта, гипотезы и методологического аппарата исследования. Представление и защита работ на областных конкурсах и практических конференциях.

15. Апробация на всероссийском и международном уровнях(16 часов). Индивидуальные и групповые консультации по запросам студентов. Анализ результата исследования и соотнесение с замыслом: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Окончательная корректировка темы, предмета, объекта, гипотезы и методологического аппарата исследования.  Представление и защита работ на всероссийском и международном уровнях.

16. Подведение итогов изучения курса по третьему году обучения(4 часа)

Формы подведения итогов работы:

  • защита проектных работ на Фестивале мультимедийных проектов среди студентов техникума, представление проектов для участия в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровня, проводимых как в очной, так и в заочной формах;
  • защита исследовательских работ среди студентов техникума, представление работ для участия в городском конкурсе «Шаг в науку», в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня, проводимых как в очной, так и в заочной формах.

   Успешная защита проектов и научно-исследовательских работ на уровне образовательной организации, представление работы для участия в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, подтвержденное соответствующим документом (сертификат, свидетельство, диплом участника, призера, победителя или лауреата) – это стимул повышения компетенций молодых специалистов СПО (См. презентацию с Дипломами и Свидетельствами).

Формы организации занятий: коллективная, парная, групповая.

Виды организации занятий предусматривают реализацию системно-деятельностного подхода и включают: интерактивные лекции, семинары-практикумы, практические работы на базе учреждений – социальных партнеров, круглые столы, дискуссионные площадки, индивидуальные и групповые консультации, ролевые игры «Защита», «Оппонент».

Ожидаемые результаты:

По итогам реализации программы предполагается достижение следующих результатов:

Количественные результаты:

  1. Увеличится количество проектов, представленных для участия в  конкурсе мультимедийных проектов.
  2. Увеличится доля студентов, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью.
  3. Увеличится количество призеров и победителей конкурсов проектов и научно-исследовательских работ студентов, проводимых органами управления образованием и некоммерческими образовательными организациями на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях.

Качественные результаты:

  1. У студентов будут сформированы представления о проектной и исследовательской деятельности.
  2. Студенты познакомятся со структурой, правилами оформления, представления и защиты проектной и исследовательской работы.
  3. Студенты приобретут опыт самостоятельной деятельности проектного и исследовательского характера.
  4. Будет сформирована мотивация активного участия в проектной и исследовательской деятельности, потребность в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
  5. Развитие способностей студентов будет обеспечено в процессе выполнения проектных и исследовательских работ за счет формирования универсальных научных действий регулятивного, коммуникативного, познавательного характера:

Личностные универсальные  действия студентов по итогам изучения курса:

  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

 на уровне опыта:

  • готовность и способность к разработке проекта любого типа и вида, к выполнению учебного исследования
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

по итогам изучения курса студенты  получат возможность научиться:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к организации и проведению проектной и исследовательской деятельности;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Концепции.

Метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные  УУД по итогам изучения курса

Студенты  научатся:

  • ставить цели своей деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации, устанавливать целевые приоритеты;
  • анализировать условия достижения цели с учётом выделенных с помощью преподавателя или самостоятельно ориентиров действия при проведении проектной или учебно-исследовательской работы;
  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в задачных и проблемных ситуациях на основе коммуникативного взаимодействия;
  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность на заданном преподавателем уровне;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • прогнозировать будущие события и развитие процессов;

 по итогам изучения курса получат возможность научиться:

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (включая самомотивирование, волевую саморегуляцию, критериальную самооценку);
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению  научно - познавательных задач и проблем;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

Коммуникативные УУД : по итогам изучения курса научатся:

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • конструктивно разрешать конфликты;        
  • отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

 по итогам изучения курса получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные УУД: по итогам изучения курса научатся:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством преподавателя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных методов в зависимости от конкретных целей проектной и исследовательской деятельности;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • осуществлять разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

 по итогам изучения курса получат  возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • применять при чтении основы рефлексивного чтения;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Раздел 3. Заключение.

   Преимущества  данного курса  для практического применения состоят в следующем:

- Индивидуальный подход к каждому студенту. Составляется индивидуальный учебный план, расписание изучения модульных блоков, прохождения итоговых тестов. Обеспечивается индивидуальный подход со стороны преподавателя. Студент может задать любые вопросы в любом количестве и в любое время, как преподавателю, так и коллегам.

