«Молодёжная субкультура и риски в подростковой российской образовательной среде»
методическая разработка на тему

Чуткова Наталья Викторовна

Профилактическая работа в образовательной среде предполагает взаимодействие  с обучающимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на обучающегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе.

Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития». Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания полового, общеорганического и социально-культурного. Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Все эти изменения, происходящие в личности подростка, могут служить основаниями различных отклонений в поведении. Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Кон И.С., Личко А.Е., Мудрик А.В, Реан А.А. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков (Иванов Н.Я., Личко А.Е., Иванова Т.). Другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка выступает нарушения системы взаимоотношений между подростком и его родителями. На взаимосвязь эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем и неблагоприятных событий в детстве ребенка указывали такие классики психоанализа как А. Адлер, К.Хорни. Современные исследователи также единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений (Прихожан А.М., Спиваковская А.С., Царегородцева Л.М., Юстицкий В.В., Эйдемиллер Э.Г., Хямяляйнен Ю. и др.).

Кроме того, в наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, но не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура – «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».

Бороться с такими проблемами очень сложно. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогической образовательной системы.  Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется.

Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни, сложно отказаться от негативистских предубеждений к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, помочь в стрессовой ситуации, уберечь от необдуманных и порой агрессивных поступков, нередко приводящих к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше.

Мы надеемся, что данный вестник ответит педагогам на вопросы связанные с молодёжными рисками и субкультурами и  поможет узнать много нового и полезного, почувствовать себя увереннее в сложных ситуациях с воспитанниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestnik_subkultury.docx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»

Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

Молодёжные субкультуры

В рамках программы по обществознанию изучается тема о молодёжных субкультурах.  Молодёжные субкультуры - достаточно новое и многогранное явление в общественной жизни страны. Это понятие достаточн...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...