Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников
методическая разработка на тему

Маркин Сергей Геннадьевич

Освоить алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_3.docx122 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

 «Раменский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 практического занятия

по дисциплине: Тактика тушения пожаров

в группе 3ПБ/13

Тема: «Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников».

Преподаватель:    С.Г. Маркин 

Дата проведения «14» сентября 2015 г.

Протокол заседания

метод. совета ГБПОУ МО

«Раменский колледж»

от «___» __________2015 г. №___

Протокол заседания ПЦК «Техногенная безопасность»

от «___» __________2015 г. №___

Пояснительная записка

к методической разработке  практического занятия

по дисциплине «Тактика тушения пожаров»

по теме: «Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников».

     Данная методическая разработка предназначена для преподавателей  общепрофессиональных дисциплин, работающих в группах  по специальности «Пожарная безопасность».

При проведении данного практического занятия  могут быть использованы следующие технологии:

1. Групповые технологии – повышение мотивации обучения. Воспитание культуры общения учащихся, формирование чувства ответственности.

Формирование позитивного отношения к преподаваемой дисциплине.

2. Эдьютейнмент – расширение кругозора, познавательной деятельности обучающихся; формирование у обучающихся определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие у обучающихся внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения; воспитание у обучающихся самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; приобщение обучающихся  к нормам и ценностям общества; адаптация обучающихся к условиям среды.

3. Личностно – ориентированное обучение – создание необходимых условий для обучения и развития каждого обучающегося, учитывая индивидуальную способность усвоения полученной информации Эффективное накопление каждым обучающимся своего опыта. Формирование умений планировать свою деятельность на практическом занятии, правильно распределять рабочее время.

4. Проблемное обучение – творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей  за счет создания в сознании  обучающихся проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающегося по их разрешению. Пробуждение интереса обучающегося к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д.  через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.



Цели занятия: Рекомендовано для использования в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность»

Познавательный аспект:

  • Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать навыки и умения.
  • Формировать навыки – точные и безошибочно выполненные расчеты, проводимые по требуемому алгоритму.
  • Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  • Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на практическом занятии.

Развивающий аспект:

  • Развитие мышления – умение мыслить означает овладение следующими методами:
  • учить анализировать;
  • учить выделять главное;
  • учить сравнивать;
  • учить строить аналогии;
  • обобщать и систематизировать;
  • доказывать и опровергать;
  • Развитие сенсорной сферы
  • Развитие глазомера, ориентирование в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цветов, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
  • Развитие двигательной сферы 
  • Овладение моторикой мелких мышц, умения управлять своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений.

Воспитательный аспект:

  • «Другие люди»: гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.
  • «Я»: гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность,  добросовестность, ответственность, честность.
  • «Общество и коллектив»: чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченное неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам. Бережное отношение к имуществу, учебным пособиям, максимальная работоспособность.
  • «Труд»: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
  • «Родина»: добросовестность и ответственность, чувство гордости за ее успехи, озабоченность ее трудностями в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.

Формируемые профессиональные и общие компетенции:

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Тип занятия: Освоить алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников.

Вид занятия: Практическое

Межпредметные связи: Теория горения и взрыва; Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны.

Учебно-методическое обеспечение: «Сборник задач по основам тактики тушения пожаров (учебное пособие)», ИИ ГПС МЧС России, 2008 год

Ожидаемый результат:

  • Обучаемые освоят алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников;
  • Обучаемые выработают умения анализировать обстановку на пожаре и варианты использования водоисточников;
  • Обучаемые приобретут навыки по определению направления ведения действий с учетом использования водоисточников;

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

План занятия

  1. Организационная часть.
  2. Практическая часть.
  3. Заключительная часть.

Ход занятия

  1. Организационная часть - 5 минут
  • Проверка наличия студентов и их подготовленности к занятиям.
  • Доведение темы и целей занятия, порядка его проведения.

  1. Практическая  часть - 80 минут.
  1.  Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (теоретическая часть) - 10 минут.

Водоисточники, расположенные от места пожара на расстоянии более 300 м, считаются удаленными, в силу того, что большинство АЦ не смогут обеспечить подачу воды на тушение вывозимым количеством пожарных рукавов. В этом случае требуемое количество воды на тушение пожара обеспечивается подачей воды в перекачку или ее подвозом к месту пожара. Как показывает практика перекачивать и подвозить воду на тушение пожара можно на любые расстояния. Основным условием является обеспечение бесперебойной подачи воды к месту тушения пожара (ликвидации последствий ЧС).