- Высокое качество обучения достигается промежуточным контролем: защита замысла проекта, интерактивными тестами для самопроверки по каждой теме курса, заданиями, которые проверяет преподаватель и комментирует, а также выполнением обобщающих работ в форме лекции. Преподаватель при этом контролирует успешность выполнения тестов.

- Свободный график обучения. Студент может более гибко и эффективно распоряжаться своим временем, изучать материалы учебного курса в удобное для него время.

- Студенты вместе с преподавателем образуют сообщество, которое может делиться идеями, работать над проектами, вступать в дискуссии и задавать вопросы в интерактивном режиме.

- Использование данного курса оставляет за преподавателем две основные функции: объяснение непонятных моментов (которых на начальных стадиях обучения совсем немного) и контроль усвоения материала. При этом качество групповых занятий приближается к индивидуальным и возможно достижение более широких результатов в области научных проектов.

Выводы

Социальный эффект от реализации проекта

   Практическая реализация проекта развития должна обеспечить благоприятные условия в направлениях:

- социального развития, поскольку позволяет привлечь внимание различных субъектов к пониманию значимости национальных и общечеловеческих ценностей, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

- экономического развития, поскольку проект является важным элементом повышения занятости студентов, экономии государственных расходов на социальную деятельность;

- системы воспитания, включение студентов в организацию и проведение  воспитательных мероприятий и коллективно творческих дел  – это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса для карьерного роста, особенно в части получения опыта общения в коллективе, с разными субъектами образовательного процесса;

- средств массовой информации, поскольку реализация данного проекта выходит на рассмотрение и обсуждение разных позиций в отношении знаменательных событий в истории Российского государства.

Достигнутые результаты: Реализуемый проект дал положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система форм и методов научного потенциала способствовала повышению уровня знаний студентов; студенты освоили определенный объем знаний исторического прошлого родного края, его культурного наследия, познакомились с деятельностью знаменитых земляков; сформированы положительные качества личности: патриотизм, активная гражданская позиция, ответственность.

Планируемый результат:

- формирование гражданской активности и компетентности студентов;

- внедрение информационно-коммуникативных технологий;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций

нашего края, повышение интереса к музейно-краеведческой деятельности;

- формирование гордости и любви к своей малой Родине;

- развитие творческих способностей.

Перспектива дальнейшего развития. Осуществление настоящей Программы позволит:

-  продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания;

-  сформировать готовность студентов к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

-  отвлечь подростков от противоправной деятельности;

-  оказать повседневную помощь каждому ребёнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей.

Новизна: новое содержание и новый взгляд на тему; новые практические приёмы: проектирование, исследование, интервьюирование, планирование, самостоятельное принятие решений, информационный обмен, самоанализ деятельности в виде презентации, рефлексия, интерпретация сценического искусства.

Затраченные ресурсы: поездки в другие города; отправка бандеролей и заказных писем с работами студентов на конкурсы; покупка картриджей, бумаги, фломастеров и маркеров, папок и файлов для оформления исследовательских и творческих работ; изготовление фотографий; видеосъемка, - в основном, все материальные затраты  оплачиваю сама и некоторые студенты, так как почти многие ребята из малообеспеченных и приемных семей. В кабинете нет информационных приспособлений (интерактивной доски, проектора), поэтому, чтобы проверить и скорректировать каждый проект, приходится идти в кабинет информатики.

Практическое применение: Активное участие  в проекте позволило пополнить багаж знаний, восполнить пробелы по гуманитарным наукам; сформировалась  гражданская  активность и компетентность студентов.

Проект завершен, но некоторые ребята, отслужив в рядах Российской армии, приходят в техникум и  хотят снова участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

 

Раздел 4. Библиография

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Учебная литература, 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. (Школьному педагогу: Советы, рекомендации, решения Москва). Вербум. 2001.
  3. Леонтович А.В., Саввичев А.С.: Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. Издательство: Вако, 2014 г.
  4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. М.: Аркти, 2006.
  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников.  Издательство: Генезис, 2005 г.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2009.
  7. Ступницкая А.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  8. Ступницкая М.А. Материалы курса "Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся". М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2009.
  9. Третьякова С.В., Иванов А.В., Чистякова С.Н. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. Серия: Работаем по новым стандартам. Издательство: Просвещение, 2014 г.
  10. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: Корифей, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...