«Молодёжная субкультура и риски в подростковой российской образовательной среде»
методическая разработка на тему
Профилактическая работа в образовательной среде предполагает взаимодействие с обучающимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на обучающегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе.
Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития». Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания полового, общеорганического и социально-культурного. Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Все эти изменения, происходящие в личности подростка, могут служить основаниями различных отклонений в поведении. Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Кон И.С., Личко А.Е., Мудрик А.В, Реан А.А. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков (Иванов Н.Я., Личко А.Е., Иванова Т.). Другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка выступает нарушения системы взаимоотношений между подростком и его родителями. На взаимосвязь эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем и неблагоприятных событий в детстве ребенка указывали такие классики психоанализа как А. Адлер, К.Хорни. Современные исследователи также единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений (Прихожан А.М., Спиваковская А.С., Царегородцева Л.М., Юстицкий В.В., Эйдемиллер Э.Г., Хямяляйнен Ю. и др.).
Кроме того, в наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, но не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура – «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
Бороться с такими проблемами очень сложно. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогической образовательной системы. Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется.
Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни, сложно отказаться от негативистских предубеждений к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, помочь в стрессовой ситуации, уберечь от необдуманных и порой агрессивных поступков, нередко приводящих к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше.
Мы надеемся, что данный вестник ответит педагогам на вопросы связанные с молодёжными рисками и субкультурами и поможет узнать много нового и полезного, почувствовать себя увереннее в сложных ситуациях с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-433506-1399578194.jpg)
Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»
Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492679-1412584685.jpg)
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711610-1447853138.jpg)
Формирование у обучающихся технологической компетентности в условиях мотивирующей интерактивной образовательной среды на базе цифрового и гуманитарного образовательного центра «Точка роста»
quot;Практика без теории ценнее, чем теория без практики"-Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-660169-1441033385.jpg)
Молодёжные субкультуры
В рамках программы по обществознанию изучается тема о молодёжных субкультурах. Молодёжные субкультуры - достаточно новое и многогранное явление в общественной жизни страны. Это понятие достаточн...
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов
Выступление на семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-635666-1439886068.jpg)
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...