Подача воды в перекачку. Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором развертывание обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих веществ пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и, в первую очередь, от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. При наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля, для организации подачи воды в перекачку рациональным можно считать расстояние до 2 км, при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км. В других случаях организуют подвоз воды автоцистернами. Перекачка воды на пожар и ликвидацию последствий ЧС может осуществляться следующими основными способами  (рисунок): из насоса ПА в насос ПА; из насоса ПА в цистерну ПА; через промежуточную емкость.

Перекачка осуществляется как по одной, так и по двум рукавным линиям. Для устойчивой работы систем перекачки необходимо на водоисточник устанавливать ПА с наиболее мощным насосом. Подпор в конце магистральной рукавной линии при перекачке должен быть: из насоса в насос – не менее  10 м; из насоса в цистерну – не менее  3,5-4 м; через промежуточную емкость – не менее  2 м.

Подвоз воды к месту пожара. Подвоз воды организуется при удалении водоисточников от места пожара на расстоянии более 2 км. Подвоз воды осуществляется пожарными и хозяйственными автоцистернами. При организации подвоза воды необходимо: рассчитать и сосредоточить у места пожара (ликвидации последствий ЧС) требуемое количество автоцистерн с необходимым резервом; создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн; создать у места пожара пункт расхода воды; обеспечить бесперебойность подвоза воды и подачи ее на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Наиболее распространенными способами заправки являются: самостоятельный забор воды пожарной автоцистерной из открытого водоисточника, от гидранта через пожарную колонку («а, е»); заправка емкости автоцистерн пожарной мотопомпой, пожарной машиной («б, в»); заправка автоцистерн с помощью гидроэлеватора и от пожарного крана применяется значительно реже  («г, д»).

Варианты расхода воды на месте тушения пожара: при недостаточном количестве АЦ на пожаре  («а»); при достаточном количестве АЦ на пожаре  («б»); с использованием промежуточной емкости  («в»).

2.2. Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (практическая часть) - 20 минут.

Порядок определения требуемого количества пожарных автомобилей для перекачки воды к месту пожара (ликвидации последствий ЧС):

1. В зависимости от схемы расхода воды на тушение пожара, определяем предельное количество напорных пожарных рукавов в магистральной линии от головного ПА –  до места пожара (места установки разветвления),  шт.:

                                           , где    

 – напор на насосе ПА, м;  – напор у разветвления ПА (принимается  на                     10 м больше, чем у насадка ствола (пеногенератора) ;  – напор у насадка ствола (пеногенератора);  – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности,  м;  – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) приборов тушения                     пожара, м;  – сопротивление пожарного рукава в магистральной рукавной линии;  – количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее загруженной магистральной рукавной линии от головного ПА (расход),  л/с.

2. Определяем длину ступени перекачки   в рукавах (предельное расстояние между пожарными автомобилями), шт.:

                                                  , где

 – напор в конце магистральной линии ступени перекачки (подпор), м;  – количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее загруженной магистральной рукавной линии между ПА в ступени перекачки, (расход),  л/с.

3. Определяем общее количество рукавов в магистральной линии   (от водоисточника до места установки разветвления головного автомобиля, с учетом рельефа местности),  шт:

                                                      ,                                                      

где:  – расстояние от места возникновения ЧС до водоисточника,  м; 20 – длина стандартного рукава,  м; 1,2 – коэффициент, учитывающий неровности местности.

4. Определяем число ступеней перекачки – :

                                                    .                                              

5. Определяем требуемое количество пожарных автомобилей:

                                                          .                                                

При установке головного автомобиля у места пожара (ликвидации последствий ЧС) расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки.

6. Определяем фактическое расстояние от головного автомобиля до места установки разветвления –  (в рукавах) с учетом количества рукавов в ступени перекачки:

                                                   .                                          

Полученные значения числа рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону. При определении числа ступеней округление производим в большую сторону.

Порядок определения требуемого количества автоцистерн для подвоза воды:

1. Определяем количество автоцистерн –  одинакового объема для подвоза воды с учетом бесперебойной работы приборов тушения на пожаре (различие в емкостях цистерн должно составлять не более 20 %),  шт.:

                                         ,                                            

где:  – время следования груженой (заправленной)  АЦ  от водоисточника к месту пожара,  мин.;  – время следования порожней (пустой)  АЦ  от места пожара к                     водоисточнику,  мин.;  – время заправки  АЦ  водой,  мин.;  – время расхода воды из  АЦ  на месте пожара,  мин.

При одинаковых скоростях движения заправленной и порожней АЦ   формула будет иметь вид:

                                                .                                          

2. Определяем время следования АЦ – ,  мин:

                                                      ,                                                    

где:  – расстояние от места пожара (ликвидации последствий ЧС) до                   водоисточника,  км;  – скорость движения  АЦ,  км/ч.

3. Определяем время заправки АЦ –  (зависит от способа заправки),  мин.:

                                                          ,        

где:  – объем цистерны,  л;  – средняя подача воды насосом, которым заправляют АЦ или расход воды из пожарной колонки, установленной на гидрант,  л/мин.

4. Определяем время расхода воды –  на месте пожара,  мин.:

                                                      ,                                            

                                                    ,                                          

где:  – число приборов подачи (водяных стволов, СВП, ГПС);  – расход воды из приборов подачи, расходующих воду,  л/с.

Для обеспечения бесперебойной подачи воды к месту пожара (ликвидации последствий ЧС), при организации подвоза цистернами одинакового объема, необходимо выполнение условия:

                                                             .                                            

2.3. Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (самостоятельная практическая часть) - 50 минут.

Перекачка воды.

По данным таблицы 1 требуется определить: необходимое количество ПА для подачи воды способом перекачки для тушения пожара; рукава магистральной линии прорезиненные, диаметром 77 мм, напор у ствола – 40 м. Показать схему перекачки.

Подвоз воды.

По данным таблицы 2 требуется определить: необходимое количество АЦ для подвоза воды при тушении пожара (ликвидации последствий ЧС); показать схемы заправки водой АЦ у водоисточника и расхода воды у места пожара.

Таблица 1

№ вар.

Пожарный автомобиль

Расстояние до места ЧС (пожара), м

Количество

и тип стволов

Перепад местности, м

Подъем стволов,

м

1

2

3

4

5

6

1

АН-40(130Е)

700

2 – РСК-50

0

+ 5

2

АНР-40-800

1000

3 – РСК-50

+ 10

+ 10

3

АНР-40(130)

900

2 – РСК-50

2 – РС-70

+ 5

0

4

АНР-40-1400

800

6 – РСК-50

– 7

+ 15

5

АНР-60-800

950

7 – РСК-50

– 10

0

Таблица 2

№ вар.

Пожарный автомобиль

Расстояние до места ЧС (пожара), м

Скорость движения, км/ч

Количество и тип стволов

Техника

на пункте заправки

1

2

3

4

5

6

1

АЦ-40-001-ИР

3000

30

2 – РСК-50

Г-600

2

АЦ-3-40(4326)

3200

35

1 – РСК-50

2 – РС-70

АН-40(130Е)

3

АЦ-6,0-40(5557)

4000

40

3 – РСК-50

АЦ-6,0-40(5557)

4

АЦ-5,0-40(4310)

3800

45

2 – РС-70

АНР–40(130)

5

АЦ-8,0-40(5557)

3400

30

1 – РСК-50

2 – РС-70

АЦ-8,0-40(5557)

3. Заключительная часть - 5 минут.

  • Подведение итогов занятия.
  • Раздача заданий для самостоятельной работы.

Составил:

Преподаватель                                                                                                    С.Г. Маркин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...

Расчет сил и средств на тушение условного пожара по заданным параметрам

Освоить алгоритм расчета сил и средств на тушение условного пожара по заданным параметрам с учетом обстановки на пожаре, путей распространения пожара и направления ведения действий по тушению условног...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИ ПОЖАРНЫЙ МДК.05.01 Организация и несение службы в подразделениях ГПС МДК.05.02 Тушение пожаров МДК.05.03 Пожарная и аварийно-спасательная техника

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,...

Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"

Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплав...

Презентация "Способы тушения лесных пожаров"

Для обеспечения охраны лесов от пожаров в системе лесного хозяйства создана специальная служба (наземная и авиационная), которая обеспечивает выполнение работ по предупреждению возникновения и распрос...

План урока "Средства тушения пожаров"

План урока "Средства тушения пожаров"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ....